Система смазки зубчатых колес и подшипников

Зубчатые колеса и подшипники гидропередачи смазываются принудительно рабочей жидкостью гидропередачи. Полный объем масла гидропередачи составляет: корпуса верхнего картера 225 л и нижнего картера 55 л.

Рис. 72. Принципиальная схема системы смазки зубчатых колес и подшипников. /, 13- обратные клапаны, 2,7, 29 - трубы; 3 - клапан подпорный, 4- манометры; 5 -термометр, 6 - гидроаппараты, 8 - фильтр, 9 - трубопровод тепловоза, 10- холодильник рабочей жидкости, 11-клапан перепускной, 12-трехходовой кран, 14-картер верхний; 15 - насос питательный, 16 - сетка питательного иасоса, 17- картер питательного насоса; 18 - канал к холодильнику, 19 - труба сливная, 20 - канал к золотниковой коробке, 21 - насос откачивающий, 22 - иасос системы смазки, 23 - клапан сливиой , 24 - фильтр масляный откачивающего насоса, 25-картер нижний 26 - щуп уровня масла в нижнем картере, 27 - клапан нагнетательный. 28 - труба всасывающая, 30 - окно слнвное

В систему смазки (рис. 72, 73) входят узлы:

а) центробежный питательный насос 15, подающий масло в гидрбаппараты и в трубопровод системы смазки;

б) откачивающий насос 21, перекачивающий масло из масляного картера выходного вала (нижнего) в верхний картер гидротрансформаторов;

в) масляный фильтр 24 откачивающего насоса и системы смазки, предназначенный для грубой очистки масла;

г) насос системы смазки 22 для подачи масла в трубопровод системы смазки при следовании тепловоза в холодном состоянии (когда вращается раздаточный вал и не вращается приводной вал гидропередачи);

Д) каналы, трубопровод системы смазки и форсунки для подачи масла к точкам смазки;

е) подпорный клапан 3, создающий определенное давление в трубопроводе системы смазки и сливающий масло, поступающее из холодильника. Подпорный клапан регулируется на давление 1,5- 2 кГ1смг.

Масло в гидропередачу заливается через горловину 34, в которую вмонтированы фильтр и суфлер. Заполнив верхний картер 14, масло через окно 30 во внутренней стенке корпуса переливается в нижний картер 25. Нижний картер заполняется маслом до уровня контрольной пробки 40. В процессе эксплуатации контроль верхнего уровня масла осуществляется щупом 26 нижнего картера.

Кроме того, для наблюдения за уровнем масла в верхнем картере имеется масломер 35.

Смазка зубчатых колес и подшипников гидропередачи осуществляется следующим образом. При вращении приводного вала гидропередачи работают питательный насос 15 и откачивающий насос 21. Из верхнего картера 14 через сетку 16 горловины насоса масло всасывается питательным насосом и часть по каналу 20 подается в золотниковую коробку, а другая часть по каналу 10 - в холодильник. Перед входом в холодильник масло проходит через обратный клапан 13.

Перепускной клапан 11 служит для разгрузки холодильника и уменьшения сопротивления трубопровода при работе гидропередачи на неразогре-том масле. Пройдя через холодильник или перепускной клапан, масло направляется в полость подпорного клапана 3. Встретив сопротивление пружины подпорного клапана, часть масла через подпорный клапан сливается в картер гидроаппаратов, а часть по трубе 2, пройдя обратный клапан /, поступает в маслопровод системы смазки и через раздаточные трубы 31 и 41 по разводящим трубам 37 - к точкам смазки зубчатых колес и подшипников.

Маслопровод системы смазки состоит из труб, вваренных в корпус, сверленных и фрезерованных каналов в деталях корпуса и форсунок подвода масла к точкам смазки.

Отработанное масло стекает в нижний картер 25, откуда подается откачивающим насосом в верхний картер 14.

При следовании тепловоза в холодном состоянии, когда питательный насос не работает, насос системы смазки 22 через фильтр 24 всасывает масло из нижнего картера 25 и через клапан 27 подает его по трубопроводу 29 к точкам

Рис. 73. Трубопроводы системы смазки зубчатых колес подшипников:

1-30- обозначения те же, что и на рнс. 72; 31, 41 - раздаточные трубы; 32 - форсунки; 14 - заливная горловина; 35-масломер; 36, 38 - проточки; 37 - разводящие трубы; 39-каналы; 40 - контрольная пробка смазки. В этом случае масло через холодильник не проходит, так как на пути к холодильнику стоит обратный клапан 1. После смазки масло стекает обратно в нижний картер.

