Колесно-моторный блок

Колесно-моторный блок (рис. 136) представляет собой колесную пару 3 с тяговым электродвигателем 1, тяговым редуктором 2 и буксами 4. В таком виде блок удобен для обкатки на стенде перед его сборкой с рамой тележки.

Колесная пара тепловоза (рис. 137) состоит из оси 4, двух обандаженных колес, упругого зубчатого колеса 3, двух лабиринтных буксовых колец 8 и втулки 1 для привода скоростемера.

Рабочие поверхности оси для повышения усталостной прочности и уменьшения износа накатаны роликами. Внутренние дефекты оси контролируются ультразвуковой дефектоскопией, а состояние поверхности - магнитной дефектоскопией.

Рис. 136. Колесио-моториый блок'

1- электродвигатель, 2-тяговый редуктор, 3-колесная пара, 4- букса, 5-хомут уплотнения

В торце оси в центровое отверстие запрессовывается втулка с квадратным отверстием под хвостовик вала червячного редуктора привода скоростемера. На этом же конце на ось напрессовано в нагретом состоянии упругое зубчатое колесо тяговой передачи с натягом 0,16-0,22 мм без учета толщины лаковой пленки, которая наносится на подступичные поверхности оси под зубчатое колесо и колесные центры.

Посадка колесных центров на ось производится тепловым методом с натягом между посадочными поверхностями оси и центра 0,18- 0,22 мм без учета толщины лаковой пленки.

Качество тепловой посадки колесных центров и упругих колес контролируется приложением осевых усилий: трехкратного в (140±5) т. к колесным центрам и в 70+5 т к упругим зубчатым колесам со снятием диаграмм на гидропрессе.

В ступицах колесных центров и зубчатого колеса просверлены наклонные отверстия, через которые под давлением подается масло на посадочную поверхность оси для распрессовки.

Рис. 137 Колесная пара: 1- втулка под валик привода скоростемера, 2-кольцо бандажное; 3-колесо зубчатое; 4-ось колесной пары, 5-центр колесный, 6-бандаж, 7-пробка, 8-кольцо лабиринтное

Рис. 138. Букса:

1- болт, 2-крышка задняя"; 3, 4-кольца дистанционные; 5-корпус буксы; 6-крышка передняя; 7- крышка смотровая; 8-гайка; 9-шайба стопорная, 10-прокладка, 11- шариковый подшипник 80-232Л1 ГОСТ 8338-75, /2-пробка, 13-роликовый подшипник 30-32532Л1М ГОСТ 8328-75, 14- уплотнение войлочное

На колесный центр насажен в горячем состоянии бандаж до упора в бурт с натягом 1,1 -1,45 мм. В выточку бандажа заводится и закатывается бандажное кольцо 2.

Букса (рис. 138) имеет стальной литой корпус 5, унифицированный с корпусом буксы магистрального тепловоза 2ТЭ116. К корпусу буксы при помощи болтов 1 крепятся задняя 2 и передняя 6" крышки. Передняя крышка имеет легкую смотровую крышку 7. В корпус буксы установлены два роликовых подшипника 13 для восприятия радиальных усилий и один шариковый - для восприятия осевых усилий. Между роликовыми подшипниками установлены дистанционные кольца 3 к 4. Наружное дистанционное кольцо имеет выточку и радиальные сверления для прохода смазки при ее до-прессовке в буксу. Допрессовка масла осуществляется через отверстие в нижней части корпуса, закрытое пробкой 12. Комплект буксовых подшипников на шейке оси колесной пары удерживается стопорной гайкой 8, которая от самоотворачивания удерживается стопорной шайбой 9 и короткой шпонкой. Герметичность буксы от влаги и пыли со стороны задней крышки обеспечивается двухкамерным лабиринтным уплотнением и войлочным кольцом. Плотность прилегания передней крышки обеспечивается прокладками 10. Этими же прокладками обеспечивается регулировка положения колесной пары в раме тележки в поперечном направлении.

Буксовые поводки. Каждая букса соединяется с рамой тележки двумя поводками (рис. 139)-верхним и нижним. Отличие между верхним и нижним поводками состоит в направлении клиновых поверхностей валиков 9. Поводки передают тяговые и тормозные усилия от колесной пары к раме тележки и позволяют колесной паре совершать относительно рамы тележки вертикальные и горизонтальные перемещения за счет упругости резиновых шарниров поводков.

Резиновые втулки 2 и 10 специальными приспособлениями запрессованы между валиками 5 и 9 и втулками 3 к 11. Валики с резиновыми и металлическими втулками запрессованы в корпус 8. Торцовые амортизаторы, состоящие из резиновой шайбы с привулканизирован-ными к ней металлическими накладками, крепятся на валиках 5 и 9 при помощи разрезных шайб 6. Разрезные шайбы вставляются в выточки валиков и прихватываются электросваркой к торцовым амортизаторам. Торцовые амортизаторы устанавливаются с натягом по резине и от проворота относительно корпуса удерживаются штифтами 4.

