Неисправности цепей тяги

При сборке схемы трогания следует проверить правильность положения органов управления: автоматы "управление общее", "возбуждение", "движение", тумблеры ОМ1 - ОМ8, ЭПК включены, а также в том, что давление воздуха в системе автоматики не ниже 4,5 кг/см2; а в тормозной магистрали не ниже 3,5 кг/см2. Если положение всех органов управления верное, а схема, тем не менее, не собирается - следует воспользоваться определи тс л с м н с и с п ра в н остей.

Если при включении определителя прибор показывает ВкА 8/КМ -это означает, что отсутствует питание на клемме ПК 4/4. Наиболее вероятная причина неисправности - неразворот реверсоров. Поэтому следует открыть реверсорный отсек (вторые от кабины створки по левой стороне от капота) и осмотреть реверсоры. Если хотя бы один из реверсоров не развернулся, следует определить, в какой цепи катушек реверсоров находится обрыв: в плюсовой или минусовой. Для этого необходимо установить перемычку с провода 153.1 (на катушке вентиля) на провод 2.93 (на катушке КРН1). Такая перемычка устраняет обрыв минусовой цепи.

При обрыве в плюсовой цепи следует осмотреть реле 1РУО; если его якорь не притянут, то его следует подклинить (подвязать) во включенном состоянии до конца поездки, следует также осмотреть состояние контактов реле (при необходимости зачистить). Далее следует проверить наличие питания на клемме ПК 3/8 (контрольной лампой с ПК 3/8 на ПК 1/1 +6 (чистый минус); при отсутствии контрольной лампы - подав кратковременно питание с ПК 3/8 на плюс какого - либо аппарата: например с ПК 3/8 на ПК 4/18. Если якорь КВВ притянется - плюс на ПК 3/8 есть.

Если на ПК 3/8 плюс отсутствует следует включить автомат ВкА 2 "дизель II секции" и проверить наличие питания на клемме ПК 1/19. Если питание есть - необходимо установить перемычку ПК 3/8 на ПК 1/19, которую оставить до конца поездки. Если на ПК 1/19 питание нет, следует включить автомат ВкА 5 "топливный насос II секции" и проверить наличие питания на клемме ПК 1/22. Если питание есть - установить перемычку с ПК 3/8 на ПК 1/22, которую оставить до конца поездки.

Если на ПК 3/8 питание есть - следует проверить наличие питания на клемме ПК 3/15, если питание отсутствует - следует установить перемычку ПК 3/8 - ПК 3/15, которую оставить до конца поездки. Если питание на ПК 3/15 есть, следует осмотреть состояние разъема "А" контроллера н состояние контактов реверсивной рукоятки.

В том случае, если место повреждения схемы разворота реверсоров установить не удалось, реверсоры следует разворачивать, нажимая на соответствующие кнопки элекгроппевматических вентилей. Если это не удаётся, разворот реверсоров можно осуществлять при помощи гаечного ключа на 30 мм.

В том случае, если реверсоры развернуты в соответствии с положением реверсивной рукоятки, следует проверить наличие питания на клемме ЛК 3/6 (контрольной лампой с ЛК 3/6 на ЛК 1/1 -е-4 (чистый минус); при отсутствии контрольной лампы - подав кратковременно питание на плюс какого - либо аппарата: например с Л К 3/6 на ПК 4/18 - если якорь КВВ притянется, то плюс на ЛК 3/6 есть.

Если плюс на Л К 3/6 отсутствует, то следует установить перемычку ПК 3/8 на ЛК 3/6. При применении такой перемычки теряется контроль фактического разворота реверсоров, что может привести к тому, что если при трогании с места один реверсор развернётся, а другой нет, схема тяги тем не менее соберётся и соответственно половина двигателей будет работать "вперёд" и половина "назад"; поэтому при трогании следует быть особенно внимательным п в том случае, если при отпущенных тормозах, при наборе первой позиции тепловоз не приходит в движение - немедленно отключить тягу и проверить положение реверсоров.

При наличии питания на ЛК 3/6 следует внимательно осмотреть состояние автомата ВкА 8 "возбуждение". Неисправный автомат ВкА 8 можно зашунтировать перемычкой поскольку цепь защищена автоматом ВкА 7 'управление общее". Следует также внимательно осмотреть состояние разъёмов I и [| пульта и состояние разъёма "Б" контроллера, состояние контактов контроллера.

В том случае если неисправность определить не удалось, следует проверить, есть ли питание на клемме ПК 1/22 при включенном автомате "топливный насос II секции". Если питание есть, следует установить перемычку с ПК 1/22 на ПК 4/4 и в дальнейшем, управлять включением и выключением тяги включая и выключая автомат "топливный насос II секции". Если на ПК 1/22 питания нет, следует проверить наличие питания на ПК 1/19 при включенном автомате "дизель II секции". Если питание есть, следует установить перемычку ПК 1/19 на ПК 4/4 и в дальнейшем, управлять включением и выключением тяги включая и выключая топливный автомат "топливный насос II секции".

