Масляная система гидропередачи

Как уже упоминалось, гидропередача тепловоза ТГМЗА имеет параллельную систему питания, охлаждения и смазки. Это значит, что масло, засасываемое питательным насосом из картера УГП, подается в две ветви - на заполнение гидроаппаратов и в контур охлаждения. В настоящем разделе рассматривается только охлаждающий контур, т. е. система внешних трубопроводов гидропередачи.

Выйдя из гидропередачи, масло проходит через пластинчатый (щелевой) фильтр. Установка фильтра на выходе из УГП вызвана двумя соображениями. Во-первых, на выходе из УГП масло имеет наибольшую температуру, а следовательно, малую вязкость и таким образом проходит через фильтр с наименьшим сопротивлением. Во-вторых, фильтр, находясь перед теплообменником, защищает его от загрязнения, что очень важно для сохранения хорошего теплообмена между маслом и охлаждающей водой. После фильтра масло проходит теплообменник и возвращается в гидропередачу: на смазку и на слив в картер.

Питательный насос засасывает из картера УГП смесь масла, сливаемого при работе из гидроаппаратов, и охлажденного масла, поступившего из теплообменника (маслоохладителя). Для обеспечения достаточной производительности масляного питательного насоса необходимо, чтобы суммарное гидравлическое сопротивление трубопровода, масляного фильтра и теплообменника составляло при расходе масла 400 л/мин не более 2,4 кГ/см2. Для уменьшения сопротивления системы часть масляного трубопровода на участках с наибольшими местными сопротивлениями (большое количество колен на входе и выходе из теплообменника) выполнена из труб увеличенного сечения. Причиной повышения гидравлического сопротивления обычно является загрязнение масляного фильтра механическими примесями. Поэтому необходимо периодически промывать фильтрующие элементы. В противном случае, как уже говорилось, уменьшится расход масла через систему, что вызовет его перегрев.

Рис. 99. Масляный фильтр:

1 - секция фильтра; 2- корпус фильтра; 3 -крышка; 4 - прокладка; 5 - пробка; 6- рукоятка; 7- нажимная пробка сальника; 8 - валик; 9-окно в картере секции; 10 - корпус секции, 11 - стержень щеток (квадратного сечения); 12 - стойка; 13 - промежуточная пластина; 14 - рабочая пластина; 15-пластина щетки; 16 - нижний фланец

В системе питания и охлаждения гидропередачи установлен пластинчатый (щелевой) фильтр (рис. 99). В общем корпусе 2 находятся четыре секции 1 фильтра, работающие параллельно. Каждая секция состоит из нескольких сотен чередующихся рабочих 14 и промежуточных 13 пластин, насаженных на центральный валик. Благодаря сильно изрезанным промежуточным пластинам между рабочими пластинами образуются щели шириной 0,12-0,15 мм. Фильтрация происходит при прохождении масла через эти щели, где задерживаются механические частицы, находящиеся в масле. В эти же щели входят пластины щеток 15, закрепленных на четырех стержнях 11, расположенных вокруг центрального валика. Валик вместе с рабочими и промежуточными пластинами можно проворачивать за рукоятку. При этом неподвижные пластины щеток счищают грязь, накопившуюся в щелях. Эта грязь при повороте рукоятки оседает на дно корпуса фильтра.

Пройдя щели, очищенное масло через радиальные вырезы в пластинах выходит в верхнюю часть корпуса секции, которая сообщается окнами с верхней полостью корпуса фильтра. Через выходной штуцер масло идет в трубопровод, ведущий к теплообменнику.

Следует отметить, что поворот валика с рабочими пластинами не обеспечивает полной очистки щелей от частиц грязи. Секции постепенно загрязняются, и сопротивление фильтра растет. Поэтому необходимо периодически вынимать секции и промывать в керосине. Перед выемкой секции из корпуса спускают масло через штуцер в крышке корпуса. Кроме промывки секции, необходимо очищать корпус от осевшей на дно грязи.

У-ТАНОВ А ГИДРОПЕРЕДАЧИ     | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б |     Охлаждающее устройство и трансмиссия тепловоза