Вспомогательные машины

К вспомогательным электрическим машинам тепловозов относятся электродвигатели: вентилятора холодильника вспомогательного контура МВХ(см. рис. 100), маслопрокачиваю-щего насоса МИ, объединенного регулятора дизеля СМД, калорифера МК и вентиляторов кабины машиниста MBOl — МВ04. Основные технические данные вспомогательных электрических машин приведены в приложении 1.

Электродвигатель МВХ (рис. 117), предназначенный для привода вентилятора холодильника вспомогательного контура, установлен в шахте холодильника тепловоза в вертикальном положении. К стальной цилиндрической станине 4 прикреплены четыре главных и четыре добавочных полюса. По торцам станины сделаны кольцевые проточки для центровки с подшипниковыми щитами. К обработанному приливу в средней части станины прикреплена двумя болтами Мб коробка зажимов 6. В станине предусмотрено также резьбовое отверстие под рым-болт.

Главные полюсы 14 состоят из наборного сердечника (150 листов электротехнической стали толщиной 1 мм, стянутых тремя заклепками) и катушки, намотанной из 28 витков медного изолированного провода и размещенной между двумя гетинаксовыми прокладками. Добавочный полюс 16 имеет цельный сердечник, на который надета катушка, намотанная из 38 витков медного изолированного провода. Катушка размещена между двумя изоляционными прокладками и упирается в полюсный наконечник, приваренный снизу к сердечнику. Каждый полюс прикреплен к станине двумя болтами М10.

На валу 5 якоря электродвигателя набран на шпонке сердечник 15, состоящий из 292 листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, стянутых двумя отлитыми из чугуна нажимными шайбами. Задняя нажимная шайба

Рис. 117. Электродвигатель МВХ\ I сьемная лента; 2 - -замок; 3, 7 — задняя и передняя нажимные шайбы; 4— станина; 5 вал якоря; 6 коробка зажимов; 8, 21 — шариковые подшипники; 9, II — передняя и задняя крышки; 10, 17 подшипниковые щиты; 12 - пенги-іяторное колесо; 13 обмотка якоря; 14 главный полюс; 15 сердечник якоря; 1Ь - доба вочный полюс; 18 коллектор; 19 -- щеткодержатель; 20 траверса; 22 - гайка; 23 болт: 24 ступица; 25 втулка 3 упирается в борт вала, а передняя шайба 7 после напрессовки дополнительно фиксируется стопорным кольцом, вставляемым в канавку, проточенную на валу. В пазах сердечника якоря уложена волновая обмотка 13, состоящая из 31 катушки (каждая катушка представляет собой три одно-витковые секции). Шаг обмотки по пазам 1 — 9, шаг по коллектору 1 — 47. Катушки укреплены в пазах сердечника якоря текстолитовыми клиньями. Лобовые части катушек крепят проволочными бандажами. Концы секций якорной обмотки припаяны к петушкам 93 коллекторных пластин.

Вал якоря вращается в двух шариковых подшипниках 8 и 21, установленных в расточках подшипниковых щитов. Подшипник 2/со стороны коллектора является опорно-упорным. Дополнительная фиксация этого подшипника осуществляется двумя гайками 22, навернутыми на конец вала. Камера смазки каждого подшипника образована передней 9 и задней // чугунными крышками, стянутыми шестью болтами Мб. В передней крышке опорного подшипника 8 сделано отверстие для прохода вала якоря, поэтому в качестве дополнительного уплотнения камеры смазки на вал напрессована до упора в подшипник стальная втулка 25. При сборке во внутренние полости подшипников 8 и 21 закладывают 80—100 г смазки ЖРО, а при текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 добавляют по 10 — 15 г. На тепловозах ЧМЭЗ с № 3256 вместо электродвигателя МВХ типа БМ5001 ставят электродвигатель типа МБ132М с подшипниками закрытого типа.

Подшипниковые щиты отлиты из чугуна и прикреплены к станине восемью болтами М8. В расточку нижнего подшипникового щита 17 запрессована траверса 20, дополнительно укрепленная тремя болтами Мб. На траверсе собраны четыре комплекта щеткодержателей 19. Комплект состоит из двух щеткодержателей (в каждом по одной щетке), прикрепленных болтами к цилиндрическому пластмассовому держателю, конец которого вставляется в зажим траверсы и фиксируется болтом.

Вентиляторное колесо 12, отлитое из алюминиевого сплава, напрессовано на вал 5 со шпонкой до упора в борт и дополнительно закреплено стопорным кольцом. Для входа и выхода воздуха, охлаждающего электродвигатель, в стальных съемных лентах У, закрывающих смотровые окна подшипниковых щитов, сделаны прорези (воздух засасывается со стороны коллектора и выбрасывается с противоположной стороны). Каждая лента укреплена пружинным замком 2.