В том случае если определитель неисправностей показывает "ЭПК" - это означает, что на клемме ПК 4/4 питание есть, а на клемме П 4/17 нет. В таком случае следует проверить, включились ли поезциые контакторы. Если при включенном автомате ВкА 9 "движение" и первой позиции контроллера поездные контакторы не включаются следует установить перемычки ПК 4/4 на ПК 2/12 и ПК 4/4 на ПК 7/13. Если поездные контакторы включаются - следует проверить наличие питания на ПК 2/12 контрольной лампой с ПК 2/12 на ПК 1/1 * 6 (чистый минус); при отсутствии контрольной лампы подав кратковременно питание с ПК 2/12 на плюс катушки какого - либо аппарата: например, с ПК 2/12 на ПК 4/18. если якорь КВВ притянется - плюс на ПК 2/12 есть.

Если плюса ПК 2/12 нет - следует установить перемычку в пульте с П 7/3 на П 4/17, если с этой перемычкой схема тяги не собирается, то установить перемычку П 4/1516 на П 4/17. При установке перемычек в пульте, следует перед троганием с места не забывать проверять включенное состояние ЭПКЛ - схема будет собираться при выключенном ЭПКЛ.

В том случае, если прибор определения неисправностей показывает "РДВ" следует убедиться в том, что давление в тормозной магистрали не ниже 3,5 кг/см2, в системе автоматики - не ниже 4,5 кг/см2, произвести ступень торможения, произвести отпуск и, если это не помогает установить перемычку в пульте П 4/17 на П 4/18. В дальнейшем в процессе поездки следить внимательно за давлением воздуха в тормозной магистрали и в системе автоматики, так как защиты обойдены. При первой возможности тепловоз следует отогнать в депо - передавать по смене тепловоз нельзя.

В том случае, если определитель неисправностей показывает "КП" следует проверить включились ли поездные контакторы. Если поездные контакторы не включились, следует применить перемычку ПК 4/4 на ПК 7/13. Если это не помогает, то применить перемычку ПК 4/4 на ЛК 4/3. В последнем случае выключение поездных контакторов будет происходить без выдержки времени относительно выключения возбуждения тягового генератора, что будет вызывать подгар силовых контактов поездных контакторов, поэтому машину желательно по возможности отогнать в депо для ремонта.

Если поездные контакторы включены все, следует осмотреть состояние замыкающих блокировок поездных контакторов. Тяговый двигатель, поездной контактор которого имеет неисправную блокировку следует отключить соответствующем тумблером ОМ. В том случае, если не включился только один поездной контактор или несколько поездных контакторов, соответствующий двигатель (двигатели) также следует отключить тумблером (тумблерами) ОМ. Тепловоз при первой возможности следует отогнать в депо передавать по смене тепловоз с отключенным тяговым двигателем нельзя.

В том случае, если поездные контакторы включаются, блокировки в порядке, а схема не собирается следует применить перемычку ПК 4/12 на ЛК 3/10. При применении такой перемычки теряется контроль включения поездных контакторов при сборе схемы тяги, поэтому при потере питания элсктропневматическим вентилем какого-либо поездного контактора при работе тепловоза в режиме тяги, этот контактор разомкнётся под током, что приведёт к его порче. В силу этого тепловоз следует отогнать в депо для ремонта при первой возможности.

В том случае если прибор показывает "РТМ/РТВ" следует проверить температуру воды и масла и если температура масла не превышает 90 °С, а воды 991)С. то следует пройти в высоковольтную камеру и проверить наличие питания на клемме ЛК 4/1 (контрольной лампой с ЛК 4/1 на ЛК 1/1*4 (чистый минус): при отсутствии контрольной лампы - подав кратковременно питание с ЛК 4/1 на ПК 4/18; если якорь КВВ притянется - плюс на ЛК 4/1 есть. При наличии плюса на ЛК 4/1 - следует установить перемычку ЛК 4/1 на ЛК 4/2. В дальнейшем - следить за температурой воды так как защита обойдена. При отсутствии плюса на ЛК 4/1 - установить перемычку с Л К 3/10 на Л К 4/1 и в дальнейшем следить за температурой масла, так как защита обойдена. Если применение этой перемычки не помогает -следует применить перемычку ЛК 3/10 на ЛК 4/2 в этом случае обходятся обе защиты. Во всех случаях обхода защит тепловоз следует при первой возможности отогнать в депо, передавать по смене тепловоз нельзя.

