Электрические машины и аппараты

Аккумуляторные батареи. На тепловозе аккумуляторные батареи служат для запуска дизеля и питания электрических цепей тепловоза при неработающем дизеле или на малых оборотах дизеля (до 750 об/мин).

На тепловозе ТГМ23 установлены четыре аккумуляторные батареи типа 6СТ-128. Соединены они последовательно-параллельно на номинальное напряжение 24 в при номинальной емкости 256 а-ч.

Аккумуляторная батарея 6СТ-128 свинцово-кислотная. На межэлементном соединении заводом-изготовителем проставляются обозначения, определяющие тип, конструкцию и технические данные аккумуляторной батареи. Например, 6СТМ-128МС. Цифра 6 означает число последовательно соединенных элементов с номинальным напряжением по 2 в; СТ - стартерная. Затем может быть буква Э, если сборка аккумуляторной батареи производилась в эбонитовых бачках, и буква М, если сборка производилась в моноблоке. Цифры 128 обозначают номинальную емкость батареи для 20-часового режима разряда (обычно принято считать за номинальную емкость при 10-часовом режиме разряда). Далее проставляются обозначения, характеризующие материал сепараторов (М - мипласт, МС - мипласт и стекловойлок, Р - мипор, Д - дерево, ДС - дерево и стекловойлок, АК - аебокартон, АКС - асбокартон и стекловойлок). На сухозаряженных батареях ставят дополнительно букву 3.

Сухозаряженные батареи от обычных, выпускаемых заводом в незаряженном исполнении, отличаются более быстрым вводом в действие (после заливки и пропитки электролитом в течение 3 ч такую батарею достаточно зарядить в течение 5-8 ч током 10 а или даже можно сразу после пропитки электролитом ставить на тепловоз без предварительной зарядки). На тепловозы аккумуляторные батареи ставятся без электролита. Заливка электролита и приведение аккумуляторных батарей в действие должны производиться на месте их эксплуатации. Гарантийный срок службы аккумуляторной батареи в зависимости от материала сепараторов 12-18 месяцев. При грамотном обслуживании аккумуляторные батареи служат 2-3 года.

Технические данные аккумуляторной батареи 6СТ-128

Одной Тепловоза батареи в целом

Номинальное напряжение, в........ 12 24

Разрядный ток при 10-часовом режиме разряда, а 11,2 22,4 Емкость при 10-часовом режиме разряда и средней температуре электролита 30 С, а-ч . . 112 224 Допустимое конечное напряжение на элемент при разряде током 10-часового режима разряда, е 1,7 20,4 Разрядный ток при 5-минутном стартерном режиме разряда, а........... 360 720

Емкость при 5-минутном стартерном режиме разряда и начальной температуре электролита

30 ±2° С, а-ч............. 30 60

Допустимое конечное напряжение на элемент при разряде током 5-минутного стартерного

режима разряда, в........... 1,5 18

Ток нормального заряда, а......... 10 20

Количество электролита на батарею, л . . . . 7,2 28,8 Вес аккумуляторной батареи с электролитом, кг 58 232

Емкость аккумуляторной батареи при 10-часовом режиме разряда гарантируется по ГОСТ 959-51 после четырех циклов заряд-разрядов при плотности электролита 1,285 ± 0,005 и при средней температуре электролита 30° С. Для батарей, изготовленных из свинцового порошка, а также для батарей с комбинированными сепараторами со стекловойлоком полная емкость гарантируется на 10-м цикле. Емкость аккумуляторной батареи цри стартерном режиме разряда гарантируется на 6-м цикле при температуре 30 ± 2°С.

Наилучший способ эксплуатации аккумуляторных батарей - держать их всегда полностью заряженными. Разряженные или не полностью заряженные аккумуляторные батареи быстро сульфатируются и теряют емкость.

Температура электролита имеет большое значение для работы батареи. Необходимо следить за тем, чтобы она не падала ниже -20° С, т. е. принимать меры к обогреву батарей, начиная с температуры +5° С и ниже. Нельзя допускать увеличение температуры электролита выше +45* С (при исправных батареях это достигается путем временного отключения батарей от зарядного устройства), так как при температуре электролита выше +45° С аккумуляторная батарея выходит из строя.

Заливка электролита в батареи и приведение их в рабочее состояние должны производиться на месте эксплуатации тепловоза ьа зарядной станции квалифицированными специалистами в соответствии с Едиными правилами ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей. Качество приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние оказывает решающее влияние на срок службы последних. Дальнейшее обслуживание батарей на тепловозе производится локомотивной бригадой.

Во время эксплуатации необходимо соблюдать следующие условия:

1. Ежедневно очищать батареи от пыли и грязи чистой ветошью. Электролит с поверхности батарей удаляют ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10-процентный раствор), затем поверхность батарей протирают мокрой ветошью и окончательно насухо. Окислив-

шиеся выводные клеммы, перемычки и наконечники проводов очищают и смазывают слоем технического вазелина. Для предохранения деревянных футляров и металлических навесок батарей от разрушения рекомендуется их периодически подкрашивать кислотостойким лаком.

