Уход за дизелем

Общие сведения по уходу. Надежная работа дизеля в процессе эксплуатации зависит главным образом от правильного и своевременного технического ухода за всеми его узлами и системами. Уход заключается в повседневном наблюдении за работой, своевременном устранении неисправностей, а также в проведении текущих осмотров, направленных на предупреждение неисправной работы дизеля.

Наиболее важным условием обеспечения надежной работы дизеля при повседневном его обслуживании является соблюдение требуемых режимов охлаждения и смазки, а также применение масел, воды и топлива соответствующего качества. Во время осмотров должны выполняться необходимые ремонты и регулировки.

При этом проверяют:

а) состояние всего крепежа дизеля, пружин клапанов, рабочих поверхностей втулок цилиндров, шестерен привода, рычагов толкателей и их роликов, состояние деталей топливного насоса и наличие зазоров между кулачками вала топливного насоса и роликами толкателей при поднятых и застопоренных толкателях;

б) положение вкладышей коренных и шатунных подшипников, их диаметральные зазоры и зазоры «на масло», которые должны быть равны соответственно 0,05 - 0,14 и 0,11 - 0,25 мм, 0,03 - 0,14 и 0,10 - 0,20 мм. Отсутствие на сетках рамы выкрошенных частиц баббита из подшипников коленчатого и распределительного валов;

в) интенсивность поступления масла из оси паразитной шестерни на зубья, из жиклеров рычагов клапанов впуска и выпуска, а также к подшипникам ротора турбокомпрессора;

г) исправность работы турбокомпрессора, механизмов аварийного выключения дизеля, электропневматического сервомотора, реле давления, масла и форсунок (проверяют на стенде);

д) величины зазоров между бойками ударников и колпачками клапанов, которые должны быть в пределах 0,5 ± 0,05 мм;

е) расход топлива и давление сгорания по цилиндрам на номинальной мощности.

При осмотрах промывают фильтры масляной системы турбокомпрессора и воздухоочистителя и заменяют масло в регуляторе. В случае необходимости производят также регулировку равномерности нагрузки по цилиндрам, проверку и регулировку углов опережения подачи топлива, регулировку зазоров между бойками ударников и колпачками клапанов и другие работы.

Замена масла в регуляторе. Основные причины неудовлетворительной работы регулятора-это загрязненность и пониженная вязкость масла. Поэтому во всех случаях неисправной работы регулятора необходимо в первую очередь промыть внутренние полости его корпуса и сменить масло. Свежее масло должно быть обезвожено и профильтровано через шелковое полотно.

Промывку полостей регулятора производят сначала дизельным топливом, а затем свежим маслом. При промывке регулятора дизельным топливом дизель запускают на 3 -5 мин, а при промывке свежим маслом - на 5 - 10 мин. После промывки регулятор заправляют свежим маслом.

Заправленный свежим маслом регулятор содержит в каналах и полостях воздух. Для выпуска воздуха отворачивают на 2-3 оборота регулировочную иглу и дают дизелю работать в течение 5 - 8 мин неустойчиво. По истечении 5-8 мин, постепенно завертывая иглу, добиваются устойчивой работы дизеля. Для обеспечения надежного пуска дизеля иглу отворачивают обычно от упора приблизительно на 1/4 оборота. Окончательное регулирование открытия иглы должно производиться на хорошо прогретом дизеле. По окончании регулирования отверстие под иглу закрывают пробкой и пломбируют,

Уход за воздухоочистителем. Уход заключается в своевременной промывке кассет и масляной ванны и в обеспечении плотного прилегания резинового уплотнения корпуса воздухоочистителя к колесу.

Кассеты вываривают в водном растворе (1% кальцинированной соды, 1% жидкого стекла, 1% мыла и 1% хромпика), подогретом до 80 -90ЧС в течение 15 - 20 мин. После выварки кассеты промывают чистой водой, продувают сухим сжатым воздухом и смазывают дизельным маслом.

Очистку масляной ванны от грязи выполняют специальным скребком. После очистки ванну промывают дизельным топливом, продувают сухим сжатым воздухом и заполняют дизельным маслом.

В зимнее время в воздухоочиститель заливают смесь, состоящую из 50% масла и 50% дизельного топлива.

Промывка центробежного фильтра. Центробежный фильтр масла промывают разобранным. Скребком очищают стенки ротора от грязи, после чего все детали промывают в осветительном керосине. Ротор собирают по имеющимся меткам и цифрам клеймения. В случае замены деталей ротор должен быть отбалансирован. Небаланс не должен превышать 5 кгс • см.