В том случае, если указатель показывает "БД/РЗ/РПВ" следует проверить, не открылась ли крышка выпрямительной установки, или дверь высоковольтной камеры (в кабины или на капоте), осмотреть состояние блокировок дверей (неисправную блокировку можно подвязать или зашун-тировать только до конца смены - сдавать тепловоз по смене нельзя).

Если на пульте высвечивается надпись заземление - следует перевести штурвал контроллера на нулевую позицию (для снятия с самопитания РЗ) и снова набрать первую позицию; если вновь высветится надпись "заземление", следует перевести контроллер на нулевую позицию, выключить все тумблеры ОМ и снова набрать 1 - ю позицию. Если после этого схема собирается - пробой изоляции в одном из ТЭД. Необходимо перевести контроллер на пулевую позицию, включить ОМ1, перевести контроллер на первую позицию, если схема собирается, то перевести контроллер на нулевую позицию, включить ОМ2 и снова набрать первую позицию и т.д. пока не будет определён двигатель, при включении которого срабатывает РЗ. Этот двигатель следует отключить. Тепловоз при первой возможности следует отогнать в депо; передавать по смене тепловоз с отключенными ТЭД нельзя. В том случае, если при всех выключенных тумблерах ОМ, РЗ всё равно срабатывает, следует отключит РЗ рубильниками и тепловоз немедленно отогнать в депо.

В том случае если на экране высвечивается надпись "пробой вентилей УВ" следует выключить и затем снова включить автомат "управление общее" (для снятия с самопитания РУЗО). Если после включения автомата и перевода контроллера с нулевой позиции на первую снова загорелась надпись "пробой вентилей УВ". Следует проверить, действительно ли притянут якорь РПВ. Если якорь РПВ притянут, то есть произошел пробой вентиля выпрямительной установки, то тепловоз дальше эксплуатировать нельзя.

Если блокировки дверей исправны, надписи "заземление" или 'пробой вентилей УВ" не горят, то следует, убедившись, что при нахождении контроллера на первой позиции якори РЗ и РПВ не притянуты, следует применить перемычку ЛК 4/2 на ПК 4/15. Тепловоз при первой возможности следует отогнать в депо - передавать по смене тепловоз с отключенными РЗ и РМ нельзя.

В том случае, если определитель неисправностей показывает РУ1!" то следует проверить не залипло ли РУ11. Если РУ11 залипло, следует попробовать отлепить якорь и зачистить контакты реле. Если катушка реле находится под постороннем питанием, то следует применить перемычку ПК 4/15 на ПК 4/16. В дальнейшем - следить за давлением масла при выходе на шестую позицию и выше, так как защита от пониженного давления масла на высоких позициях будет отключена. В том случае, если сброс нагрузки происходит при выходе на шестую позицию, при этом давление масла не ниже 3,0 кг/см2, следует установить перемычку ПК 4/15 на ПК 4/16. В дальнейшем следует следить за давлением масла при работе на шестой позиции и выше, так как защита от пониженного давления масла на высоких позициях отключена. При обходе защиты от пониженного давления масла на высоких позициях, тепловоз при первой возможности следует отогнать в депо; передавать по смене тепловоз нельзя.

В том случае, если определитель показывает "РУ167РУ14/РМТ", следует, оставив контроллер на первой позиции, осмотреть следует аппараты: РУ16, РУЗО РУ14, РУ13, РМТ. Якори всех этих реле должны быть отпущены. Если якорь какого - либо реле притянут, следует убедится, что катушка этого аппарата фактически находится под питанием, то есть, что не произошло залипание реле по причине подгара контактов (в последнем случае якорь следует отлепить и контакты зачистить).

Если под питанием находится катушка РУ16, следует осмотреть кнопку экстренной остановки на вспомогательном пульте (не залипла ли). Если ничего подозрительного обнаружить не удалось реле РУ16, следз'ет подклинить в выключенном состоянии.

Если под питанием находится РУЗО (в таком случае на экране должна высвечиваться надпись "пробой вентилей УВ" следует выключить автомат "управление общее" и вновь включить его (для снятия реле с самопитания). Если после этого якорь реле вновь притянется, следует осмотреть РПВ и, если его якорь не притянут, подклинить РУЗО в выключенном состоянии.

Если под питанием находится якорь РУН (на экране должна высветится надпись "обрыв тормозной магистрали") и при этом признаки обрыва тормозной магистрали отсутствуют, следует выключить тумблер Т622 ''датчик обрыва тормозной магистрали", если якорь РУН будет притянут и после этого - реле следует подклинить в выключенном состоянии. При выключении тумблера Т622 или подклинивании РУН тепловоз следует при первой возможности отогнать в депо, передавать тепловоз по смене с отключенным датчиком тормозной магистрали нельзя.