2. Проверять состояние крепления батарей в месте их установки. Для лучшего охлаждения (выравнивания температур) средних батарей рекомендуется между ними оставлять воздушные промежутки, закладывая туда полоски резины или деревянные планки.

3. Проверять целостность банок и мастики. Батареи с утечкой электролита или трещинами в мастике отправляют в ремонт.

4. Проверять состояние крепления наконечников на проводах и качество затяжки клемм. Натяжение проводов во избежание порчи выводных клемм и образования трещин в мастике не допускается.

5. Не реже одного раза в неделю проверять уровень и плотность электролита. Одновременно проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов.

6. Следить за работой аккумуляторных батарей по вольтметру и амперметру на пульте.

7. Независимо от степени заряженности не реже одного раза в два месяца батареи необходимо полностью заряжать на зарядной станции. Последнее вызвано тем, что на тепловозе батареи полностью не могут зарядиться. При полной зарядке напряжение на каждом элементе (банке) должно быть 2,7 б, т. е. общее напряжение заряжающего генератора в этом случае должно быть более 30 в; однако напряжение генератора на тепловозе, обеспечиваемое работой реле-регулятора, не может быть более 29 в.

Определение уровня электролита. Уровень электролита должен быть на 8-12 мм выше предохранительного щитка, установленного над пластинами. Уровень электролита проверяется с помощью стеклянной трубочки. При необходимости уровень электролита доводится до нормы добавкой дистиллированной воды. Можно употреблять воду, полученную из чистого снега, или дождевую, но собранную не с металлических крыш и не в металлическую посуду, а в стеклянную, эбонитовую или свинцовую. Доливать в аккумуляторные элементы (банки) электролит можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. В этом случае следует доливать электролит той же плотности, что и в батарее.

Определениестепени разряженности батарей по плотности электролита. Определение степени разряженности батарей окончательно производится по результатам двух измерений: по плотности электролита и по напряжению. Чем ближе результаты измерений обоих способов между собой, тем более точна оценка состояния аккумуляторных батарей. Степень разряженности батареи по плотности электролита определяется с помощью ареометра по показанию того элемента, в котором плотность электролита окажется наименьшей.

К показанию ареометра при температуре электролита более +15° С следует поправку, указанную ниже, прибавить, при температуре электролита ниже +15° С поправку вычитают:

Температура электролита, Поправка к показанию град ареометра

+45 +0,02

+30 +0,01

+ 15 0,00

0 -0,01

-15 -0,02

По табл. 9 находят плотность электролита полностью заряженной батареи. Сравнивая показания ареометра (учитывая температурную поправку, см. выше) с данными табл. 9, по табл. 10 определяют разряженности батареи.

Таблица 9

Плотность электролита (приведенная к + 15° С), заливаемого перед зарядом

Для определения степени разряженности батарей по напряжению для батарей емкостью ПО-135 а-ч должны применяться нагрузочные вилки с величиной нагрузки 260 а (например, вилка типа ЛЭ-2). Напряжение замеряется на каждом элементе (банке) батареи, причем вилка сначала одним концом сильно вдавливается в центр одной клеммы, затем вторым концом - в центр второй клеммы элемента. Такой способ включения предохраняет контактные стержни вилки от обгорання. Длительность одного включения нагрузочной вилки не более 5 сек. Показания снимаются на исходе пятой секунды.

Перед работой с нагрузочной вилкой пробки батареи должны быть поставлены на место, если перед этим были вывинчены. Показание вольтметра нагрузочной вилки (наименьшее на одной из банок) сравнивается с данными, приведенными ниже.

Напряжение на одном элементе Степень разряжен-

(банке) при разрядке нагрузочной ностн батареи,

вилкой, в %

1,7-1,8 0

1,6-1,7 25

1,5-1,6 50

1,4-1,5 75

1,3-1,4 100

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой (при температуре окружающей среды ниже +5° С ) и более чем на 50% летом (при температуре окружающей среды выше +5° С), необходимо зарядить полностью на зарядной станции.

Таблица 10 Плотвость электролита (приведенная к +15° С)

Хранение аккумуляторных батарей безэлектро-л и т а. Новые, не залитые электролитом аккумуляторные батареи, с деревянными сепараторами хранят в складских помещениях с температурой от 0 до +35° С. Батареи должны устанавливаться в один ряд в нормальном положении, т. е. выводными клеммами вверх, на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и защищаться от действия прямых солнечных лучей. Батареи с другими сепараторами могут храниться в неотапливаемых помещениях при температуре до -25° С.

Перед постановкой аккумуляторных батарей на хранение пробки должны быть плотно ввинчены, герметизирующие диски из-под пробок не должны удаляться.

Максимальный срок хранения батарей в сухом виде в зависимости от материала сепараторов не должен превышать: двух лет, если сепараторы сделаны из мипоры, мипласта, асбокартона и других материалов в комбинации с ними; одного года, если сепараторы деревянные или из материалов в комбинации с деревом.

