Приводные механизмы, соединение дизеля с генератором и установка дизель-генератора

Привод механизма газораспределения, топливного и водяного насосов (см. рис. 39) представляет собой шестеренную передачу, выполненную с передаточным отношением 1 : 2 для топливного насоса и механизма газораспределения и с передаточным отношением 2,4 : 1 для водяного насоса.

В корпусе 25 и крышке 14 привода, смонтированного на раме дизеля, размещены четыре шестерни, получающие вращение от разъемной шестерни 19 коленчатого вала /.

Паразитная шестерня 18 вращается на оси 3, закрепленной стяжным болтом 21 в кронштейнах привода. Она передает вращение от шестерни 19 шестерням 20 и 8 распределительного вала и вала привода топливного насоса. С шестерней 8 находится в зацеплении шестерня /1, насаженная навал 12 водяного насоса, прифланцованного корпусом 13 к крышке 14 привода.

Вал 24 привода топливного насоса опирается с одной стороны на бронзовую втулку 23 и концевой подшипник, а с другой-на подшипник топливного насоса, с кулачковым валом которого он жестко связан шестью призон-ными болтами. Осевой разбег вала 24 регулируют посредством двух залитых баббитом полуколец 22, служащих упорным подшипником.

Привод регулятора частоты вращения состоит из двух пар шестерен: конической и цилиндрической, размещенных в картере топливного насоса. Одна из шестерен цилиндрической пары (шестерня 7, см. рис. 29) смонтирована на корпусе предельного регулятора 10, другая (шестерня 9) - на горизонтальной оси 3, закрепленной стяжным болтом в корпусе 1 привода регулятора. На хвостовике цилиндрической шестерни 9 на шпонке закреплена коническая шестерня 5, передающая вращение шестерне 4, также закрепленной шпонкой на валу 2 привода регулятора.

Внутри шестерня 7 имеет масляную полость, сообщающуюся двумя каналами корпуса регулятора безопасности с двумя наклонными каналами 12 фланца 11 кулачкового вала. С масляной полостью сообщается сквозное отверстие 8, по которому подается смазка к зубьям обеих пар шестерен и оси <3. Ось 3 имеет одно осевое и два радиальных отверстия, служащих масляными каналами. Радиальное отверстие слева предназначено для прохода стекающей с шестерен смазки в осевой канал оси, а справа-для подвода смазки из осевого канала к опорным поверхностям шестерни 9.

Рис. 40 Привод масляного насоса дизеля:

1 - вал привода; 2- шкив: 3- передняя крышка; 4 - сальник; б - бронзовая втулка с баббитовой заливкой; 6 - хвостовик ведущей шестерни масляного насоса; 7- масляный насос дизеля; Я - корпус привода; 9 - фланец слива масла в раму дизеля; І0 - отверстие для слива отработавшего масла; 11, 14 - бронзовые втулки; 12 - ведомая шестерня; 13 - ведущая шестерня; 15 - опорный фланец; 1Ь - поводок; 17 - крышка люка для проворачивания коленчатого вала дизеля; 18 - корпус конического редуктора: 19 - трубка подвода масла от полости корпуса привода к реле давления масла; 20 - трубка подвода масла от полости корпуса привода к подшипникам привода; 21 - трубка подвода масла к редуктору вентилятора (только для тепловоза ТЭМ1); 22 - масляные фильтры грубой очистки; 23 - крышка люка: 24 - фланец подвода масла к дизелю; 25 - крышка люка; 26 - пробка для спуска отстоя; 27 - фланец для %абора масла к вспомогательному масло-прокачивающему насосу; 28 - фланец для забора масла к насосу центрифуги; а, б, в, г, д, е. ж, 3 - масляные каналы

Привод масляного насоса дизеля (рис. 40) представляет собой конический редуктор, осуществляющий передачу вращения от коленчатого вала к хвостовику ведущей шестерни масляного насоса. Редуктор прикреплен к чугунному корпусу 8, который прифланцован к передним торцам рамы и блока дизеля.

Поводок 16 одним своим концом входит в зацепление с кулачками вало-поворотного диска, а другим закреплен при помощи призматической шпонки и стяжного болта на приводном валу 1, который установлен соосно коленчатому валу на двух подшипниках. Передним подшипником вала 1 служит втулка 5 с баббитовой заливкой, а задним-бронзовая втулка 14, на которую непосредственно опирается хвостовик ведущей шестерни 13, закрепленной на валу призматической шпонкой. Ведущая шестерня входит в зацепление с ведомой шестерней 12, имеющей удлиненный хвостовик, вставленный в бронзовую втулку /1, служащую подшипником. Концевая часть хвостовика шестерни 12 сочленяется втулкой с хвостовиком ведущей шестерни 6.

Для подвода смазки к опорным втулкам 14, 5 и 11 в деталях привода просверлены каналы, которые сообщаются с масляной магистралью дизеля.

Соединение дизеля с генератором. Статор генератора 31 (см. рис. 7) прикреплен к фланцу рамы 33 дизеля шпильками, а ротор к коленчатому валу - болтами. Для разгрузки болтов в отверстия фланцев ротора и коленчатого вала запрессованы стальные втулки.

Центровка ротора генератора с коленчатым валом обеспечивается центрирующим буртом фланца коленчатого вала, который входит в проточку фланца ротора. Центровка статора генератора относительно оси вала обеспечивается кольцевым буртом статора и круговой проточкой фланца рамы дизеля.

Рис. 41. Установка дизель-генератора:

1- дизель-генератор; 2, 13, 19, 20 - регулировочные прокладки; 3 - направляющая планка; 4 - прокладка; 5 - пружина; 6- рама тепловоза, 7- болт для сжатия пружины при установке регулировочных прокладок под лапу генератора; 8 - гайка; 9 - шайбы пружинные; 10 шплинт для сто-порения отпущенного болта 7; 11 - бойка; 12 - шпилька для крепления дизеля к раме тепловоза; 14 - платик рамы тепловоза; 15 - фланцы рамы дизеля; 16 - поперечный упор; 17 - распорная планка; 18 - бонка; 21 - крайний опорный платик рамы тепловоза; 22 - болт; 23 - продольный упор

Установка дизель-генератора. Дизель-генератор 1 (рис. 41) опирается на шестнадцать платиков 14 рамы тепловоза двумя фланцами 15 рамы дизеля и двумя лапами генератора на две пружины 5. Опорные поверхности платиков 14, расположенных в два ряда симметрично продольной оси тепловоза, лежат в одной плоскости.

Для устранения зазоров между фланцами 15 дизеля и платиками 14 установлены регулировочные прокладки 13, 19 и 20. Прокладки 19 и 20 крайних опорных платиков 21, которые не имеют шпилек, фиксируются от выпадания болтами 22. Величину сжатия пружин 5 регулируют прокладками 2. Пружины 5 при установке регулировочных прокладок 2 между лапами генератора и направляющей планкой 3 сжимают четыре болта 7.

При незатянутых шпильках 12 и сжатых до заданных размеров пружинах 5 зазор между отдельными платиками 14 (или их прокладками) и фланцами 15 дизеля допускается не более 0,05 мм. Большие зазоры увеличивают напряжение в раме дизеля, а также способствуют повышению общей вибрации тепловоза.

От продольных смещений дизель-генератор предохраняют четыре приваренных к раме упора 23, а от поперечных-шесть упоров 16. Упоры расположены равномерно с каждой стороны дизель-генератора. Между упорами и опорными поверхностями дизеля установлены распопные планки 17.

Топливоподающее устройство | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Приводные механизмы, соединение дизеля с генератором и установка дизель-генератора