Система воздухоснабжения

Система воздухоснабжения дизеля ПД1М предназначена для подачи в цилиндры достаточного количества чистого воздуха, необходимого для сжигания впрыснутого топлива, а также для их продувки. На современных тепловозах применяются только дизели с наддувом - в цилиндр подается воздух, предварительно сжатый компрессором. Воздушный заряд цилиндров соответственно возрастает, что дает возможность подать и сжечь в цилиндрах значительно большее количество топлива и получить в результате большую мощность при тех же размерах двигателя. Совокупность устройств, обеспечивающих подачу в цилиндры двигателя требуемого количества воздуха с заданными давлением и температурой, называется системой воздухоснабжения (рис. 30).

Дизель ПД1М четырехтактный, поэтому энергии отработавших газов на всех режимах работы достаточно для привода турбокомпрессора, т.е. для подачи в цилиндры необходимого количества воздуха требуемого давления.

Воздух из окружающей среды через жалюзи 1 (или из кузова через открытые дверки) поступает в воздухоочиститель 3 непрерывного действия, расположенный с правой стороны тепловоза, а оттуда через гибкий рукав 16 к всасывающей полости центробежного нагнетателя 4 турбокомпрессора. Сжатый в нагнетателе воздух направляется в воздухоохладитель 5, где его температура понижается. Далее сжатый воздух по впускному (наддувочному) коллектору 6 и впускным патрубкам поступает к впускным клапанам 10, расположенным в цилиндровых крышках. В период наполнения, когда впускные клапаны 10 открыты, воздух проходит в цилиндры 11 и заполняет пространство, освобождаемое движущимся вниз поршнем. Отработавшие газы удаляются из цилиндра через выпускные клапаны 8 и по выпускному трубопроводу 15 направляются к газовой турбине 7 турбокомпрессора; здесь тепловая энергия отработавших газов преобразуется в механическую энергию вращения ротора турбокомпрессора.

Рис. 30. Принципиальная схема системы воздухоснабжения дизеля ПД1М

(тепловоз ТЭМ2):

1 - жалюзи для забора воздуха из атмосферы; 2 - стенка кузова; 3 - воздухоочиститель непрерывного действия; 4 - нагнетатель; 5 -воздухоохладитель; 6 - коллектор наддувочный; 7 - турбина газовая; 8,10 - клапаны выпускной и впускной; 9 - форсунка; 11 - цилиндр дизеля; 12 - поршень; 13 - шатун; 14 - коленчатый вал; 15 - трубопровод выпускной; 16 - рукав гибкий; 17 - дверки для забора воздуха из-под капота

Регулятор частоты вращения | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Турбокомпрессор ТК-30