Воздушная система дизеля

Устройства забора и очистки воздуха. Атмосферный воздух, засасываемый турбокомпрессором, через левый и правый воздухозаборники 15 (рис. 53) с жалюзи 18, расположенными в боковых стенках кузова тепловоза, проходит воздухоочиститель (свой для каждого воздухозаборника), где очищается от пыли, которая может привести к интенсивному износу деталей клапанного и поршневого механизмов, после чего поступает в общий воздухосборник, смонтированный в люке крыши кузова, а из него в патрубок турбокомпрессора.

На тепловозе применен воздухоочиститель, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским тепловозным институтом (ВНИТИ). В нем использован принцип контактного улавливания частиц пыли, которые, находясь в воздушном потоке во взвешенном сос-стоянии, осаждаются на нитях набивки, смоченных маслом. В процессе работы воздухоочистителя происходит непрерывное удаление уловленной пыли из набивки каплями масла, стекающими вместе с частицами в масляную ванну корпуса, где пыль осаждается на дно. Для подачи чистого масла из ванны на набивку используется энергия части воздушного потока, поступающего в воздухоочиститель, причем количество подаваемого масла регулируется автоматически. При этом обеспечивается примерно постоянная его подача на всех

режимах расхода воздуха, в том числе и на режиме, соответствующем работе дизеля на холостом ходу.

Основными узлами воздухоочистителя являются корпус 1 и кассета 5. Нижняя часть корпуса служит масляной ванной. В ней размещен поддон 2 с маслоподающими циклонами 4, установленными на съемном листе 9. Воздухозаборное отверстие воздухоочистителя снабжено поворачивающейся заслонкой 3. В кассете размещена фильтрующая набивка 8, изготовленная из капроновой путанки, имеющей диаметр нити 0,27-0,32 мм. Плотность набивки 85 г/дм3, толщина слоя набивки 70 мм. В верхней части кассеты расположена маслоулавливающая ступень 6, представляющая собой набор проволочных сеток квадратного плетения. Корпус воздухоочистителя прикреплен к кассете откидными замками 12. Кассета присоединена к воздухосборнику также при помощи откидных замков.

Воздух, поступающий в воздухоочиститель, разделяется на два потока. Первый поток попадает непосредственно в кассету 5, второй - в поддон 2 и в полости поддона закручивается специальными перегородками спиральной формы. Закрученный поток выходит из поддона через два маслоподающих циклона 4У увлекая капли масла, поступающего в поддон через две дозирующие трубки 10. Капли масла разбрызгиваются перед фронтом кассеты 5, смачивая набивку 8.

При малых расходах воздуха в период работы дизеля на режиме холостого хода заслонка 3 под действием собственной массы закрывает воздухоза борное отверстие. Вследствие этого воздух поступает в воздухоочиститель главным образом через два маслоподающих циклона 4, его скорость достаточна для подачи масла в кассету. При увеличении расхода воздуха заслонка 3 приоткрывает возду-хозаборное отверстие, отчего увеличивается количество воздуха, поступающего непосредственно в кассету. Этим обеспечивается постоянная интенсивность подачи масла в кассету как на номинальном, так и на частичных режимах работы дизеля.

Рис. 53. Устройство забора и очистки воздуха: 1 - корпус воздухоочистителя, 2 - поддои, 3, 16 - заслоики; 4-маслоподающий циклон; 5- кассета, 6-маслоулавливающая ступень; 7-желоб; 8-фильтрующая иабивка; 9-съемный лист; 10-дозирующая трубка, 11-пробка сливного клапана; 12-замок; 13-щуп; 14- горловина, 15-воздухозаборник, 17-брезентовый рукав; 18-жалюзи

Масло, поступающее в кассету, смачивая фильтрующую набивку 8, регенерирует ее в процессе работы. Капли масла, проникающие через набивку 8, улавливаются пакетом сеток маслоулавливающей ступени 6 и по желобам 7 стекают в масляную ванну. Стеканию масла способствует наклонное расположение кассеты (около 10° к горизонтальной плоскости) и вертикальная стенка съемного листа 9, отгораживающая полость стекания от полости подачи воздуха и масла в кассету. В нижней части корпуса воздухоочистителя имеется сливной клапан (аналогичный по конструкции клапану, установленному в топливном баке), предназначенный для периодического слива отстоявшейся воды, а также масла при промывке воздухоочистителя.

В каждом воздухозаборнике имеется заслонка 16, фиксируемая вручную в двух положениях. При повороте ее в положение, близкое к вертикальному, перекрывается вход воздуха в воздухоочиститель снаружи тепловоза и открывается вход изнутри дизельного помещения. Это необходимо для предотвращения чрезмерного засорения кассеты при пыльных бурях и уменьшения попадания влаги в воздухоочиститель при сильном дожде.

В теплое время года воздух в воздухоочиститель должен, как правило, поступать снаружи тепловоза, так как внутри дизельного помещения он значительно нагрет (до 60-70 °С), а с повышением температуры входящего в дизель воздуха увеличивается расход мощности на привод вентилятора охлаждающего устройства, что ведет к увеличению расхода топлива. Для ограничения подсоса горячего воздуха из дизельного помещения в воздухоочиститель на воздухозаборниках устанавливается брезентовый рукав 17.

Масло, применяемое для воздухоочистителя, заливают в корпус через горловину 14. В холодное время года используют смесь масла с топливом, так как при слишком густом масле нарушается нормальная подача его в кассету. Уровень масла должен поддерживаться между рисками на щупе 13, являющимся также крышкой заливочной горловины.

В процессе эксплуатации необходимо удалять осадок пыли из корпуса воздухоочистителя, промывать все его детали и фильтрующую набивку кассеты осветительным керосином, а также заменять масло. Для разборки и обслуживания воздухоочистители снимают с тепловоза вместе с люком кузова или каждый отдельно. При установке воздухоочистителей обеспечивают плотное прилегание кассет к воздухосборнику люка для исключения подсоса в дизель нефильтрованного воздуха Период между обслуживаниями воздухоочистителей зависит от степени запыленности окружающего воздуха. При сильной запыленности (100-500 мг/м3) он равен 4-5 сут, при нормальной запыленности-30 сут.

Выпускная труба дизеля. Выпускная труба (рис. 54) предназначена для выпуска отработавших в турбокомпрессоре газов в атмосферу. В эту же трубу через патрубок 3 отводится газ из установленного на дизеле эжектора, в котором энергия части выпускных газов используется для вентиляции картера от паров масла. Труба 4 изготовлена из стального листа толщиной 3 мм. При помощи фланца 2 ее устанавливают на выпускной патрубок турбокомпрессора Для противопожарной безопасности труба имеет изоляцию 5 из асбеста, закрытую кожухом 6 из тонкого стального листа. Кольцо 8 свободно опирается на обечайку люка крыши кузова тепловоза, закрывая зазор между трубой и люком и предотвращая тем самым попадание атмосферных осадков в дизельное помещение. Металлическая сетка 9 предохраняет трубу от попадания в нее посторонних предметов.

Топливная система | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Гидравлическая передача. Общие понятия о тепловозной передаче