На выступающий конец вала якоря, имеющий шпонку, напрессована и дополнительно укреплена болтом 23 (М12) ступица 24 сварного рабочего колеса осевого вентилятора холодильника. Двенадцатилопастное колесо диаметром 630 мм вращается внутри сварной обечайки, к которой электродвигатель МВХ подвешен при помощи шести болтов М16, ввернутых в резьбовые отверстия верхнего подшипникового щита 10. После крепления электродвигателя обечайку устанавливают на каркасе шахты холодильника.

Внутри коробки зажимов 6 укреплена двумя винтами Мб текстолитовая панель с четырьми болтами (зажимами), к которым присоединены выводы трех последовательно соединенных обмоток и два провода из внешней цепи. На схеме внутренних соединений электродвигателя (рис. 118, см. вкладку) зажимы обозначены 1Q1, 2Q2, S1 и S2. При работе электродвигателя ток от "плюса" вспомогательного генератора (или аккумуляторной батареи) по проводу 2502 поступает к зажиму 1Q1, проходит по двум параллельно соединенным катушкам добавочных полюсов разноименной полярности, затем по перемычке попадает к плюсовым щеткам, протекает по двум параллельным ветвям обмотки якоря к минусовым щеткам, от которых через перемычку и две параллельно соединенные катушки добавочных полюсов приходит на зажим 2Q2, соединенный перемычкой на панели с зажимом S2. Далее ток проходит по четырем соединенным последовательно-параллельно катушкам главных полюсов к зажиму S1, от которого по проводу 106 возвращается на "минус" ВГ(БА).

Электродвигатель МН (рис. 119,«) предназначен для привода маслопро-качивающего насоса, обеспечивающего предварительную прокачку масла перед пуском дизеля. К стальной станине 5 прикреплены двумя болтами каждый четыре главных и четыре добавочных полюса.

Сердечник главного полюса набран из 98 листов электротехнической стали, стянутых между собой четырьмя заклепками. Катушка главного полюса намотана из 875 витков изолированного медного провода квадратного сечения. К цельному сердечнику добавочного полюса 6 прикреплен двумя винтами Мб полюсный наконечник, являющийся упором для катушки, намотанной из 68 витков изолированного медного провода.

Сердечник 7 якоря набран из 192 листов электротехнической стали, стянутых двумя нажимными шайбами. В 23 пазах сердечника уложена волновая обмотка 8, каждая секция которой намотана из 16 витков изолированного медного провода. Шаг обмотки по пазам 1 — 7, шаг по коллектору 1 — 36. Коллектор 4 имеет 69 коллекторных пластин.

Рис. 119. Вспомогательные электродвигатели приводов: а — маслопрокачивающего насоса А/Я; б— вентилятора калорифера МК; 1, 11 — шариковые подшипники; 2 -траверса; Л 9 передний и задний подшипниковые щиты; 4— коллектор; 5 — станина; б- добавочный (для электродвигателя МК главный) полюс; 7— сердечник якоря; 8 ■- обмотка якоря; 10 — вентиляторное колесо; 12 -- вал якоря; 13 -- съемная лента; 14 — лапа

Якорь вращается в двух шариковых подшипниках / и //, установленных в расточках подшипниковых щитов. Подшипник У со стороны коллектора опорно-упорный. Передние и задние крышки, стянутые тремя винтами М5, образуют смазочные камеры, в которые закладывают смазку ЖРО. При ремонтах в камеру подшипника / смазку добавляют через отверстие в передней крышке, а в камеру подшипника 11 — через сверление в подшипниковом щите 9, заглушённое винтом М5. В задних крышках и передней крышке со стороны свободного конца вала поставлены сальники, предотвращающие загрязнение смазки и попадание ее внутрь электродвигателя.

Подшипниковые щиты отлиты из чугуна и прикреплены к торцам станины четырьмя болтами. Смотровые окна щитов закрыты съемной лентой 13, укрепленной пружинным замком. К переднему щиту 3 прикреплена тремя винтами чугунная траверса 2 с четырьмя текстолитовыми держателями, в каждом из которых укреплен щеткодержатель с одной щеткой.

Для самовентиляции электродвигателя служит отлитое из алюминиевого сплава вентиляторное колесо 10, которое крепится шестью винтами Мб к стальной ступице, напрессованной на вал 12. Выступающий конец вала якоря имеет шпоночную канавку для установки полумуфты. Вторая полумуфта укреплена на валике ведущей шестерни маслопрокачивающего насоса и соединяется с первой полумуфтой через проставку (см. рис. 65).

К станине прикреплена двумя винтами коробка зажимов, отлитая из стали. Внутри коробки укреплена текстолитовая панель, на которую выведены концы всех обмоток электродвигателя. За одно целое со станиной отлиты четыре лапы 14 (см. рис. 119, а), которые используются для крепления электродвигателя МН вместе с мас-лопрокачивающим насосом на кронштейне, приваренном к раме дизеля с левой стороны. Ввернутый в станину рым-болт служит для транспортировки насоса вместе с электроприводом.

