Вентиляторы охлаждения дизеля и их приводы

Главный вентилятор осевого типа, выбрасывая воздух из шахты холодильника через верхние жалюзи, создает в ней разрежение, которое обеспечивает поступление воздуха из атмосферы через боковые жалюзи в шахту. Движущийся воздух отбирает часть тепла от секций радиаторов, по которым сверху вниз проходит вода основного контура, охлаждающаяся за один ход на 5—7 °С.

Колесо главного вентилятора (рис. 86) представляет собой сварную конструкцию, состоящую из втулки 3, диска 2 и кольца /, на котором укреплены двенадцать лопастей 9. Каждая лопасть заканчивается резьбовым хвостовиком для крепления ее на кольце при помощи гайки 8. Угол наклона лопастей 32°. Диаметр колеса равен 1000 мм. При помощи втулки 3 колесо насажено на вал 17 и дополнительно закреплено на нем шпонкой 5 и гайкой 4.

Вал 17 вращается в двух подшипниках — верхнем роликовом 7 и нижнем шариковом 16. Роликовый подшипник 7 является опорно-упорным.

Рис. 86. Главный вентилятор: / — кольцо; 2 — диск; 3 - ■ втулка; 4, 8 — гайки; 5 — шпонка; б, 15 — крышки; 7 — роликовый подшипник; 9 — лопасть вентиляторного колеса; 10 -- обечайка; //, 18 — болты; 12 — кронштейн; 13, 19 — трубки подвода масла; 14 -- корпус; 16 — шариковый подшипник; 17 - вал вентиляторного колеса; 20 — кожух

Подшипники смонтированы в расточках стального корпуса 14 и закрыты съемными крышками 6 и 15, которые прикреплены к корпусу болтами 18. К корпусу 14 приварен стальной кожух 20, соединенный восемнадцатью приварными ребрами с обечайкой 10. Через кожух 20 проходят трубки 13 и 19, заканчивающиеся клапанными масленками для запрессовки смазки ЖРО в подшипники 7 и 16.

Обечайка 10 представляет собой сварное кольцо, состоящее из двух частей — нижней цилиндрической и верхней конической. Обечайка выполняет роль диффузора, направляющего поток воздуха из шахты к верхним жалюзи. Зазор между лопастями 9 и обечайкой равен 1 мм. Обечайка прикреплена к каркасу шахты холодильника при помощи четырех приваренных к ней кронштейнов 12, в каждом из которых просверлены два отверстия диаметром 11,5 мм для болтов //. Для уменьшения вибрации вентилятора под кронштейны 12 кладут резиновые прокладки. При частоте вращения колеса 1500 об/мин подача вентилятора составляет 22 м3/с.

Рис. 87. Привод главного вентилятора: / — вал привода главного вентилятора; 2, 11 — шпонки; 3, 12 — гайки; 4, 8 — скобы; 5,16 — вилки нижней карданной муфты; б — промежуточный вал; 7,15 — крестовины с игольчатыми подшипниками; 9, 13 — вилки верхней карданной муфты; 10 — вал вентиляторного колеса; 14 - масленка; 17 — игольчатый подшипник

Вал вентиляторного колеса соединен с вертикальным валом гидромеханического редуктора через наклонный вал и две карданные муфты. На верхнем коническом конце вертикального вала / гидромеханического редуктора (рис. 87) жестко укреплена при помощи шпонки 2 и гайки 3 вилка 16 нижней карданной муфты. Вторая вилка 5 этой же муфты свободно надета на шлицевой конец промежуточного вала 6. Обе вилки при помощи игольчатых подшипников 17 шарнирно соединены с крестовиной 15. Игольчатые подшипники свободно надеты на цапфы крестовины и стянуты с вилками при помощи скоб 4. Каждая скоба проходит через отверстия вилки и крепится к ней двумя гайками. Для смазывания шлицевого соединения верхней вилки и промежуточного вала предусмотрена масленка 14, через которую запрессовывают консистентную смазку ЖРО. Смазка из масленки 14 попадает также в кольцевую проточку в, выполненную на наружной поверхности стального диска а, который запрессован в крестовину 15. Из проточки смазка по отверстиям б проходит к игольчатым подшипникам.

Верхний конец промежуточного вала 6 соединяется с валом 10 вентиляторного колеса такой же по конструкции карданной муфтой с той лишь разницей, что вилки 9 и 13 муфты жестко закреплены на валах. Использование карданных муфт обусловлено соединением несоосных валов 1,6 и 10.

Вспомогательный вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха, охлаждающего воду вспомогательного контура при прохождении ее через секции радиаторов. Вентилятор осевого типа имеет электрический привод от электродвигателя МВХ мощностью 7,5 кВт. Двенадцатилопастное вентиляторное колесо диаметром 630 мм жестко укреплено при помощи шпонки и болта на цилиндрическом хвостовике вала якоря электродвигателя МВХ.

Электродвигатель привода вентилятора подвешен в вертикальном положении к обечайке, внутри которой вращается вентиляторное колесо. Обечайка сварена из трех частей: средняя часть цилиндрическая, а верхняя и нижняя части имеют форму конуса. К нижней конической части обечайки приварены лапы для крепления ее к каркасу шахты холодильника.

Привод компрессора | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей