Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея типа 32-ТН-450 предназначена для питания генератора тепловоза при запуске дизеля, а также цепей управления и освещения тепловоза при неработающем вспомогательном генераторе. Батарея состоит из последовательно соединенных между собой 32 аккумуляторов. Для удобства транспортировки и монтажа, а также защиты от механических повреждений отдельные аккумуляторы размещены в восьми деревянных секционных ящиках, по четыре аккумулятора в каждой секции. Внешняя и. внутренняя поверхности ящиков окрашены черным кислотостойким лаком.

Аккумуляторы ТН-450 имеют пластины намазного типа, представляющие собой отлитые из свинцово-сурьмянистого сплава решетки, в ячейках которых запрессована активная масса. Между пластинами установлены сеператоры, состоящие из ребристого минипласта со стекловойлоком. Аккумуляторы вмонтированы в эбонитовые баки, закрываемые эбонитовыми

Таблица 7

крышками. В крышках имеются заливочные отверстия, закрываемые специальными пробками с вентиляционными отверстиями. Уплотнение пробки во время эксплуатации осуществляется за счет резиновой шайбы, надеваемой на каждую пробку. Промежутки между стенками эбонитовых баков и крышек залиты специальной кислотоупорной мастикой, которая пря температурах от - 30 до -+- 60° С обеспечивает герметичность уплотнения между крышкой и баком.

Аккумуляторы соединены в аккумуляторную батарею путем последовательного включения между собой. Контактные выводы аккумуляторов и секций соединены медными плоскими перемычками. Детали контактных выводов и соединительные перемычки освинцованы для предотвращения коррозии под действием кислоты.

Заряженная аккумуляторная батарея имеет напряжение при разомкнутой цепи 64-66 В. Емкость батареи в зависимости от режима разряда соответствует данным табл. 7.

Приведенные в табл. 7 величины емкостей гарантируются: для 6-часового режима разряда после трех тренировочных циклов, для 5-минутного режима разряда после четырех тренировочных циклов, 10-часового режима разряда после девяти тренировочных циклов и прерывистый разряд в количестве 15 толчков после шести циклов.

При температуре электролита, отличной от -+- 30° С, емкость на всех режимах практически уменьшается на 1 % на каждый градус снижения начальной или средней температуры электролита от +30° С. Среднесуточная потеря емкости (саморазряд) неработающей батареи при температуре + 20 ± ±5° С составляет при 15-суточном бездействии 0,75%, при 30-суточном бездействии - 0,5%.

Электролитом для батареи служит раствор, получаемый смешением аккумуляторной кислоты (ГОСТ 667-73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Потребное количество электролита для заливки одной новой батареи составляет около 225 л. Удельный вес электролита, приведенный к удельному весу при температуре + 30° С, в заряженных аккумуляторах на тепловозах, работающих в южной части страны (Средняя Азия, Закавказье), должен быть круглый год 1,240-1,250; на тепловозах, работающих в северной части страны, в летние месяцы 1,240-1,250, а в зимние месяцы его целесообразно повышать до 1,260-1,270.

Для приготовления электролита применяют стойкую против действия серной кислоты посуду: керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном помешивании кислоту. Порядок приготовления электролита, заливка новых аккумуляторов электролитом, зарядка тренировочными циклами и подготовка для установки на тепловоз строго определяются инструкцией завода-изготовителя.

На тепловозах батарея размещена в специальном аккумуляторном отсеке за кабиной машиниста (рис. 141). Батарея установлена в два ряда по четыре секции в каждом ряду. Секции, стягивающиеся продольными и поперечными балками, укреплены на съемных поддонах. Под секции подложены деревянные бруски 5.

На случай появления течи банок предусмотрен слив электролита из поддонов по трубам 7 и 5 и воронкам 9.

На тепловозе при работающем дизеле батарея работает в режиме постоянного подзаряда от вспомогательного генератора напряжением 75 ± ±3% В. Нормально после начала работы вспомогательного генератора ток подзаряда составляет 40-50 А, а затем по мере подзаряда батареи и возрастания напряжения на зажимах аккумуляторов постепенно уменьшается до 5 А, что является косвенным показателем заряженного состояния батареи.

