Обслуживание электрооборудования

Надежность работы электрооборудования тепловоза, как и самого тепловоза, зависит от правильной его эксплуатации и своевременного ухода.

Во время эксплуатации тепловоза необходимо выполнять основные правила, приведенные ниже.

1. Содержать электроаппаратуру и электропроводку в чистоте. Попадание воды, масла и дизельного топлива на электроаппаратуру и провода не допускается. Пыль, грязь, воду, масло удаляют мягкими обтирочными концами. Запрещается удалять пыль и грязь с помощью сжатого воздуха давлением свыше 2 кГ1смг.

2. Предохранять электроаппаратуру и электропроводку от механических повреждений.

3. Периодически проверять крепление электроаппаратуры, монтажных труб и деталей, крепление наконечников на проводах и состояние контактных соединений.

4. Проверять поверхность контактов промежуточных реле, реле давления масла, конечных выключателей. Контактные поверхности должны быть чистыми и не иметь следов подгорания. При необходимости контакты зачищаются бархатным напильником или мелкой стеклянной шкуркой. Опилки тщательно удаляют. Пользоваться наждачной бумагой запрещается.

5. Не производить пуск плохо подготовленного к пуску дизеля и тем более от плохо заряженных аккумуляторных батарей. Не передерживать включенный стартер. Допускаются три попытки пуска дизеля длительностью до 5 сек с перерывами (при неудавшемся пуске) длительностью 25-30 сек для восстановления работоспособности аккумуляторных батарей и остывания катушек электромагнитов. Пуск дизеля должен происходить с первой попытки и быстро, менее чем за 5 сек. Невыполнение этого - первый признак какого-то упущения при подготовке тепловоза к пуску дизеля.

В холодное время года, при температуре окружающего воздуха ниже +5° С, следует обязательно перед пуском дизель прогревать. Для этого практически достаточно включить на 10-20 мин котел-подогреватель. При более низких температурах принимают более эффективные меры.

При очень низких температурах окружающего воздуха рекомендуется после предпускового прогрева дизеля аккумуляторные батареи не отключать, обеспечивая их подогрев. При этом необходимо следить, чтобы температура электролита не поднялась выше +45° С.

К расходованию энергии аккумуляторных батарей необходимо подходить бережливо. Не следует включать ненужные для данного случая нагрузки, а необходимые включать на возможно короткое время. Следует помнить, что аккумуляторные батареи на тепловозе полностью зарядиться не могут, да и по режиму выполняемой работы тепловоза время работы дизеля на оборотах более 750 об/мин, т. е. на оборотах, когда вступает в работу генератор, получается недостаточным. При первой же возможности следует переходить на более высокие обороты дизеля (более 1200 об/мин), поскольку длительная работа реле-регулятора и генератора рассчитана на обороты свыше 1200 об/мин.

6. Следить за настройкой срабатывания термореле автоматического управления жалюзи и защиты по приборам на пульте. При необходимости производить подрегулировку термореле: воды дизеля ТВД1(90°С); масла дизеля ТМД1(90°С); масла гидропередачи ТГМ1(90°С); защиты дизеля по воде ТВД2(105°С); защиты дизеля по маслу ТМД2(110°С); защиты гидропередачи по маслу ТМГ2(110°С).

7. Следить за работой конечных выключателей. Исполнительные механизмы должны утапливать штоки конечных выключателей от свободного их положения на величину рабочего хода 6-7 мм. Более глубокое утапливание штока вызывает повреждение конечного выключателя.

8. Периодически менять местами однотипные выключатели на пульте для равномерного их износа.

9. Своевременно проводить технический уход по обслуживанию аккумуляторных батарей, электрических машин и аппаратов, соблюдая сроки и требования, изложенные в главе IX данной книги.

Для питания электродвигателя котла-подогревателя или подзаряда аккумуляторных батарей в месте отстоя тепловоза к нему можно подключать источник внешнего питания постоянного тока с напряжением 24-30 в.

В качестве источника внешнего питания может быть использован стандартный выпрямительный агрегат (выпрямитель) на 24 в для заряда аккумуляторных батарей. Провод от внешнего источника питания подключается к одной из четырех розеток, установленных на лобовых листах рамы тепловоза, с помощью штепселя ШУ-5А, соблюдая полярность (полярность штырей розеток полезно перепроверить заранее и замаркировать). Зарядный ток контролируется по амперметру на пульте машиниста. От этих же розеток можно брать питание для освещения вагонов присоединяемого к тепловозу поезда. В этом случае вагоны должны быть оборудованы электролампами на 24 в или в крайнем случае на 50 в.

Использование внешнего источника питания требует постоянного контроля за работой всех устройств тепловоза и определенного порядка включения, так как этот процесс не автоматизирован и полностью находится на ручном управлении со стороны машиниста. Не рекомендуется одновременно осуществлять питание электродвигателя котла-подогревателя и подзаряд аккумуляторных батарей тепловоза, так как розетка не рассчитана на прохождение большого тока. В случае ощутимого нагрева штепселя в этой розетке следует потребляемый тепловозом ток уменьшать или полностью отключать тепловоз от внешнего источника. Отключение аккумуляторных батарей тепловоза от подзаряда осуществляется контактором батарей, т. е. выключателем ВкБ на пульте машиниста.

Возможные неисправности тепловоза и способы их устранения приведены в табл. 12.

Таблица 12

Возможные неисправности основных агрегатов тепловоза, их причины и способы устранения

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

глава viii

Обслуживание пневматических систем тепловоза | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Подготовка тепловоза к работе