Если под питанием находится катушка РМТ и РУ13 (при этом на экране должна высвечиваться надпись "превышение тока") следует перевести контроллер на нулевую позицию и затем снова перевести его на первую позицию, если при этом ток генератора возрастает выше 12кА, следует сбросить контроллер на нулевую позицию и перейти на аварийное возбуждение. Если ток генератора в пределах нормы следует подклинить РМТ (а при необходимости и РУ13) в выключенном состоянии.

В том случае, если якори всех реле не находятся под питанием, следует применить перемычку ПК 4/16 на ПК 4/17. В дальнейшем - следить за датчиком обрыва тормозной магистрали. Тепловоз при первой возможности отогнать в депо - передавать по смене тепловоз нельзя.

В том случае, если определитель неисправностей показывает "КВГ/РУ9", то следует при первой позиции контроллера машиниста осмотреть РУ9. Если якорь реле притянут следует проверить не залипло ли реле вследствие подгара контактов (в таком случае следует отлепить якорь и зачистить контакты). Если на катушке реле действительно имеется постороннее питание, реле следует подклинить в выключенном состоянии до конца поездки. Если якорь РУ9 не притянулся следует осмотреть состояние нормально замкнутых контактов РУ9 (при необходимости - зачистить). Если ничего подозрительного обнаружить не удалось, следует установить перемычку ПК 4/18 па провод 269.4 (плюс катушки КВГ).

В том случае, если показание определителя явно не соответствует состоянию аппаратов следует обратить внимание на состояние РУЗ. Если якорь РУЗ не притянут, следует проверить притянут ли якорь РУ2. Если якорь РУ2 не притянут, следует нажать его вручную после чего РУ2 и РУЗ должны встать на самопитанис. Если этого не происходит, следует подклинить (подвязать) РУ2 и РУЗ во включенном состоянии до конца поездки. (При отпущенном якоре РУЗ определитель неисправностей работает в режиме определения неисправностей в цепях пуска).

В том случае если определитель неисправностей не работает следует последовательно проверить наличие питания на следующих клеммах: ПК 4/4, ПК 4/11, ПК 4/12, ПК 3/10, Л К 4/2, ПК 4/15, ПК 4/16, ПК 4/17, ПК 4/18.

Отсутствие питания па клемме ПК 4/4 соответствует показанию определителя неисправностей "ВкА 8/КМ"; на клемме ПК 4/11 - "ЭПК"; на ПК 4/12 - "РДВ"; на ЛК 3/10 - "КП"; на ЛК 4/2 - "РТМ/РТВ"; на ПК 4/15 - БД/РЗ/РПВ"; на ПК 4/18 - "РУН"; па ПК 4/17 - "РУЗ": на ПК 4/18-"КВГ/ РУ9" . Наличие питания следует проверять контрольной лампой с клеммы на клемму ПК 1/1 -=-6 (чистый минус); при отсутствии контрольной лампы - подав кратковременно питание с клеммы на плюс катушки какого - либо аппарата: например с клеммы на клемму ПК 4/18: если якорь КВВ притянется, то плюс на клемме есть. Далее следует руководствоваться рекомендациями, приведёнными выше.

В том случае если, времени на определение причины неисправности нет, следует набрать первую позицию контроллера и проверить наличие питания на клемме ПК 4/4. Если питание есть следует установить перемычку ПК 4/4 на Л К 4/3 и ПК 4/4 на ПК 4/18 (если при этом не будет включаться КВГ, следует дополнительно установить перемычку ПК 4/18 па провод 269.4 (плюс катушки КВГ)).

Если питание на ПК 4/4 отсутствует следует соединить клеммы ЛК 4/3 и ПК 4/18 с клеммой ЛК Г/22, если на ней есть питание при включенном автомате "топливный насос II секции" (в таком случае включать и выключать тягу следует включением я отключением автомата "топливный насос II секции"). Если на ПК 1/22 питания нет, следует проверить наличие питания на ПК 1/19 при включенном автомате "дизель II секции" и если питание есть - соединить её с клеммами ЛК 4/3 и ПК 4/18 (в таком случае включать и выключать тя!-у следует включением и отключением автомата "дизель || секции ").

После этого следует убедиться в том, что реверсоры развернуты в нужном направлении (при необходимости - развернуть их нажатием кнопок электропневматических вентилей или при помощи ключа) и продолжить движение с поездом, до места, где будет возможность заняться определением неисправности. В пути следует следить за давлением воздуха в тормозной магистрали, в системе автоматики, датчиком обрыва тормозной магистрали, включённым положением ЭПКА, температурой воды и масла, давлением масла (на позициях 6 и выше), за надписями, высвечивающимися на экране, так как все защиты обойдены. При каждой смене направления движения следует убеждаться в развороте реверсоров или разворачивать их.

Цепи зарядки батареи и пуска - остановки компрессора     | Технический формуляр по электрической схеме тепловоза ТЭМ7а |