Хранение аккумуляторных батарей с электролитом. Хранить заряженные аккумуляторные батареи с электролитом следует в прохладном помещении, по возможности при постоянной температуре не ниже -25° С и не выше 0° С во избежание саморазряда и преждевременного выхода батарей из строя из-за коррозии положительных пластин.

Батареи, бывшие в эксплуатации, перед хранением подвергаются контрольно-тренировочному циклу для определения технического состояния и выбраковываются. Если батарея при контрольной разрядке отдала емкость менее 90% от номинальной, то это указывает на то, что она засульфатирована и ставить на хранение такую батарею нельзя. Батареи, не бывшие еще в эксплуатации, но приведенные в рабочее состояние, ставят на хранение без проведения контрольно-тренировочного цикла.

Перед постановкой на хранение батареи полностью заряжают, проверяют плотность электролита на соответствие плотности для данного района эксплуатации, проверяют правильность уровня электролита и чистоту вентиляционных отверстий в пробках.

В батарее с электролитом плотности 1,31, принятой для зимнего времени в районах с резко континентальным климатом, следует провести доводку электролита до плотности 1,29, так как хранение при крепком электролите ускоряет разрушение пластин и сепараторов.

В период хранения следует ежемесячно проверять плотность электролита и подзаряжать батареи только в тех случаях, когда плотность, отнесенная к +15° С, упадет ниже 1,23.

Аккумуляторные батареи после хранения перед установкой на тепловозы должны полностью заряжаться.

Батареи, поставленные на хранение при любой температуре (от -25 до +45° С) в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на тепловозе, должны поддерживаться в состоянии полной заря-женности. Их следует один раз в месяц подзаряжать током нормального заряда 10 а.

Стартер. Предназначен для запуска дизеля тепловоза. Стартер СТ-722 (рис. 78) установлен на дизеле и снабжен приводным механизмом инерционного типа с фрикционной предохранительной муфтой. Приводной механизм с шестерней служит для автоматического сцепления стартера с маховиком дизеля во время запуска.

Стартер СТ-722 - электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, двухпроводного исполнения; рассчитан на кратковременную работу.

Включение стартера допускается не более чем на 5 сек с перерывами между включениями (при неудавшемся пуске) 25-30 сек для охлаждения стартера и сохранения работоспособности батарей. Включение стартера при работающем дизеле запрещается.

Уход за стартером заключается в систематическом наблюдении за его работой, проверке надежности крепления, правильности подсоединения проводов к клеммам. Необходимо также периодически осматривать и очищать коллектор, менять износившиеся щетки и заменять смазку в шарикоподшипниках и приводном механизме. Осматривать коллектор и щетки необходимо не реже одного раза в три месяца.

Технические данные стартера СТ-722

Номинальное напряжение постоянного тока, в . 24 Максимальная мощность при 1100 об/мин, л. с. 15 Максимальный тормозной момент, кГм .... 19

Регулировка фрикционной муфты, кГм..... 30-55

Ток холостого хода, а............. Не более 115

Обороты холостого хода, об/мин........ 5 500-7 500

Направление вращения, если смотреть со стороны

привода................... Правое

Количество зубьев шестерни.......... 11

Вылет шестерни, мм.............. 24±1,5

Сопротивление изоляции в холодном состоянии,

Мом..................... Не менее 1,0

Щеткн марки МГ-4с (черт. СТ-66-96) с размерами

32x12 x 27 мм, шт.............. 8

Возбуждение..................Последовательное

Исполнение..................Брызгозащищен-

ное, двухпроводное

Вес, кг.................... 40

Для удаления щеточной пыли можно коллектор и щеткодержатели обдувать сухим воздухом (мехами). В случае загрязнения коллектор следует протереть смоченной в бензине чистой тряпкой, а при небольшом подгорании зачистить мелкой стеклянной шкуркой.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь сколов. В случае сильного износа (при высоте щетки менее 17 мм), когда пружина почти упирается в щеткодержатель, щетку необходимо заменить новой, хорошо притерев ее к поверхности коллектора не менее чем на 2/3 рабочей поверхности стеклянной шкуркой зернистостью 320.

Не реже одного раза в два года независимо от проработанного дизелем времени и числа произведенных включений меняют смазку в шарикоподшипниках и приводном механизме. Заложенная в подшипники стартера смазка обеспечивает работу стартера на 5 тыс. пусков. Смазка применяется следующая: ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-60, ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-63 или смазка ВНИИ-НП-220 по ВТУНП-17-58.

Шарикоподшипники заполняют смазкой не полностью, а только на 2/3 окружности сепаратора, с обеих сторон до внутренней фаски наружной обоймы. Перед сменой смазки стартер должен быть снят с дизеля, разобран, очищен от грязи, а узлы, предназначенные для смены смазки, тщательно промыты бензином и просушены.

В случае износа или выхода из строя шарикоподшипники должны быть заменены новыми: со стороны коллектора - шарикоподшипником № 60205 ГОСТ 7242-54, со стороны привода-шарикоподшипником № 1210 ГОСТ 5720-51. После сборки стартер должен быть проверен на холостом ходу от аккумуляторных батарей напряжением 24 в, при этом потребляемый ток не должен быть более 115 а. Больший ток указывает на наличие перекосов и заеданий.