Электродвигатель МК (рис. 119, б) служит для привода вентилятора калорифера и установлен в кабине машиниста под пультом управления. От электродвигателя МН он отличается меньшими размерами и отсутствием добавочных полюсов. Сердечник главного полюса набран из 75 листов электротехнической стали, катушка намотана из 1030 витков медной изолированной проволоки. Волновая обмотка якоря уложена в 21 пазу сердечника, набранного из 154 листов. Коллектор имеет 63 пластины. Шаг обмотки по пазам 1—6, шаг по коллектору 1—32. В каждом из четырех щеткодержателей, укрепленных на общей траверсе, находится по одной щетке. На выступающий конец вала якоря, имеющий шпонку, напрессована пластмассовая крыльчатка, дополнительно укрепленная винтом с левой резьбой.

Схемы внутренних соединений электродвигателей МН и МК даны на рис. 120, а и б. При установке на тепловозе к зажимам 1()1 и 2<22 электродвигателя МН присоединяют провода 207 и 108 из внешней цепи. От зажима /<2/ ток батареи проходит по двум последовательно соединенным катушкам добавочных полюсов, якорной обмотке и двум последовательно соединенным катушкам добавочных полюсов к зажиму 202. Одновременно по перемычке, соединяющей зажимы У<2/ и Ь/, ток поступает в обмотку параллельного возбуждения, пройдя по которой, приходит на зажим 02, соединенный перемычкой с зажимом 2(22. От зажима 202 ток возвращается на "минус" батареи.

К зажимам О/, К2 и К1 электродвигателя МК присоединены соответственно плюсовые провода 352, 353 и минусовый провод 108. От зажима К2 ток поступает в якорную обмотку, пройдя по которой, проходит к зажиму К1. От зажима О/ ток проходит по четырем последовательно соединенным катушкам обмотки параллельного возбуждения, возвращается на зажим 02, соединенный перемычкой с зажимом К1, и далее уходит на "минус" ВГ(БА).

Электродвигатель СМД (рис. 121,«), установленный на объединенном регуляторе дизеля, используется для привода кулачкового вала регулятора. В стальном цилиндрическом корпусе 4 укреплен наборный сердечник 13, выполненный в виде двух соединенных между собой полюсных наконечников, на которых помещены две катушки 15. Каждая катушка намотана из 2350 витков медной изолированной проволоки. По торцам корпуса поставлены отлитые из чугуна подшипниковые щиты 10 и 14, стянутые двумя шпильками, проходящими внутри корпуса. Для прохода шпилек в сердечнике сделаны два продольных паза а.

Якорь 5 вращается в двух шариковых подшипниках 2 и 9, запрессованных в расточки щитов. В 13 пазах сердечника якоря уложена петлевая обмотка с шагом по пазам 1—7. Она выполнена из 26 катушек, в каждой из которых по 63 витка медного изолированного провода. Коллекторных пластин 26. К переднему подшипниковому щиту ирифланцован двухступенчатый червячный редуктор /, через который вращение передается кулачковому валу регулятора (см. также рис. 177). В расточке щита 14 установлен резиновый сальник, предотвращающий попадание смазки из редуктора в электродвигатель. К заднему щиту 10 прикреплена двумя винтами МЗ текстолитовая траверса с двумя щет-

кодержателями // (в каждом по одной щетке). Щит закрыт крышкой 7 с отверстиями для прохода воздуха, охлаждающего электродвигатель. Вентиляторное колесо 3 укреплено на валу # якоря. Концы обмоток электродвигателя выведены из корпуса через резиновую втулку 16 и соединены с проводами цепей управления посредством штепсельного разъема 12, что позволяет быстро снимать и ставить электродвигатель при ремонтах (на рис. 121, а дана монтажная схема подсоединения обмоток электродвигателя к штырям штепсельного разъема).

В кабине машиниста установлены также четыре электродвигателя МВО для вентиляции кабины. Конструктивно электродвигатель МВО (рис. 121, б) почти не отличается от электродвигателя СМД. На полюсных наконечниках общего наборного сердечника установлены катушки обмотки возбуждения. Два продольных паза а в сердечнике служат для прохода шурупов, соединяющих переднюю 17 и заднюю 18 крышки, отлитые из алюминиевого сплава.

Рис. 120. Схемы внутренних соединений: а — электродвигателя МИ; б — электродвигателя МК; 1(21* 2()2 — начало и конец обмотки добавочных полюсов и якорной (электродвигателя МИ); К2, К1 - начало и конец якорной обмотки (электродвигателя МК); й1, й2 — начало и конец обмотки параллельного возбуждения

Обмотка якоря уложена в 12 пазах наборного сердечника; коллектор имеет 24 пластины. На выступающем конце вала якоря укреплено вентиляторное колесо. В передней крышке установлены два щеткодержателя со щетками.

В собранном виде электродвигатель закрыт защитным колпаком 20, состоящим из двух прилегающих друг к другу частей. Между корпусом и колпаком поставлена разъемная обойма 19.

К выступам б обоймы прикреплена двумя винтами 21 стальная скоба 22, используемая для крепления электродвигателя МВО к кронштейну, установленному на стенке кабины машиниста. Электродвигатели СМД и МВО постоянного тока с параллельным воз буждением.

Электрические машины | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Аккумуляторная батарея