Регулировка равномерности нагрузки по цилиндрам. Необходимость регулировки возникает в тех случаях, когда разность температур по цилиндрам превышает 30° С, а разность максимальных давлений - 2 кгс/смг, а также когда максимальное давление сгорания в отдельных цилиндрах более 65 (на дизеле 2Д50М) или 70 кгс/см2 (на дизеле ПД1М).

Признаки необходимости регулировки: появление необычных стуков в деталях кривошипно-шатунного механизма, дымный выпуск, остановка дизеля при полном сбросе нагрузки или работа на частоте вращения, превышающей 300 + 15 об/мин.

До того как приступить к регулировке, следует убедиться в исправности секций топливного насоса, форсунок и трубок высокого давления. Равномерность нагрузки по цилиндрам необходимо проверять на режиме полной мощности и на минимальной частоте вращения под нагрузкой 10 - 15 кВт Регулировку производят изменением подачи топлива в цилиндры путем завертывания или отвертывания гаек вилки зубчатой рейки секции (рис. 42), а также подрегулировкой подачи топлива. г При повороте гаек на пол-оборота (180 температура выпускных газов изменяется примерно на 8 - 10° С. Для уменьшения подачи топлива в цилиндр и температуры выпускных газов гайки необходимо завернуть, а для увеличения-отвернуть.

Снижение максимального давления сгорания и уменьшение разности максимальных давлений до допустимых значений следует производить подрегулировкой угла опережения подачи топлива за счет изменения длины регулировочного болта толкателя топливного насоса. Если после регулировки давления сгорания при полном сбросе нагрузки дизель глохнет или не снижает частоту вращения до 300 + 15 об/мин, то поворотом вилки на один и тот же угол следует равномерно изменить подачу топлива по всем цилиндрам. По окончании регулировки гайки крепления вилок зубчатых реек топливного насоса необходимо опломбировать.

Регулировка зазоров между бойками ударников и колпачками клапанов. Для компенсации теплового удлинения деталей механизма газораспределения между бойками

ударников и колпачками впускных и выпускных клапанов должен быть выдержан зазор 0,5 ± 0,05 мм.

Проверку и регулировку зазоров производят следующим образом. Вращением коленчатого вала по ходу устанавливают механизм газораспределения в такое положение, при котором ролик штанги проверяемых клапанов будет опираться на затылок кулачка распределительного вала, после чего, завинчивая толкатель рычага (см. рис. 15), плотно прижимают ролик к затылку кулачка, а бойки обоих ударников-к колпачкам клапанов.

Плотность прижатия бойка ударников к колпачкам клапанов проверяют щупом 0,05 мм. Убедившись в отсутствии зазоров, затягивают контргайку толкателя. Вывернув на 1,5 грани ударник, вновь проверяют зазоры между бойками ударников и колпачками клапанов, которые должны быть равны 0,5 ± 0,05 мм. После замера зазоров положение каждого ударника фиксируют стяжным болтом.

Проверка и регулировка углов опережения подачи топлива. Проверку регулировки углов опережения подачи топлива производят в такой последовательности.

При снятых лючках смотровых окон на секциях топливного насоса вращением коленчатого вала по ходу совмещают среднюю кольцевую риску на окне стакана толкателя при его движении вверх с риской на окне секции. После совмещения рисок проверяют совпадение метки начала подачи топлива соответствующего цилиндра на валоповоротном диске коленчатого вала с верхней кромкой установочной стрелки. При таком положении отклонение допускается не более ± 3 мм. Если это условие не выполняется, необходимо провернуть коленчатый вал сначала против хода на 20 - 30°, затем, поворачивая его снова по ходу, совместить соответствующую метку с верхней кромкой стрелки с точностью до + 1 мм. После этого на картере топливного насоса снимают переднюю крышку и регулируют болтом толкателя совпадение средней кольцевой риски на стакане толкателя с риской на окне секции. Совместив риски, фиксируют положение болта толкателя контргайкой.

На дизелях, не имеющих меток на валоповоротном диске, перед проверкой момента начала подачи топлива находят предварительно по градуированному диску в. м. т. шестого цилиндра, после чего определяют фактическую величину угла опережения подачи топлива.

Ситсема управления дизелем | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Уход за дизелем