Стартер устанавливают в ложе (кронштейн) дизеля так, чтобы штифт, предохраняющий стартер от проворачивания в ложе во время пуска дизеля, вошел в канавку (шлиц). Стартер закрепляют стяжными лентами. После затяжных лент проверяют установку стартера. Величина торцового (осевого) зазора между зубьями шестерни стартера и зубьями венца маховика на участке максимально приближенного венца к дизелю должна быть 3 + 1,5 мм. При нарушении этого зазора возможно повреждение зубьев.

Торцовый зазор регулируется за счет осевого перемещения стартера и замеряется через лючок на кожухе маховика. Боковой зазор между зубьями шестерни стартера и зубьями венца маховика должен быть в пределах 0,6- 1,2 мм. При несоблюдении этих зазоров возможна поломка стартера. Боковой зазор регулируется прокладками.

Контакторы. На тепловозе установлены два контактора (типа КМ-600Д-В или ТКС-601ДОД): первый ВкБ - для подключения аккумуляторных батарей, второй КД - для включения электростартера пуска дизеля.

Контакторы КМ-600Д-В или ТКС-бШДОД электромагнитные, предназначены для коммутации больших токов в цепях постоянного тока напряжением до 30 е. Режим работы контакторов длительный. При включении контактора после замыкания силовых контактов в результате размыкания блокировочного контакта, смонтированного внутри корпуса контактора, включается его удерживающая обмотка, потребляемый ток снижается, что и обеспечивает длительный режим работы контактора.

Технические данные контактора КМ-600Д-В (ТКС-601ДОД)

Номинальное напряжение постоянного тока, в 27 Диапазон изменения рабочего напряжения, в 24-30 Напряжение срабатывания контактора при температуре окружающей среды +20 ±5° С, в:

при включении ........... Не более 20

» отключении............ » » 6

Ток, потребляемый обмоткой во включенном состоянии при номинальном напряжении, а . . Не более 0.65 Номинальный ток нагрузки в цепи контактов, а 600 Перегрузочная способность без повреждения в течение 2 мин (но не чаще, чем через 5 ч), а . . 1200 Максимальный разрываемый ток контактов . . Восьмикратный

от номинального (но не более трех включений и выключений)

Работоспособность при коммутации постоянного тока.................10 тыс. включений и отключений в цепн индуктивной нагрузки с

<<0,001 сек при номинальном

5В* напряжении и токе 135

Сопротивление изоляции в холодном состоянии,

Мом................. Не менее 20

Режим работы.............Длительный

Исполнение .............. Защищенное,

двухпроводное

Вес, кг................. 1,65

Регламентные работы по обслуживанию контакторов не предусмотрены. Зачистка контактов, разборка и регулировка контакторов запрещаются. При выходе из строя контакторы заменяют новыми.

Генератор. Генератор типа Г-732 работает в комплекте с автоматически действующим реле-регулятором типа РРТ-32, чем достигается возможность работы генератора параллельно с аккумуляторными батареями.

Генератор (рис. 79) установлен на дизеле и приводится во вращение от вала дизеля через упругую муфту. Передаточное отношение от коленчатого вала дизеля к генератору 1 : 1,75.

Технические данпые генератора Г«732

Номинальное напряжение постоянного тока, в 28

Номинальная мощность, вт........ 1200

Номинальная скорость вращения, об/мин . . 2700 Наибольшая допустимая скорость вращения при работе не более 10 мин, об/мин...... 3000

Направление вращения, если смотреть со стороны привода.............. Правое

Минимальная скорость вращения по условиям возбуждения в холодном состоянии до 28 в, об/мин:

без нагрузки............ Не более 1380

прн нагрузке током 43 а........ » » 1550

Ток холостого хода при работе двигателя при

напряжении 24 в, а........... Не более 18

Режим работы.............. Длительный

Сопротивление изоляции в холодном состоянии,

Мом................. Не менее 1,5

Щетки марки М-20 с размерами

22 х 8 X 25 мм, шт............. 8

Возбуждение ............. Независимое,

параллельное

Исполнение.............. Защищенное,

двухпроводное

Вес, кг................ 45

Параллельная обмотка генератора разделена на две ветви с соответствующими выводами Ш1 и Ш2 (типа ШР-25-1). Минусовые концы обмоток возбуждения соединены внутри генератора с «минусом» якоря и выведены на корпус экранированной клеммой - Я- Плюсовой конец якоря генератора выведен на корпус клеммой +Я-

Уход за. генератором заключается в систематическом наблюдении за его работой (по приборам на пульте), проверке правильности и надежности крепления генератора и подсоединения проводов к клеммам.

Осмотр коллектора и щеток необходимо производить не реже одного раза в три месяца. Для удаления щеточной пыли можно коллектор и щеткодержатели обдувать сухим воздухом (мехами). Протирать коллектор следует смоченной в бензине чистой тряпкой, а в случае небольшого подгорания зачищать мелкой стеклянной шкуркой.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не иметь сколов. Если пружина почти упирается в щеткодержатель, щетку необходимо заменить новой, притерев ее к коллектору не менее чем на 2/3 рабочей поверхности.

