Приведение тепловоза в движение

Для приведения тепловоза в движение реверсивную рукоятку контроллера ставят в положение требуемого направления движения, а главную рукоятку переводят с нулевой на 1-ю позицию.

Цепи управления реверсором, поездными контакторами и контактором К В (рис. 180). При постановке реверсивной рукоятки в положение "Вперед" или "Назад" замыкаются контакты КМР4 или КМРЗ реверсивного барабана контроллера, через которые от общего провода 202 ток по проводу 217 или 216 начинает проходить в катушку электропневматического вентиля привода реверсора ВПР1 (при движении вперед) или ВПР2 (при движении назад). Вентиль включается, и сжатый воздух из резервуара управления поступает в соответствующий цилиндр привода реверсора. После разворота реверсора в требуемое положение его силовые пальцы и сегменты подготавливают соединение обмоток возбуждения с обмотками якорей тяговых электродвигателей для движения тепловоза в заданном направлении. Одновременно замыкаются контакты блокировочного барабана реверсора. Через контакты Р2 (Р1) напряжение от провода 217 (216) подается на провод 218. Контакты Р4(РЗ) (см. рис. 100) подготавливают цепь питания катушек вентилей передней (задней) песочницы.

На 1-й позиции замыкаются контакты КМ2 и КМ7 главного барабана контроллера (см. рис. 180), которые остаются замкнутыми с 1-й по 8-ю позицию. Ток от провода 218 начинает течь через контакты КМ2, провод 225, контакты КМ7, перемычку на панели зажимов К1, провод 204, размыкающие контакты КД11, провод 277, размыкающие контакты КД21, провод 226, диод Д1, провод 266, контакты ОМ 11, ОМ21 и ОМ31 отключателей тяговых электродвигателей, провода 237, 238 и 265 в катушки поездных контакторов КП1, КП2 и КПЗ, пройдя которые, по проводам 120 и 119 уходит на "минус" вспомогательного генератора. Одновременно через резистор Р60 и провод 286 ток поступает на зарядку конденсатора С9, подключенного параллельно катушкам контакторов КП1 КПЗ.

После включения контакторов КП1 - КПЗ собирается цепь питания катушки контактора возбуждения тягового генератора: провод 226, замыкающие контакты КПП, провод 228, замыкающие контакты КП21, провод 229, замыкающие контакты КПЗ], провод 267, замкнутые контакты блокировки верхних дверей БК1 аппаратной камеры, провод 276, замкнутые контакты блокировки нижних дверей БК2, провод 254, размыкающие контакты Р32 реле заземления РЗ, провод 274, замкнутые контакты К электропневматического клапана автостопа (см. рис. 195), провод 294, размыкающие контакты Р12 промежуточного реле Р1 аппаратуры АЛСН, провод 242, замкнутые контакты реле давления воздуха РДВ (см. с. 311), провод 232, катушка контактора КБ, провод 119, общий "минус". Таким образом, тяговый генератор получает возбуждение после включения поездных контакторов КП 1 — КПЗ, т. е. при собранной силовой цепи движения тепловоза.

За счет разрядки конденсатора С9 отключение контакторов КП1 - КПЗ при переводе главной рукоятки контроллера на нулевую позицию задерживается на 1 — 2 с и происходит после отключения контактора КБ, т. е. после снятия возбуждения с тягового генератора. Это сделано для уменьшения подгара силовых контактов поездных контакторов. Диод Д1 предотвращает разрядку конденсатора С9 на катушку контактора КВ.

Цепи возбуждения возбудителя и тягового генератора (рис. 181). После включения контактора КВ начинается сначала независимое возбуждение, а затем и самовозбуждение возбудителя. Ток вспомогательного генератора течет от контактов КМ7 через зажим панели К1 (см. рис. 180), провод 205, замыкающие контакты КВ2 (см. рис. 181), провод 201, резистор 1181, провод 65, резистор Я82, провод 63, резистор Я83, провод 61, контакты ВВ02 переключателя "Регулятор мощности" и провод 88 в независимую обмотку //-" возбудителя, от которой по проводам 108 и 100 уходит на "минус" вспомогательного генератора.

Независимая обмотка создает магнитный поток, и во вращающейся якорной обмотке возбудителя начинает индуцироваться э.д.с. Ток самовозбуждения возбудителя идет от его плюсового зажима по проводу 50, силовым контактам контактора КВ, проводу 52, замыкающим контактам РУ51 и РУ54 (реле РУ5 выключается при переводе реверсивной рукоятки контроллера из положения "Пуск" в положение "Вперед" или "Назад" и включается только после включения контактора КВ), проводу 44, резистору Л101, проводу 51, резистору Я102, проводу 54, резистору Я103, проводу 62, реостату ЯРМ регулятора мощности (см. с. 311), проводу 64 в обмотку параллельного возбуждения В возбудителя и через перемычку и обмотку добавочных полюсов () приходит на "минус" возбудителя. При трогании тепловоза с места части резисторов Я102 и Я103 зашунтированы размыкающими контактами РУ24 и РУЗЗ.

Основной ток возбудителя от провода 52 поступает в независимую обмотку возбуждения /-'тягового генератора, от которой через обмотку добавочных полюсов <2 возбудителя уходит на его "минус". Резистор Я9, включенный параллельно силовым контактам контактора КВ, является разрядным и служит для гашения э.д.с. самоиндукции, возникающей при выключении контактора КВ. Получив возбуждение, тяговый генератор посылает ток в силовую цепь.

Силовая цепь при движении тепловоза вперед (рис. 182). От "плюса" тягового генератора по трем кабелям ток поступает на общую шину, от которой идет по трем параллельным ветвям.

Рис. 181. Цепи возбуждения возбуди!едя и тягового генератора

Рис. 182. Силовая цепь при движении тепловоза вперед

Первая ветвь: замкнутые силовые контакты контактора КП1, кабель 4, обмотки якорей и добавочных полюсов первого и второго тяговых электродвигателей, кабель 6, силовые контакты реверсора, кабель 7, обмотки возбуждения второго и первого тяговых электродвигателей, кабель 9, силовые контакты реверсора, шина 2.

Вторая ветвь: замкнутые силовые контакты контактора КП2, кабель 13, обмотки якорей и добавочных полюсов третьего и четвертого тяговых электродвигателей, кабель 15, силовые контакты реверсора, кабель 16, обмотки возбуждения четвертого и третьего тяговых электродвигателей, кабель 18, силовые контакты реверсора, шина 33, токовые катушки реле переходов РП1 и РП2, шина 2.

Третья ветвь: замкнутые силовые контакты контактора КПЗ, кабель 31, обмотки якорей и добавочных полюсов пятого и шестого тяговых электродвигателей, кабель 39, силовые контакты реверсора, кабель 36, обмотки возбуждения шестого и пятого тяговых электродвигателей, кабель 37, силовые контакты реверсора, шина 34. шунт амперметров АІ и АҐ тока нагрузки тягового генератора.

Обе шины 2 присоединены к минусовому зажиму шунта амперметра А1 (см. рис. 145, б), от которого по трем кабелям 2 и обмотке добавочных полюсов тягового генератора ток возвращается на его "минус".

Протекающий по обмоткам тяговых электродвигателей ток создает вращающий момент на валах якорей двигателей, который через тяговые редукторы передается на колесные пары тепловоза.

Дистанционное управление дизелем | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Реверсирование тепловоза