Батарея в эксплуатации требует практически повседневного тщательного осмотра и не реже чем через каждые 3 дня. При этом внешним осмотром проверяют состояние батареи и устраняют мелкие дефекты.

При очередных* осмотрах проверяют:

а) уровень электролита во всех аккумуляторах, который должен быть не ниже 15 мм над щитком. В аккумулятор с недостаточным уровнем электролита доливают дистиллированную воду. Электролит в аккумулятор доливают только в том случае, если заведомо известно, что понижение уровня произошло вследствие расплескивания его;

б) удельный вес электролита во всех аккумуляторах, который при необходимости снижается додивкой дистиллированной воды. Аккумуляторы с пониженным удельным весом относительно остальных при первой возможности подзаряжают от постороннего источника до постоянства напряжения в течение 2 ч непосредственно на тепловозе. Если после подзаряда удельный вес электролита этих аккумуляторов не достигает необходимой величины, то их отправляют в ремонт;

в) температуру электролита во всех аккумуляторах (непосредственно после работы тепловоза), которая может отличаться не более чем на 5° С. Если повышенная температура в отдельных аккумуляторах наблюдается систематически, то такие аккумуляторы при первой возможности снимают

с тепловоза для осмотра ______ и ремонта;

г) напряжение на зажимах всех аккумуляторов, которое проверяют под током. Если напряжение на отдельных аккумуляторах будет значительно ниже, чем на остальных, и при этом удельный вес электролита также ниже, то производят их подзарядку от постороннего источника;

д) вентиляционные отверстия, которые при необходимости прочищают И промывают;

е) контактные зажимы, которые при наличии на них окислов, а также ослабления очищают чистой сухой салфеткой, смазывают вазелином, после чего подтягивают гайки;

ж) поверхность крышек, с которых вытирают пыль и капли кислоты.

Батарея требует ремонта в случае течи банок, короткого замыкания между разнополюсными пластинами и загрязнения электролита. Короткое замыкание возникает в результате повреждения сепарации или образования «мостиков» шлама между пластинами и распознается по понижению напряжения аккумулятора как при заряде, так и при разряде понижению удельного веса электролита, не устраняемому дополнительным подзарядом, а также по повышению температуры электролита.

Рнс. 141. Установка аккумуляторной батареи на тепловозе ТЭМ2:

1 - вентиляционный колпак; 2 - неподвижная поперечная балка; 3 -подвижная поперечная балка; 4 - секции аккумуляторов; 5 - деревянные бруски; 6 - поддон; 7, 8 - сливные трубы; 9 - воронка

Загрязнение электролита происходит от попадания посторонних предметов и примесей и внешне проявляется в понижении напряжения и емкости аккумуляторов, не устраняемых путем дополнительного подзаряда. Кроме того, если в эксплуатации в случае более или менее длительной разрядки батареи в зимнее время без подзарядки удельный вес электролита падает до 1,15-1,10, то возникает опасность замерзания электролита. Учитывая при этом значительное снижение емкости при низких температурах электролита, следует в зимнее время поддерживать батарею полностью заряженной.

Находящуюся в длительном бездействии батарею через каждые 15 суток подзаряжают током 40 А до постоянства удельного веса электролита и напряжения в течение 2 ч. В конце каждого подзаряда корректируют уровень и удельный вес электролита путем доливки дистиллированной воды.

По условиям работы на тепловозе батарея не подвергается глубоким разрядам, находясь все время в заряженном состоянии. Такие условия работы вредно отражаются на состоянии отрицательных пластин и постепенно приводят их к потере емкости вследствие усадки активной массы. Для предотвращения этого явления батарею тепловоза подвергают лечебным разрядам не реже одного раза в шесть месяцев. Порядок проведения лечебного разряда определяется инструкцией завода-изготовителя.

Аккумуляторная батарея 32-ТН-450 на тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2 при квалифицированном уходе и систематическом проведении лечебных разрядов работает устойчиво со средним сроком службы 3,5-4,5 года.

Электрическая аппаратура | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Аккумуляторная батарея