На реже одного раза в два года независимо от проработанного дизелем времени меняют смазку в шарикоподшипниках. Шарикоподшипники заполняют смазкой (консталин ГОСТ 1957-52, ВНИИ-НП-220) не полностью, а только на 2/3 окружности сепаратора с обеих сторон. Заложенная смазка обеспечивает работу генератора в течение 2 тыс. ч. Перед сменой смазки генератор должен быть снят с дизеля, разобран, очищен от грязи, а подшипники тщательно промыты бензином и просушены. После замены смазки н сборки генератор должен быть проверен на холостом ходу в режиме двигателя. При этом его клеммы Ш1 и Ш2 должны быть соединены с клеммой +Я и подключены к «плюсу» аккумуляторной батареи. При напряжении аккумуляторных батарей 24 б генератор должен потреблять ток не более 18 а, больший ток указывает на наличие перекосов и заеданий. В случае неправильного подсоединения к аккумуляторной батарее (обратной полярностью) произойдет перемагничивание генератора, в результате чего генератор не будет возбуждаться на тепловозе и не будет давать подзаряда.

Рис. 79. Генератор Г-732:

1- вал якоря; 2 - гайка крепления вентилятора; 3 - вентилятор со стороны привода; 1 - сухарь; 5 -траверса; 6 - защитная стальная лента; 7 -вентилятор со стороны коллектора; 8, 21 - шарикоподшипники; 9 - сальник; 10 - прокладки изолирующие, /' - болт крепления кожухов, 12 - щетки; 13 - крышка вывода; 14 - обмотка якоря, 15 - полюс с обмоткой возбуждения; 16 - вентиляционные каналы якоря; 17- пластины; 18 - якорь; 19 - внутренний вентилятор; 20 - крышка со стороны привода; +Я - положительный зажим; Ш - штепсельные разъемы обмотки возбуждения

При снятии генератора сначала снимают вентиляционный щиток, затем стяжные ленты; генератор приподнимают над кронштейном и подвигают в сторону маховика дизеля для обеспечения разъема муфты привода генератора. Установка генератора происходит в обратном порядке. Перед установкой генератора следует убедиться в наличии установочного штифта на кронштейне и в том, что штифт вошел в отверстие на корпусе генератора. После затяжки стяжных лент головки болтов лент штифтуются.

При большом износе коллектор обтачивают на токарном станке. Биение коллектора после проточки должно быть не более 0,03 мм по отношению к шейкам вала. Изоляция между коллекторными пластинами после проточки должна быть выбрана (продорожена) на глубину 0,8-1 мм, заусенцы с краев коллекторных пластин удалены.

Реле-регулятор. Реле-регулятор РРТ-32 представляет собой автоматически действующий аппарат, состоящий из одного реле обратного тока, двух регуляторов (ограничителей) тока и двух регуляторов напряжения.

Реле-регулятор служит для:

автоматического включения и отключения генератора от сети тепловоза, чем достигается возможность работы генератора параллельно с аккумуляторными батареями при различных режимах работы дизеля;

ограничения максимальной нагрузки генератора;

поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении скорости вращения вала дизеля.

Технические данные реле-регулятора РРТ-32

Напряжение включения реле, в....... 25-27

Обратный ток выключения реле, а..... 2-8

Напряжение, поддерживаемое регулятором при скорости вращения генератора 2700 об/мин и токе 37 а, в.............. 27-29

Изменение напряжения от изменения скорости вращения генератора в пределах 2700-2000 об/мин, в ..............Не более 0,5

Ограничители максимального тока генератора, а 43-53

Колебания стрелки амперметра (класса не ниже 1,5) прн нагрузке генератора на аккумуляторную батарею при 2000-3000 об/мин, а . . . Не более ±2,5, отдельные толчки не более ±5

Исполнение . . .............Брызгозащищен-

ное, двухпроводное

Вес, кг.................Не более 9,5

По показаниям приборов на пульте отдельные толчки тока (в каждую сторону) не должны превышать 10 а. При сильном разряде батарей зарядный ток может доходить до 53 а, но по, мере заряда ток должен снижаться до 10-5 а. Напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, не должно превышать 29 е.

Реле-регулятор РРТ-32 предназначен для длительной работы при скорости вращения вала дизеля свыше 1200 об/мин, работа на оборотах до 1200 об/мин допускается только кратковременно.

Уход за реле-регулятором заключается в систематическом наблюдении за его работой по приборам на пульте, проверке правильности и надежности подсоединения проводов к клеммам реле-регулятора и в случае необходимости в зачистке или смене контактов реле, а также их подрегулировке (примерно через 500 ч работы реле-регулятора), что должно производиться на стенде в условиях мастерской.