К буксе и к раме тележки поводки крепятся болтами, при этом между основанием клинового паза рамы или буксы и валиком поводка должен быть зазор от 2 до 6 мм, обеспечивающий натяг по клиновым поверхностям.

Поводки унифицированы с буксовыми поводками тепловоза 2ТЭ116.

Тяговый редуктор. На тепловозе установлен одноступенчатый цилиндрический тяговый редуктор (рис. 140). Ведущая шестерня 7 посажена в горячем состоянии на конусный хвостовик вала якоря тягового электродвигателя.

Ведомое колесо тяговой передачи выполнено упругим, самоустанавливающимся за счет упругих резиновых элементов. Несмотря на наличие перекосов осей зубчатой пары при износе моторно-осевых подшипников, конструкция обеспечивает равномерность распределения нагрузок по длине зуба, а также способствует значительному снижению динамических нагрузок в передаче.

В упругом зубчатом колесе к бурту посаженной на ось ступицы 14 крепятся восемью призонными втулками 13 и восемью болтами 20 с корончатыми гайками тарелки 11. Между тарелками находится зубчатый венец 8, опирающийся на бурт ступицы 14 через ролики 26. Поверхность бурта ступицы под ролики сферическая, а зубчатого венца - цилиндрическая. Взаимное положение тарелок и ступицы заклеймено.

К тарелкам приклепаны защитные кольца 28. Диаметральный зазор между венцом, роликами и ступицей составляет 0,4-0,6 мм. Вращающий момент от венца к тарелкам передается восемью мягкими 10 и восемью жесткими 27 упругими элементами, установленными через один. При этом элементы 10 в свою очередь установлены через один установочными буртами по разные стороны венца, т. е. между венцом и каждой тарелкой равномерно по окружности расположены установочные бурты четырех элементов 10, которые ограничивают осевое перемещение венца и сползание его с роликов. Все жесткие элементы 27 установлены буртами к колесному центру. В канавках втулок всех элементов поставлены пружинные кольца 19.

На ступице со стороны тягового электродвигателя посажено масло-отражательное кольцо 23.

Тяговый редуктор закрыт кожухом. Нижняя 2 и верхняя 3 половины кожуха скреплены между собой через прокладки 15 четырьмя болтами 17 с корончатыми гайками 16 и крепятся к тяговому электродвигателю тремя болтами 18. Момент затяжки болтов 17 должен быть равен 25+5 кгс-м, а болтов 18- 160+20 кгс-м.

На обечайке верхней половины кожуха размещен сапун 5, на нижнем - заливная горловина с резьбовой пробкой /. Уплотнением пробки служит резиновая прокладка.

Нижняя кромка отверстия горловины является верхним уровнем смазки в кожухе.

По разъему верхней половины приварены разновысокие накладки, наружные 32 - фасонные и внутренние 30 - плоские, между ними уложена резиновая трубка 31 и заложена смазка.

Для предотвращения попадания смазки из моторно-осевого подшипника в кожух и наоборот внутри кожуха со стороны тягового электродвигателя устанавливается кольцевой желоб.22, который входит в зацепы 21, приваренные к стенкам половины кожуха. Полость, образованная желобом 22 и стенкой кожуха, соединена отверстием со сливным желобом 25, приваренным к стенке нижней половины кожуха. Смазка из моторно-осевого подшипника или кожуха передачи, попавшая в указанную полость, через отверстие в сливном желобе отводится наружу. Поэтому полость желоба 25 должна быть всегда чистой. Между буртом вкладыша моторно-осевого подшипника и кожухом помещен войлочный сальник 24, а между кожухом и тяговым электродвигателем со стороны шестерни 7 уложено войлочное кольцо 29.

Подвешивание тяговых электродвигателей. На тепловозе применено опорно-осевое подвешивание тяговых электродвигателей.

Тяговый электродвигатель опирается с одной стороны при помощи двух приливов корпуса и подшипников скольжения на ось колесной пары, а с другой через пружинный комплект - на кронштейн, приваренный посредине поперечной балки рамы тележки.

Пружинный комплект (рис. 141) размещается между выступами остова электродвигателя, имеет четыре пружины 5, стягивающиеся при установке на тележку верхней и нижней обоймами 3 и двумя технологическими болтами 4. К обоймам снизу приварены сменные накладки. При установке колесно-моторного блока в тележку этот комплект располагают между полками кронштейна тележки и соединяют с ним двумя направляющими стержнями, удерживаемыми от выпадания зашплинтованными валиками /.

