Вспомогательное оборудование и приводы

1. Конструкция основного вспомогательного оборудования

Оборудование для обогрева кабины машиниста. Калорифер. Калорифер расположен в левом нижнем углу аппаратного шкафа и служит для отопления кабины. Основными частями калорифера (рис. 126) являются нагревательная секция и вентилятор, в сборе. К нагревательной секции относятся радиатор, крышки 6 и 10 и стойки 9. Радиатор состоит из 184, овальных трубок 8 и 154 охлаждающих пластин 7, соединенных между собой пайкой, подобно пакету водяной секции. Но в отличие от водяной секции нагревательные трубки радиатора размещены под углом к плоскости вращения вентилятора, что усиливает турбулизацию и прогрев воздушного потока. К концевым пластинам радиатора через резиновые прокладки прикреплены болтами нижняя 10 и верхняя 6 крышки, а также две боковые стойки 9. Полость нижней крышки разделена глухой перегородкой на две части. К крышке приварены два штуцера для подвода и отвода воды. Двухходовое движение воды в радиаторе организовано для упрощения водяного трубопровода в кабине машиниста. На верхней крышке имеется ушко для зачаливания калорифера при монтаже и бонка для краника выпуска воздуха из калорифера при заполнении системы обогрева водой. Нижними планками стоек 9 калорифер прикреплен к угольникам шкафа. Между угольниками и планками помещены резиновые амортизаторы, что снижает шум от работающего калорифера.

Вентилятор в сборе состоит из двухлопастного осевого вентилятора 4, электродвигателя 1, поддерживаемого опорой 5, раструба 3 и скобы 2.

При открытии специального крана горячая вода основного контура начнет циркулировать через калорифер и обогреватели ног. При включении вентилятора нагнетаемый им воздух будет проходить через радиатор калорифера, подогреваться и поступать в кабину машиниста через решетку на шкафу. Решетка имеет девять направляющих уголков, которые разделяют поток теплого воздуха таким образом, что около двух третей его идет в сторону машиниста, а одна треть - в сторону помощника. К калориферу воздух поступает через другую решетку в левой боковой стенке шкафа (около передней двери кабины). Электродвигатель вентилятора калорифера может работать с максимальной и частичной частотой вращении. Прогрев кабины производят включением электродвигателя на максимальную частоту, для поддержания температуры в кабине на определенном уровне целесообразнее пользоваться частичной частотой. При этом снижается шум от работающего вентилятора.

Обогреватели ног. Для обогрева пола кабины машиниста на первой партии тепловозов ТГМ6 под настилом устанавливалась решетка из труб, в которых циркулировала горячая вода дизеля. Опыт эксплуатации показал, что в холодное время года пол кабины с таким обогревом имеет недостаточную температуру, поэтому, начиная с тепловоза ТГМ6А № 114, устанавливаются обогреватели ног для машиниста и его помощника. Обогреватель представляет собой штампованную коробку, закрытую сверху листом. Для повышения скорости движения воды в обогревателе и упрощения водяного трубопровода кабины внутренняя полость обогревателя разделена перегородками 2 (рис. 127) на четыре части. Подвод и отвод воды осуществляются через патрубки, приваренные к коробке с уклоном для обеспечения слива воды и закрытые откидным листом 6, к верхнему листу обогревателя приварена бонка для пробки 7 выпуска воздуха, в листе просверлены отверстия для крепления обогревателя к полу. Температура листа может достигать 70-80° С, поэтому сверху обогреватель имеет настил из стеклопластикового листа и гофрированного алюминия, соединенных между собой заклепками.

Холодильник. Холодильник АМ-30 (рис. 128) установлен в кабине машиниста над калорифером на теплоизолирующей подставке и резиновых амортизаторах. Его полезный объем 30 л, потребляемая мощность 75 Вт, масса 20 кг.