Регулировка регуляторов напряжения (они расположены в верхнем ряду панели реле-регулятора) после зачистки или смены контактов производится по данным паспорта при заклиненных контактах ограничителей тока и при отключенных аккумуляторных батареях. Контакты регуляторов напряжения осторожно зачищают, при выгорании контактов на глубину более 0,5 мм их заменяют новыми. Заклинивание контактов ограничителей тока осуществляется подкладыванием деревянных клинышков между сердечником катушки реле и его якорьком так, чтобы контакты реле в процессе регулировки регуляторов напряжения оставались все время в замкнутом положении. Перед настройкой регуляторов напряжения между якорьком и заклепкой (латунным упором) на сердечнике устанавливается зазор 0,6-0,9 мм перемещением подвески подвижного контакта.

Настраивают регулятор напряжения изменением натяжения пружины якорька при помощи эксцентрикового приспособления, поворачивая винт с большой головкой (предварительно освободив фиксирующий винт меньшего размера). Регуляторы напряжения настраивают по очереди каждый в отдельности на напряжение 25-27 б, при этом скорость вращения вала генератора поддерживают постоянной в пределах 1900-2100 об/мин (что соответствует оборотам 1100-1200 об/мин вала дизеля). Контакты другого регулятора на это время должны быть разомкнуты (или просто отсоединены провода от зажимов Uli или Ш2). Разница в величине напряжения, поддерживаемого каждым регулятором в отдельности, не должна быть больше 0,5 в. Для повышения напряжения пружину необходимо натягивать, для снижения - ослаблять.

Проверка регулировки регуляторов напряжения производится испытанием реле-регулятора под нагрузкой. При скорости вращения вала генератора 2600 об/мин (что соответствует 1500 об/мин вала дизеля) и при силе тока нагрузки 40-50а напряжение, поддерживаемое регуляторами, должно находиться в пределах 27-29 в. При этой проверке контакты ограничителей тока остаются заклиненными, после чего скорость вращения вала генератора снижают и вынимают клинышки из ограничителей тока.

Ограничители тока регулируются на максимальную силу тока нагрузки 43-53 а при 2700 об/мин генератора (что соответствует 1540 об/мин дизеля). Регулирование производится также изменением натяжения возвратных пружин якорьков. Аккумуляторные батареи при регулировании ограничителей тока должны быть отключены, а контакты регуляторов напряжения заклинены. Воздушные зазоры между якорьками и заклепками на сердечниках такие же, как в регуляторах напряжения, и регулируются в том же порядке. Ограничители тока тоже регулируются каждый в отдельности на величину 40-50 а (на это время контакты другого ограничителя тока должны быть разомкнуты или поочередно отсоединены провода от зажимов Ш1 и Ш2). Разница в величине тока, ограничиваемого каждым ограничителем в отдельности, не должна быть больше 1,5-2 а.

Перед регулированием реле обратного тока зазор между его якорьком и сердечником устанавливается равным 1,7-2,2 мм (подгибанием ограничителя хода якорька), а зазор между контактами - 0,6-1 мм (перемещением угольника с неподвижными контактами). При напряжении 25-27б реле обратного тока включается, замыкая свои контакты, а при обратном токе от 2 до 8а должно выключаться, размыкая контакты. Напряжение включения регулируется натяжением пружины реле, после чего проверяется обратный ток, при

котором реле обратного тока отключается. Для уменьшения обратного тока неподвижные контактьгнужно переместить вверх, а для увеличения-вниз. После этого вновь регулируется зазор между контактами, сердечником и якорем так, чтобы величины этих зазоров не выходили за пределы, указанные выше.

Электронасосы. На тепловозе для прокачки масла и топлива применены электронасосы типа МЗН-2. Электронасос состоит из электродвигателя типа /ЦН-1 и прифланцованного к нему шестеренчатого насоса.

Технические данные электропасоса МЗН-2

Производительность насоса при оборотах не менее 2500 об/мин, давлении на выходе 9 кГ/см2, напоре на входе 0,1-0,2 кГ/см2 н токе 40 а (для жидкой среды при +50+5° С), л/мин 10

Давление открытия перепускного клапана при оборотах не менее 1250 об/мин и силе тока 45 а, кГ/см2................. 10-14

Технические данные электродвигателя МН-1

Номинальное напряжение постоянного тока, в 24 Номинальная скорость вращения, об/мин . . . 3100±10%

Номинальная мощность, вт ....... 500

Номинальный ток, а........... 40

Режим работы кратковременный (перегрев коллектора не более 100° С, перегрев корпуса не

более 80° С), мин ........... Не более 3

Ток холостого хода при напряжении 18 в и скорости вращения не менее 5000 об/мин, а .... Не более 13,5 Максимальная скорость вращения холостого хода, об/мин ..... 7900 об/мин Направление вращения, если смотреть со стороны привода.............. Правое

Сопротивление изоляции в холодном состоянии,

Мом.................Не менее 1,5

Щетки марки М20 (черт. МВ-521-72) с размерами

12 X 6, 5 X 13, шт............ 4

Возбуждение ............Последовательное

Иг-лолнение ..............Брызгозащищен-

ное, двухпроводное

Вес, кг................. 12

Во избежание разноса электродвигатель без нагрузки на напряжение свыше 20 в включать нельзя. При токе нагрузки/40 а насос нельзя включать более чем на 3 мин.