Электродвигатель при установке его в тележку должен быть повернут относительно оси колесной пары так, чтобы ось его составляла с горизонталью угол, равный 17°. После постановки электродвигателя с колесной парой на место между гайками стяжных болтов 4 и обоймами должен быть зазор не менее 5 мм, исключающий возможность нагру-жения этих болтов; гайки при этом должны быть отвернуты до упора в шплинты.

Моторно-осевые подшипники. В приливах корпуса электродвигателя в месте его соединения с осью устанавливают разъемные подшипники скольжения. Верхний и нижний вкладыши подшипников закреплены неподвижно в корпусе.

Смазка моторио-осевых подшипников производится с помощью поль-стерного устройства из масляных ванн, расположенных в корпусах (шапках) подшипников (рис. 142),

Корпус 3 польстера установлен и закреплен тремя болтами 18 на приливах 19 в корпусе 15 моторио-осевого подшипника.

Рис. 141. Подвеска электродвигателя 1- валик, 2-стержень направляющий, 3-рессорная обойма, 4-болт стяжной, 5-пружина

Рис. 142. Польстер тягового двигателя: 1- пружины пластинчатые, 2-направляющая корпуса, 3-корпус, 4-стержень, 5-трубка, 6-ось, 7-фиксатор, 8-пружина, 9-рычаг; 10-крышка, 11, 18-болты, 12-прокладка; 13, 14-пробки; 15- корпус подшипника; 16-фнтнль, 17-проволока, 19-прилив корпуса, 20-коробка

Рис. 143 Приспособление для выкатки колесно-моторного блока: 1- кронштейн маятниковой подвески, 2-планка, 3-валнкн короткие, 4-главная рама тепловоза; 5-предохранительное приспособление; 6-валнк длнииый, 7-брус подстраховочиый

Болты законтрены стальной проволокой 17. В плоских направляющих 2 корпуса 3 польстера помещена коробка 20, в которой при помощи скоб закреплен фитиль 16.

Между коробкой 20 и направляющими 2 помещены фасонные пластинчатые пружины 1, одним концом прикрепленные к коробке и входящие своим выступом на другом конце в соответствующие пазы на коробке. Пластинчатые пружины 1 обеспечивают плотное прижатие коробки к направляющим и одновременно предотвращают перемещение коробки при вибрации. На трубке 5, внутри которой пропущена ось 6, закрепленная концами на стенках корпуса 3, размещены пружины 8, которые одним концом упираются в стержень 4 корпуса 3, а другим давят на перемычку рычага 9. Рычаг установлен на ось 6 и своими лапками упирается в заплечики коробки 20 с фитилем 16, прижимая фитиль к оси колесной пары.

На стержне 4 установлен пружинный фиксатор 7, предназначенный удерживать рычаг 9 в поднятом положении для облегчения выемки коробки 20 польстера и препятствовать опусканию крышки до возвращения рычага 9 в рабочее положение после установки коробки 20.

Усилие нажатия коробки с фитилем на ось составляет 4-6 кгс, выступание фитиля относительно переднего края коробки (16±1) мм, при этом зазор между заплечиками и корпусом польстера в рабочем положении 13,5± з',з45 мм (контролируется на колесно-моторном блоке). Крышка 10 с паронитовой прокладкой 12 закреплена на корпусе моторно-осевого подшипника четырьмя болтами 11 (М16X25). Корпус подшипника имеет прилив, в который вворачивается заливочная пробка (см. А-А) с щупом маслоуказате-ля. Маслоуказатель имеет только нижнее деление, соответствующее минимальному уровню смазки. Максимальному уровню соответствует уровень масла по нижней кромке заправочного отверстия.

Приспособление для выкатки ко-лесно-моторного блока состоит из комплекта планок 2 и валиков 6 и 3 (рис. 143). При выкатывании колес-ио-моторного блока на скатоопуск-ной канаве необходимо между главной рамой тепловоза и рамами двухосных тележек установить планки 2 и укрепить их валиками 6 за кронштейн маятниковой подвески рамы двухосной тележки, а валиками 3 - за кронштейн главной рамы. Валики от выпадания стопорятся шплинтами. Кроме того, вместо предохранительного приспособления 5 нужно установить деревянный брус 7 или металлическую опору между рамой тележки и рельсами. В результате вес тепловоза будет передаваться не на вторую ступень рессорного подвешивания, а непосредственно на двухосную тележку, из которой колесные блоки не выкатываются, а рама тележки, из которой колесный блок выкатывается, становится подвешенной к главной раме. Брус 7 является подстраховочным. В случае выкатки любого другого колесного блока подстраховочный брус устанавливается вместо ближайшего к нему предохранительного устройства.

Рессорное подвешивание | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Рычажная передача тормоза