Рис. 128. Холодильник для пищевых продуктов: 1-шкаф; 2-испаритель; 3-дверь; 4-конденсатор; 5-абсорбер; 6-генератор; 7-терморегулятор, 8-полка; 9-холодильная камера

Охлаждение камеры 9 осуществляется холодильным агрегатом абсорбционно-диффузионного действия, размещенным на задней стенке шкафа. Его элементы образуют замкнутую герметичную систему, заполненную смесью водоаммиачного раствора и водорода под давлением 1,5-2,0 МПа (15-20 кгс/см2) при температуре 20° С. Испытание системы производят под давлением 5 МПа (50 кгс/см2). Холодильный агрегат состоит из генератора 6" с электродвигателем, конденсатора 4, испарителя 2 и абсорбера 5. Температурный режим в холодильной камере поддерживается автоматически терморегулятором 7.

При включении холодильника электродвигатель разогревает водо-аммиачный раствор в генераторе 6" до кипения. Образующийся при этом аммиачный пар превращается в конденсаторе 4 в жидкий аммиак, который поступает в испаритель 2. В нем аммиак испаряется, отнимая тепло из объема холодильной камеры, и в виде пара поступает в абсорбер 5, где растворяется в водоаммиач-ном растворе. Обогащенный аммиаком раствор поступает в генератор 6, и процесс повторяется вновь.

К достоинствам холодильника следует отнести простоту конструкции, отсутствие подвижных частей и бесшумность в работе; к недостаткам - продолжительный выход на заданный режим, поэтому на работающем тепловозе его рекомендуется не выключать. При установке холодильника следует обеспечить горизонтальное положение испарителя 2.

Топливоподогреватель. В холодное время года вязкость дизельного топлива существенно увеличивается. При этом возрастает гидравлическое сопротивление топливных фильтров и трубопроводов, а самое главное ухудшается качество распыливания топлива в цилиндрах дизеля и процесс сгорания. Для исключения этих явлений и обеспечения надежной работы топливной системы дизеля в холодное время года на тепловозе установлен топливо-подогреватель, в котором топливо разогревается горячей водой дизеля.

Топливоподогреватель (рис. 129) представляет собой поверхностный, одноходовой теплообменник типа «жидкость - жидкость» с противотоком теплоносителей. Цилиндрический корпус 2 выполнен из стального листа толщиной 3 мм. Корпус и трубки 4 приварены к трубным доскам 1. Топливо протекает в покрытой нитроэмалью полости между корпусом и трубками, а горячая вода основного контура проходит внутри трубок. Для исключения размораживания топливоподогреватель установлен вертикально в машинном помещении тепловоза. Для уменьшения габаритов топливо-подогревателя трубные доски 1 и фланцы крышек 5 имеют сегментные срезы.

Тепловая нагрузка на топливоподогреватель относительно невелика, поэтому обе трубные доски выполнены неподвижными. Это облегчает изготовление и ремонт, не снижая надежности топливоподогревателя в эксплуатации.

Локомотивный скоростемер. Самопишущий локомотивный скоростемер ЗСЛ-2М-150 предназначен для показа и регистрации на диаграммной ленте скорости движения локомотива (в километрах в час), пройденного пути (в километрах), времени (в часах и минутах) с отметкой на ленте длительности пробега локомотива. На ленте фиксируются также остановки продолжительностью до 24 ч, направление движения локомотива (передний или задний ход), изменение давления воздуха в тормозной магистрали, режимы торможения. Прибор имеет сигнализирующее устройство - звонок предельной скорости.

213

Технические данные скоростемера

Пределы измерения скорости, км/ч .... 5-150

Допускаемая погрешность указателя скорости, км/ч ±4

Время установления показаний на шкале указателя скорости, с:

при увеличении скорости........ 1

» уменьшении » ........2

Емкость счетного механизма счетчика общего пробега, км.............. 99 999

Емкость счетного механизма счетчика рейсового пробега, км..............999

Допустимая погрешность часов в сутки, мин ... ±3 Продолжительность хода часов от одного полного завода пружины, ч, не менее........30

Длина диаграммной ленты (в одной катушке), м . 12 Наибольшая протяженность пути, которая может быть записана иа одной катушке, км ... . 2400

Скоростемер рассчитан на работу при температуре окружающей среды до +45° С, может эксплуатироваться в запыленной среде.

Управление работой жалюзи и вентилятора | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Вспомогательные приводы