В системе топливопрокачки тепловоза (при токе нагрузки 20-25 а) насос может быть включен на 10-20 мин, ориентируясь на перегрев корпуса электродвигателя не более 80° С.

Уход за электродвигателем заключается в периодическом осмотре и очистке коллектора, смене износившихся щеток и в смене смазки в подшипниках не реже одного раза в два года.

Электродвигатель котла-подогревателя. Для привода редуктора котла на тепловозе применяется электродвигатель типа М-05.

Технические данные электродвигателя М-05

Номинальное напряжение постоянного тока, в 26±15%

Номинальная мощность, вт........ 500

Скорость вращения при напряжении 24 в, токе 38 а и вращающем моменте не менее 0,35 кГ, об/мин................Не менее 1300

Ток холостого хода при напряжении 24 в н скорости вращения 1500-1800 об/мин, а . . . . Не более 9

Направление вращения при подключении клеммы ШМ2- к клемме Я, а ШМ1-к минусовому зажиму на корпусе, если смотреть со стороны привода............... Правое

Режим работы повторно-кратковременный длительностью, мин ............ Не более 40

Сопротивление изоляции в холодном состоянии,

Мом................Не менее 1,5

Возбуждение............. Независимое

параллельное, реверсивное

Исполнение ..............Водозащищенное,

однопроводное

Вес, кг................. 11

Электродвигатель М-05 на тепловозе устанавливается с изолирующей прокладкой.

Уход за электродвигателем заключается в периодическом осмотре и очистке коллектора, смене износившихся щеток и в смене смазки в подшипниках не реже одного раза в два года.

Электромагниты. На тепловозе установлены два электромагнита МБ1 и МБ2 (рис. 80). Электромагниты служат для дистанционного управления приводом топливной рейки при пуске дизеля и его последующей работы на минимальных оборотах независимо от наличия воздуха в воздушных резервуарах тепловоза. При включении обоих электромагнитов топливная рейка устанавливается в положение пусковых оборотов. После пуска дизеля электромагнит МБ2 отключается, а МБ1 удерживает топливную рейку на минимальных оборотах холостого хода дизеля. Для снижения степени нагрева катушки электромагнита МБ1 в его цепь автоматически вводится ограничивающее сопротивление, снижающее протекающий через катушку ток. Электромагниты изготавливаются заводом по черт. ТГ23.70.10.450.

Технические даииые электромагнита черт.ТГ23.70.10450

Ход якоря электромагнита, мм....... 8±1

Начальное тяговое усилие при номинальном напр яженяи 24 в, кГ........... Не менее 8

Номинальное напряжение постоянного тока, в 24

Режим работы кратковременный, сек..... Не более 5

Длительный ток, а............ Не более 1,5

Сопротивление катушки при 20° С, ом..... 2,3±0,1

Количество витков катушки........ 640±30

Провод.................ПЭВ-1-0,86 мм

ГОСТ 7262-54

Сопротивление изоляции в холодном состоянии,

Мом................. Не менее 2

Исполнение..............Брызгозащищен-

ное двухпроводное

Вес, кг................. 1,9

Электропневматические вентили. На тепловозе применены электропневматические вентили типа ВВ-32. Электропневматический вентиль ВВ-32 включающего типа, имеет кнопку ручного срабатывания.

Технические данные электропневматического вентиля ВВ-32

Номинальное давление воздуха, кГ/см2 .... 5

Сечение впускного прохода, мм?....... 8

Сечение выпускного прохода, мм2...... До 14

Ход клапана, мм............ 1

Допускаемое число включений, вкл/ч.....Не более 1000

Номинальное напряжение постоянного тока, в 24

Номинальная мощность, вт......... 22

Минимальный ток срабатывания, а...... 0,65

Режим работы.............. Длительный

Исполнение...............Брызгозащищен-

ное, двухпроводное

Вес, кг................. 1,5

Реле давления масла. Реле давления масла РДМ предназначено для работы в системе защиты дизеля по давлению масла. В качестве реле давления масла на тепловозе используется регулятор давления типа АК-ПБ с небольшой переделкой по чертежу ТГ70.15.270.

Термореле. На тепловозе для автоматического управления жалюзи и вентилятором, а также в системе защиты по температуре охлаждающих жидкостей применены термореле. На ранее выпускаемых тепловозах устанавливались термореле типа ТР-200 дилатометрического типа, на последующих - термореле типа КР-2. Термореле КР-2 парожидкостного типа на две точки контроля (два элемента) с капиллярами длиной около 4 м. Датчики термореле устанавливаются на соответствующих трубопроводах. Изменение температуры в месте установки датчика приводит к изменению давления жидкости в термореле, перемещению толкателя и, как следствие, к срабатыванию микропереключателя термореле, т. е. к соответствующим включениям в схеме автоматики и защиты.

Термореле КР-2 можно регулировать на любую величину температуры срабатывания в диапазоне от +30 до +110° С, погрешность срабатывания при +20° С окружающего воздуха не превышает +2° С. Дифференциал (разница между температурой срабатывания и восстановления) не более 3° С.