Масло из гидропередачи сливается через сливные клапаны 23 в верхнем и нижнем картерах.

Подпорный клапан. Устанавливается в верхнем картере корпуса гидропередачи и служит для поддержания постоянного давления масла в системе смазки.

Масло от питательного насоса по каналам в корпусе гидропередачи проходит через отверстия в стакане б (рис. 74), и при превышении давления свыше установленного (2 кГ/см2) клапан 1 открывается и происходит слив части масла в картер. При падении давления в системе смазки ниже установленного (1,5 кГсм2) клапан 1 под действием пружины 5 закрывается и слив масла прекращается. Усилие пружины передается клапану через шпильку 8 с упорной шайбой и гайкой. Опорой для пружины является шайба 4.

Подпорный клапан по корпусу уплотняется резиновым кольцом 2 круглого сечения и прокладкой 7. Снаружи клапан закрывается фланцем трубы, подводящей масло от холодильника на тепловозе.

Фильтр. Фильтр откачивающего насоса и насоса системы смазки (рис. 75) размещен в нижнем картере корпуса гидропередачи и предназначен для очистки масла, поступающего к насосам.

Фильтр включает в себя две различные по принципу действия части: магнитную и сетчатую. Магнитная часть очищает масло от стальной стружки и пыли, а сетчатая-от металлических и неметаллических (немагнитных) включений. Магнитная часть состоит из магнитов 8, изготовленных из специальной магнитной стали и собранных на латунном стержне 4. Между магнитами проложены стальные шайбы 7.

В сетчатую часть фильтра 9 входит металлическая сетка и сварной каркас.

Магнитная часть привертывается к крышке 12 стержнем 4 и гайкой 6. Крышка с фильтрующими элементами с помощью шпилек крепится к чугунному корпусу 10. На резьбовую часть корпуса навертывается всасывающий патрубок /. В цилиндрическую расточку корпуса 10 запрессована втулка 5, являющаяся гнездом клапана 3 и опорой фильтрующих элементов. Клапан 3 закрывается под действием пружины 2 при снятии фильтрующих элементов для очистки и предотвращает вытекание масла из крышки нижнего картера.

Уплотнение по корпус^ фильтра осуществляется прокладками 13 и 11.

Насос системы смазки. Представляет собой реверсивный насос шестеренчатого типа и предназначен для подачи смазки к трущимся поверхностям гидропередачи при движении тепловоза, когда двигатель не работает.

Насос (рис. 76) крепится к нижнему картеру корпуса гидропередачи болтами.

Между корпусом и насосом ставится прокладка.

Насос состоит из двух шестерен 5 и 8, находящихся в зацеплении. Шестерни вращаются в бронзовых втулках 4, запрессованных в корпус 2 и крышку /. Крышка 1 ставится на штифтах 3 и крепится к корпусу двумя шпильками.

Ведущая шестерня 8 насоса получает вращение от раздаточного вала гидропередачи через шестерню привода насоса и торсионный валик 7. Насос всасывает масло из нижнего картера гидропередачи через фильтр откачивающего насоса по трубе в и кольцевой канавке в корпусе. Из насоса масло идет на смазку пр трубе г.

В зависимости от направления вращения ведущей шестерни масло нагнетается по трубе а или б. Перепуск масла из полости а в полость б и наоборот предотвращается шариком-пилотом 6.

Рис 77. Откачивающий насос:

1 - корпус: 2- крышка, 3 - шестерня ведомая; 4 - шестерня ведущая; 5 - заглушка; 6 - втулка; 7-стопорное кольцо; 8- полумуфта

Откачивающий насос. Насос шестеренчатого типа (рис. 77) состоит из двух находящихся в зацеплении шестерен 3 и 4. Шестерни вращаются в бронзовых втулках 6, запрессованных в корпус /ив крышку насоса 2. Насос крепится к корпусу гидропередачи шпильками. В крышке насоса 2 запрессованы заглушки 5. Крышка 2 устанавливается на штифтах и крепится к корпусу ) шпильками.

Откачивающий насос забирает масло по трубе а из нижнего картера гидропередачи и подает его по трубе б в верхний картер.

Реверсирование и переключение режимов гидропередачи на тепловозе     | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б |     Система автоматического управления гидропередачей на тепловозе