Кузов тепловоза

Кузов тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2 - капотного типа, имеет ряд преимуществ перед кузовным. Основное - это хорошая видимость из кабины машиниста в обоих направлениях, что особенно важно для маневровой службы. Кузов (рис. 177) состоит из пяти главных частей: кузова холодильной камеры 1, кузова над двигателем 2, кузова над аппаратной камерой 3, кабины машиниста 4 и кузова над аккумуляторами 5.

На тепловозе ТЭМ1 кузов над двигателем и кузов над аппаратной камерой являются съемными, остальные части кузова приварены к раме тепловоза.

На тепловозе ТЭМ2 съемным является только кузов над двигателем. Съемные кузова прикрепляют к главной раме тепловоза болтами и соединяют с другими частями кузова на тепловозе ТЭМ1 болтами, а на тепловозе ТЭМ2 - при помощи клинового крепления, состоящего из двух упоров 32 и клина 33. Места соединения кузовов закрывают специальными заделками //.

Для удобства в обслуживании и доступа к агрегатам и узлам тепловоза при ремонте в кузове имеются боковые двери, съемные листы и люки на крыше. По краям крыши вдоль тепловоза выполнено ограждение 21 из труб.

Кабина машиниста. На тепловозах ТЭМ1 кабина машиниста (рис. 178) и кузов над аккумуляторами сделаны как единый монтажный узел, а на тепловозах ТЭМ2 в этот узел включен также и кузов над аппаратной камерой. Приварку кузова к кабине производят до изоляции кабины. Кабина внутри покрыта тепло- и звукоизоляцией. Для снижения шума, проникающего в кабину, каркас ее внутри покрыт противошумной мастикой № 579 ТУ-6-10-1268-72 слоем толщиной 5-6 мм.

Стены кабины изолированы пакетами изоляции из мипоры и обшиты твердой древесноволокнистой плитой. Кроме того, для большего снижения уровня шума в кабине потолок и верхние торцовые части ее покрыты матами из капронового волокна и обшиты перфорированными алюминиевыми листами.

Значительное влияние на уровень шума в кабине оказывает изоляция пола. На тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2 настил пола выполнен в виде отдельных щитов, состоящих из фанерной плиты толщиной 25 мм, изолирующего слоя толщиной 16 мм и обшивочного листа из твердой древесноволокнистой плиты. По контуру щитов в местах установки их на металлоконструкцию наклеена губчатая резина толщиной 8 мм. Сверху щиты закрыты линолеумом. В настиле пола имеются люки для доступа к соединениям трубопроводов, проходящих в каркасе кабины. Оконные и дверные проемы внутренней обшивки закрыты штабиками. Все окна в кабине имеют одинарное остекление. Стекла марки сталинит толщиной 5 мм уплотнены по контуру профильной резиной. Средние боковые окна в кабине раздвижные.

Рис. 177. Кузов тепловоза ТЭМ2:

1- холодильная камера; 2 - кузов над двигателем; 3- кузов над аппаратной камерой; 4 - кабина машиниста; 5 - кузов над аккумуляторами; 6 - корпус задней песочницы; 7 - дверь аккумуляторной камеры; 8, 17 - съемные листы для доступа к электрооборудованию; 9 - дверь для доступа к двухмашинному агрегату; 10 - съемный лист для, выемкн двухмашинного агрегата; 11- заделка межкузовных соединений; 12 - дверь кузова; 13 - люк для загрузки песка; 14 - корпус передней песочницы; 15 - кронштейн для крепления антенны; 16, 29 - жалюзи перед вентиляторами охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек; 18 - люк для подключения проводов при реостатном испытании; 19 - съемный лист для доступа к водяному баку; 20 - съемный лист для доступа к вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей аадней тележки 21 - ограждение; 22 - люкн над двигателем; 23 съемный лист для доступа к воздушному фильтру; 24 - жалюзи воздушного фильтра; 25 - люк для доступа к воздухоохладителю; 26 - люк для выемки турбовоздуходувки; 27- люк для выемки компрессора; 28 - ветнляцнониый люк; 30- место расположения светового номера; 31- люк над аккумуляторами; 32 - упор; 33 - клин; 34- нища для прожектора

Рис. 178. Расположение оборудования в кабине машиниста:

1- сиденье, 2 - подлокотник; 3 - вентилятор; 4 - огнетушитель; 5 - кнопка локомотивной сигнализации (белый свет); 6 - светильник; 7 - светофор; 8 -~ датчик температуры ДТКБ-53; 9 - динамик; 10 - светильник зеленого света; )1- шкаф; 12 - окно раздвижное; 13 - теневой щиток; 14 - пульт управления радиостанцией; 15 - параван; 16 - электрическая схема; 17 - бумагодержатель; 18 - скоростемер; 19 - люки пола; 20 - дверь в аппаратную камеру; 21 - ограждение проема дверн в аппаратную камеру; 22 - кран машиниста; 23 - пульт управления; 24 - выключатель песочницы; 25 - переносный пульт; 26, 29 - краны вспомогательного тормоза; 27 - пепельница; 28 - 'калорифер; 30 - клапан сигналов; 31 - электропневматический клапан ЭПК-150НСБ; 32 - штурвал ручного тормоза; 33 - зеркало; 34 - стол машиниста; 35 - стеклоочиститель

Кабина имеет два выхода - на переднюю и заднюю площадки. Входная дверь представляет собой металлический лист с выштампованным оконным проемом, усиленный по контуру гнутым профилем. Нижняя часть двери (под окном) армирована, изолирована пакетами из мипоры, обшита твердой древесноволокнистой плитой и защищена металлическим листом толщиной 1 мм. По контуру обшивки дверь отделана металлическими штабиками. В дверь вмонтирован замок с ручками.