Регулирование температуры срабатывания термореле осуществляется вращением втулки под микропереключателем в корпусе термореле. Перед этим втулку нужно расфиксировать поворотом стопорного винта на втулке. При вворачивании втулки температура срабатывания повышается, при обратном вращении уменьшается. После регулировки втулка фиксируется стопорным винтом.

Спидометр с датчиком. Электрический спидометр (скоростемер) предназначен для измерения скорости движения тепловоза и отсчета пройденного пути. В комплект электрического спидометра входит: указатель типа СП-106 со шкалой 0-80 км/ч; датчик типа МЭ-301Б.

Комплект электроспидометра СП-106 двухпроводного исполнения, напряжение питания комплекта 24-29 в (постоянный ток). Датчики и указатели комплекта взаимозаменяемы.

Погрешность показаний спидометра при температуре окружающей среды +20-+5° С не должна превышать следующих величин:

Действительная скорость, км/ч - - 20 40 , 60, 80 Основная погрешность, км/ч ... ±2 +3-2 +3-2 +5-2

Объем счетного устройства пройденного пути составляет 9 9999,9 км. 1 км пройденного пути соответствует 624 оборотам вала датчика.

Датчик должен устанавливаться выше уровня масла в редукторе. Корпус датчика герметичен, однако со стороны привода защищен только от попадания капель масла.

Датчик представляет собой преобразователь постоянного тока. Принцип действия электроспидометра основан на изменении частоты напряжения, питающего указатель, пропорционально изменению скорости.

Тахометр с датчиком. Предназначен для непрерывного измерения скорости вращения вала дизеля.

В комплект электрического тахометра входит: указатель (измеритель) типа ТЭ1-ЗМ со шкалой 0-3000 об/мин; датчик типа Д1-ЗММ.

На ранее выпущенных тепловозах устанавливались электрические тахометры типа ТЭ-ЗВ с датчиком ДТ-5М. Датчики и указатели каждого комплекта взаимозаменяемы.

Погрешность показаний тахометра при температуре окружающей среды: +20+5° С не должна превышать следующих величин:

Пределы измерения, об/мин . 500-1000; 1000-2500; 2500-3000 Погрешность, об/мин .... ±40 ±30 ±40

Один оборот вала дизеля в минуту по шкале тахометра соответствует половине оборота вала датчика тахометра.

Датчик представляет собой трехфазный генератор переменного тока с постоянным магнитом-ротором. Принцип действия электрического тахометра основан на изменении частоты питаемого указатель напряжения пропорционально изменению скорости вращения вала дизеля.

Междуфазное напряжение датчика при скорости по шкале измерителя 3000 об/мин должно быть в пределах 10,5-12,5 в.

Дистанционные термометры. Предназначены для дистанционного измерения температуры охлаждающих жидкостей. На тепловозе применены электротермометры типа ТУЭ-48Т (самолетные). Могут применяться и электротермометры типа ТП-2.

В комплект электрического термометра ТУЭ-48Т входит: указатель со шкалой 0-120° С; стандартное крепежное кольцо для указателя; датчик с прокладкой.

Комплект электротермометра ТУЭ-48Т двухпроводного исполнения, напряжение питания комплекта 27 + 10% в постоянного тока. Ток, потребляемый комплектом, не более 0,1 а. Датчики и указатели комплекта взаимозаменяемы.

Погрешность показаний электротермометра при температуре окружающей среды +20 ±5° С на рабочем участке шкалы не превышает ±4 С; на отметках 0 и 120° С - не более ±8° С.

Дистанционные манометры. Предназначены для дистанционного измерения давления жидкостей. На тепловозе применены электроманометры типа ЭДМУ (самолетные). В системах масла дизеля и масла трубовоздуходувок применена модификация ЭДМУ-15Ш, для замера давления топлива - ЭДМУ-3. Датчики и указатели комплектов взаимозаменяемы.

Напряжение питания комплекта 27+10% в постоянного тока. Электроманометры двухпроводного исполнения, ток, потребляемый комплектом, не более 0,1 а.

В комплект электрического манометра ЭДМУ-15Ш входит: указатель со шкалой 0-15 кГ/см2, стандартное крепежное кольцо для указателя; датчик с дюритовым шлангом и прокладками. Рабочий диапазон измерения 4- 12 кГ/см2, допустимая перегрузка до 22,5 кГ/см2. Погрешности на рабочем участке шкалы при нормальной температуре окружающей среды не превышают ±4% предела измерения; на отметках 0 и 15 отклонение не превышает ±0,9 кГ/см2.

В комплект электрического манометра ЭДМУ-3 входит: указатель со шкалой 0-3 кГ/см2; стандартное крепежное кольцо для указателя; датчик с динамическим и статическим штуцерами. Рабочий диапазон измерения 0,6- 2,4 кГ/см2, допускаемая перегрузка до 4,5 кГ/см2. Погрешности на рабочем участке шкалы при нормальной температуре окружающей среды не превышают ±4% предела измерения.

Измеряемое давление подается к динамическому штуцеру датчика, окрашенного в желтый цвет. Статический штуцер на тепловозе не используется.

Электрическая схема тепловоза | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Обслуживание тепловоза и основных его агрегатов