Муфта соединительная и валоповоротный механизм

Муфта (рис. 45) соединяет коленчатый вал дизеля с валом ротора генератора. Между ведущим диском 1 и ведомым диском 3 муфты установлен пакет 2 тонких стальных колец. Пакет пятью призонными болтами 8 прикреплен к ведущему диску 1, а пятью призонными болтами 4 - к ведомому диску 3 Ведущий диск имеет зубья для проворачивания коленчатого вала дизеля вало-поворотным механизмом и крепится болтами 9 и штифтами 5 к коленчатому валу, а ведомый диск болтами 6 - к валу ротора генератора. На ведущий диск муфты и в вал ротора генератора установлены направляющие кольца 7.

Рис. 46. Валопроворотный механизм: 1,9 - штифты; 2, 14 - валы; 3 - рукоятка; 4 - штырь; 5 - микропереключатель; 6, 8 - кронштейны; 7 - пружина; 10 - масленка; 11 - червяк; 12 - кольцо; 13 - втулка; 15 - скоба; а, 6 ~ отверстия для установки штыря

Для проворота коленчатого вала при осмотрах, ремонтах и обслуживании дизеля используется валоповоротный механизм (рис. 46). Он установлен на приводе распределительного вала. Червяк совместно с валом 14 вращается во втулках 13 и от осевого перемещения удерживается кольцами 12. Кронштейн 8 установлен на валу 2, застопорен штифтом 9 и вместе с червяком имеет возможность поворачиваться на определенный угол.

От произвольного включения червяк удерживается пружинами 7.

При отключении механизма кронштейн с валом и червяком устанавливаются в верхнем положении и стопорятся штырем 4. В этом положении штырь 4 нажимает на шток микропереключателя 5, контакты замкнуты, пуск дизеля возможен. В рабочем положении штырь проходит через отверстия а и б, минуя шток микропереключателя, электрическая цепь разомкнута, пуск дизеля невозможен.

Чтобы повернуть коленчатый вал, открепляют скобу 15, вынимают штырь 4, рукояткой 3 кронштейн 8 поворачивают до введения червяка в зацепление с зубчатым диском муфты и через отверстия а и б кронштейн фиксируют штырем 4. Коленчатый вал проворачивают ключом, установленным на шестигранную головку вала 14.

Вентилятор охлаждения тягового генератора | Тепловозные дизели типа Д49 | Назначение и особенности системы