Для обслуживания аппаратной камеры в передней торцовой стене кабины расположена дверь, в которой встроены металлический шкаф для одежды и ниша для хранения продуктов, закрываемые дверью. Обе двери изолированы и снабжены в отличие от входных дверей защелками. В целях обеспечения безопасности дверной проем в аппаратную камеру имеет ограждение, при открытии которого специальным выключателем снимается нагрузка с генератора. С правой стороны (по ходу тепловоза) в кабине находится пост управления, состоящий из пульта управления, контроллера, крана машиниста и вспомогательного крана. Сиденья у машиниста и помощника мягкие, прямоугольной формы, со спинкой, регулируемые по высоте, в поперечном и продольном направлениях, Кабина машиниста тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2 имеет большую площадь остекления, что создает хорошую освещенность внутри нее в дневное время. Искусственное освещение кабины общее и местное. Внутренняя окраска кабины выполнена с учетом обеспечения наилучших условий работы бригады. На тепловозах ТЭМ2, начиная с № 1732, кабина машиниста с кузовом над аккумуляторами образует сварной съемный узел, который устанавливают на раме тепловоза на плоских резиновых амортизаторах. Кабина машиниста с кузовом над аппаратной камерой имеет разъемное соединение. Для снижения шума, поступающего в кабину через настил пола, нижняя часть каркаса пола накрыта сплошным металлическим листом толщиной 2 мм, на который с внутренней стороны нанесен слой противошумной мастики. Вводы трубопроводов внутрь кабины уплотнены. Радиостанция размещена в шкафу в кабине машиниста, а ее антенна - на крыше кабины.

Кузов над аккумуляторами. Кузов над аккумуляторами представляет собой металлическую конструкцию из уголкового сортового проката, гнутых профилей и наружной обшивки. Внутри кузова имеются два яруса замкнутых элементов в виде рамок для установки поддонов с аккумуляторами и ряд приварных элементов для крепления банок с аккумуляторами на поддонах. В кузове есть двустворчатые с просечками двери 7 (см. рис. 177) с каждой стороны и люк 31 на крыше для обслуживания и выемки аккумуляторов. Люк снабжен вытяжным колпаком для удаления образующихся в аккумуляторном помещении газов.

Кузов над аккмуляторами соединен в единый узел с корпусом 6 задней песочницы. На торцовой части корпуса песочницы расположены дверь и ниша 34 для установки прожектора, в верхней части - люки 13 для загрузки песка и кронштейн 15 для крепления антенны.

Кузов над двигателем и аппаратной камерой. Каркас выполнен из швеллеров, угольников, гнутых профилей и обшит снаружи листами. Дверь кузова 12 представляет собой металлический лист с просечками в верхней и нижней частях; средняя часть между просечками изолирована стекловолокном и закрыта металлическим коробом. В местах расположения просечек дверь снабжена съемными щитками, которые также имеют изоляцию. По контуру дверной проем уплотнен профильной резиной.

Внизу с правой стороны кузова над двигателем находятся жалюзи 29 перед вентилятором охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки. На тепловозах ТЭМ2 на правой стороне кузова имеются также жалюзи 24 воздушного фильтра дизеля и съемный лист 23, предназначенный для демонтажа и монтажа воздушного фильтра дизеля. На тепловозах ТЭМ1 в месте расположения воздушного фильтра дизеля на кузове есть двери с увеличенной площадью просечек. Люки 22, 26 на крыше кузова нужны для доступа к цилиндровым крышкам дизеля и турбокомпрессору. На тепловозах ТЭМ2 над турбокомпрессором имеется люк 25 для доступа к воздухоохладителю дизеля. Для доступа к водяному баку на крыше кузова предусмотрен люк, закрытый съемным листом 19. Люки выполнены из штампованных листов, имеют тепловую изоляцию из стекловолокна и по контуру профильное уплотнение. Кузов над двигателем теплоизолирован матами из стекловолокна. Изнутри кузов обшит металлическими листами. К кузову приварены кронштейны для крепления оборудования. Для удобства проведения монтажных и демонтажных работ некоторые из стоек кузова выполнены съемными. На кузове аппаратной камеры установлены съемные листы и двери для доступа к электрооборудованию, вентилятору охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки и двухмашинному агрегату. С правой стороны кузова имеется люк 18 для подключения электроприводов при реостатном испытании.

Кузов холодильной камеры. Каркас кузова образован из продольных нижних балок, задней стенки, корпуса передней песочницы 14, опоры вентилятора и рамы под редуктор. Сваренные между собой они образуют единую конструкцию, обшитую сверху и с боков металлическими листами.

К кузову приварены рамки, угольники и кронштейны для установки и крепления оборудования. Холодильная камера представляет собой самостоятельную технологическую единицу, которую полностью собирают и проверяют на узловой сборке, а затем устанавливают и приваривают к раме тепловоза.

Входная дверь в холодильную камеру расположена в передней части корпуса песочницы. В задней стенке, отделяющей кузов холодильной камеры от дизельного помещения, имеются отверстия для прохода труб вала-привода редуктора холодильника,

В процессе эксплуатации тепловоза необходимо периодически следить за отсутствием повреждений металлоконструкций кузовов и за креплениями съемных частей кузова к раме, кузовов между собой и за состоянием уплотнений на люках и дверях кузова и кабины, своевременно заменять негодные.

Санитарно-технические требования, предъявляемые к тепловозу | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Главная рама