Приведение тепловоза в движение

Переключатель ПЭ "Электроника" ставят в положение "Включено", реверсивную рукоятку контроллера — в положение требуемого направления движения, а главную рукоятку переводят с нулевой на 1-й тяговую позицию.

При постановке реверсивной рукоятки в положение "Вперед" ("Назад") замыкаются контакты КМР4 (КМРЗ) реверсивного барабана контроллера (рис. 209), через которые от провода 202 ток течет по проводу 2/7 (2/6), размыкающим контактам реле РВР, проводу 725(727) в катушку вентиля ВПР1 (ВПР2). После разворота реверсора в соответствующее положение через контакты Р2 (РІ) его блокировочного барабана напряжение от провода 2/7 (2/6) подается на провод 218.

На всех тяговых позициях замкнуты контакты КМ6 главного барабана контроллера. Поэтому при постановке главной рукоятки на 1-й тяговую позицию ток от провода 202 направляется через контакты К Мб, размыкающие контакты Р/2, замкнутые контакты А' электропневматического клапана автостопа, замкнутые контакты ІЮ5 (переключатель "Обогрев" вы ключей) и провод 688 в катушку реле РЕ.

После включения реле РЕ питание получает катушка вентиля ВПЕ привода тормозного переключателя по цепи: провод 218, замкнутые контакты ПОб, провод 723, замыкающие контакты РЕ2, размыкающие контакты КТ72, КТ12, КТ22, КТ32, провод 617, катушка вентиля ВПЕ.

Тормозной переключатель ЕТ переводится в положение "Езда" (если он находится в положении "Торможение") или продолжает оставаться в этом положении. Через контакты ЕТ15, замкнутые в положении "Езда", напряжение подается на провод 629, от которого через контакты ОМ 11, ОМ21 и ОМ31 отключателей тяговых электродвигателей получают питание катушки вентилей ВКП1 — ВКПЗ приводов поездных контакторов.

Через замыкающие контакты РЕЗ (между проводами 629 и 612) напряжение подается на электронный блок УСЯРЗ-005, установленный в минусовой цепи катушек вентилей ВКП1 — ВКПЗ. Блок обеспечивает включение поездных контакторов и отключение их с выдержкой времени 0,5 с (для уменьшения подгара силовых контактов контакторов).

После включения поездных контакторов КП1 — КПЗ собирается цепь питания катушки контактора КВ: провод 218, замкнутые контакты ПОЗ, размыкающие контакты КОП, замыкающие контакты РЕ1, КП31, КП21 и КПП, провод 226, размыкающие контакты КД21 и КДП, провод 267, замкнутые контакты БК1 — БК4 блокировок дверей аппаратной камеры, провод 608, размыкающие контакты РЗ, замкнутые контакты реле РДВ1, провод 232, катушка контактора КВ.

Одновременно через замыкающие контакты поездных контакторов ток поступает в катушку реле блокировки реверсора РБР. Когда это реле включается, катушка вентиля ВПР1 (ВПР2) начинает питаться через контакты Р6 (Р5)блокировочного барабана реверсора, провод 724 (726) и замыкающие контакты РБР.

Таким образом, реле РБР не допускает перевод реверсора из одного рабочего положения в другое, если какой-либо поездной контактор (или контактор КТ7) остался включенным.

После включения контактора KB возбудитель получает сначала независимое возбуждение, а затем и самовозбуждение. От провода 202 (рис. 210) ток направляется через контакты ПЭ2, провод 357, часть резистора R83, провод 661, контакты ВВ05, провод 733, замыкающие контакты КВ2, провод 88 в независимую обмотку возбудителя, а затем уходит на "минус" ВГ через электронный блок YKS5 регулятора ЭР.

Ток самовозбуждения возбудителя протекает по цепи: "плюс" В, провод 50, силовые контакты контактора KB, провод 52, замыкающие контакты РУ51 и РУ54, проводи, размыкающие контакты РСМД2, провод 732, резисторы R102, R103 и R104 (их сопротивление меняется в зависимости от позиции), реостат RPM регулятора мощности, провод 64, контакты ЕТ13 тормозного переключателя ЕТ, провод 600, обмотка параллельного возбуждения В, провод 601, контакты ЕТ11 переключателя, провод 53, обмотка добавочных полюсов возбудителя, "минус" В. Основной ток возбудителя от провода 52 поступает в независимую обмотку возбуждения тягового генератора Fl — F2, от которой через обмотку добавочных полюсов возбудителя возвращается на его "минус".

При движении тепловоза вперед собирается следующая силовая цепь (см. рис. 205). От "плюса" тягового генератора ток идет по трем параллельным ветвям.

Первая ветвь: кабель /, замкнутые силовые контакты контактора КП1. шина 700, шунт Ш1, кабель 4, обмотка якорей и добавочных полюсов первого и второго тяговых электродвигателей, кабель 6, силовые контакты реверсора, кабель 7, обмотки возбуждения второго и первого тяговых электродвигателей, кабель 9, силовые контакты реверсора, шина 704, силовые контакты тормозного переключателя ЕТ. кабель 2.

Вторая ветвь: кабель /, замкнутые силовые контакты контактора КП2. шина 705, шунт Ш2, кабель 13, обмотки якорей и добавочных полюсов третьего и четвертого тяговых электрол в и га гелей, кабель /5, силовые контакты реверсора, кабель 16, обмотки возбуждения четвертого и третьего тяговых электродвигателей, кабель ІН. силовые контакты реверсора, шина 33, силовые контакты переключателя ИГ, кабель 2.

Рис. 210. Цепи возбуждения возбудителя и тягового генератора

Третьи ветвь: кабель /, замкнутые силовые контакты контактора КПЗ, шина 7К/, шунт ШЗ, кабель 31. обмотки якорей и добавочных полюсов пятого и шестого тяговых электродвигателей, кабель 30. силовые контакты реверсора, кабель І6, обмотки возбуждения шестого и пятого тяговых электродвигателей, кабель 37, силовые контакты реверсора, шина 34, шунт Ш4 килоамперметра А /. кабель 2. По трем кабелям 2 и обмотке добавочных полюсов тутового генератора ток возвращается на его "минус".

При развороте реверсора в положение "Назад" силовые контакты реверсора переключаются, обеспечивая протекание тока по обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей в про і ивоно.тожном направлении. Например, если при движении вперед по обмоткам возбуждения пятого и шестого тяговых электродвигателей ток протекал от зажима 52 к зажиму 5/, то при движении назад ток потечет от >ажима £/ к зажиму 52(см. также§ 73).

На тепловозах ЧМ')ЗТ первого выпуска силовые контакты тормозного переключателе Е'Г установлены также между якорными обмотками и обмотками возбуждения тяговых электродвигателей. О тепловоза ЧМЭЗТ -6245 эти контакты сняты, что позволило упростить конструкцию самого переключателя (см. рис. 158).

Дистанционное управление дизелем | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей