Кузов тепловоза

Кузов тепловоза (рис. 134) по технологическим соображениям выполнен из четырех основных частей: кабины машиниста 1, кузова аккумуляторного помещения 2, кузова машинного помещения 3, кузова охлаждающего устройства 4. Кабина машиниста и кузов машинного помещения сделаны съемными, остальные части кузова приварены к главной раме тепловоза.

Кабина машиниста (рис. 135) опирается на главную раму тепловоза через четыре резиновых конических амортизатора, расположенных по углам кабины, что значительно уменьшает шум и вибрацию.

Кузов машинного помещения прикреплен к главной раме болтами, а с кузовами аккумуляторного помещения и охлаждающего устройства соединен посредством гнутых кронштейнов 21, (см. рис. 134) расположенных на торцах с внутренней стороны соединяемых частей кузова (сечения В-В и Г-Г). Места соединения частей кузова между собой закрыты специальными листами, которые прикреплены к какой-нибудь одной части кузова, для обеспечения подвижности частей друг относительно друга при изгибе главной рамы тепловоза во время работы.

Для удобства обслуживания узлов и агрегатов тепловоза при эксплуатации и ремонте в кузове выполнены двери и люки. Кроме того, боковые стенки кузова машинного помещения имеют против дизеля съемные стойки, обеспечивающие более свободный доступ к узлам дизеля с площадки тепловоза. На тепловозах с № 178 в кузове машинного помещения устанавливается перегородка, отделяющая дизель от компрессора для уменьшения теплового воздействия на компрессор.

Кузов тепловоза не рассчитан на восприятие динамических нагрузок, хотя он частично воспринимает нагрузки от несущей главной рамы, поэтому необходимо регулярно контролировать крепление кабины и кузова машинного помещения с рамой тепловоза, межкузовные крепления, проверять состояние уплотнений на проемах дверей и люков, своевременно заменять уплотнения, пришедшие в негодность.

Кабина машиниста делается съемной, что позволяет более эффективно применять противошумовую и противовибрационную защиту. Основой кабины является жесткий сварной каркас из стальных прокатных и гнутых профилей с приваренной к ним наружной стальной тонколистовой обшивкой. В каркас вварены кондуиты для прокладки электрических проводов, различные бонки, планки, кронштейны и прочие крепежные детали, предназначенные для установки оборудования и приборов управления. Размещение оборудования в кабине машиниста (рис. 136) обеспечивает необходимую ширину проходов. Кабина машиниста имеет большую площадь остекления, что создает хорошую освещенность внутри в дневное время и хороший обзор машинисту при работе. Одинарные сталинитовые стекла толщиной 5 мм, обладающие высокой прочностью, удерживаются в оконных проемах при помощи специальных резиновых окантовок и замков. Передние и задние лобовые стекла кабины оборудованы стеклоочистителями и противосолнеч-ными поворотными козырьками из цветного стекла. На каждой боковой стенке имеется по два окна. Передние стекла боковых стенок неподвижны и закреплены аналогично лобовым стеклам, задние стекла боковых стенок вмонтированы в штампованные подвижные рамки, способные выдвигаться вперед по направляющим оконных проемов. Подвижные окна снабжены ручками и винтовыми запорами, фиксирующими их в закрытом положении. Оконные проемы передней и задней стенок и дверей имеют пластмассовую окантовку, окна боковых стенок - стеклопластиковую.

Рис 134. Кузов тепловоза:

/ - кабина машиниста, 2 - кузов аккумуляторного помещения, З кузов машинного помещения, 4 - кузов охлаждающего устройства, 5 - номер тепловоза, 6 - заделка межкузовных соединений, 7,9, 19 - дверн, 8 -- вентиляционные жалюзи компрессорного отсека, 10 - заделка вокруг кабины, 1 1-люк над аккумуляторами, 12-люк над компрессором, 13- люки над гидропередачей, 14-люки над дизелем, 15- люк для обслуживания электродвигателя топливной помпы, 16- кронштейн для крепления радиоантенны, /7-прожектор, 18-задняя дверь кабины, 20- передняя дверь кабины, 21- кронштейн, 22- прижимная планка, 23- резиновые прокладки, 24-регулировочная прокладка

Под подвижными окнами установлены на двойных петлях подлокотники с мягкими подушками из губчатой резины. При закрытых окнах подлокотники находятся в нишах боковых стенок, не выступая за поверхность внутренней обшивки, и не мешая машинисту при работе. Спереди и сзади проемов подвижных окон снаружи кабины на кронштейнах установлены ветровые щитки-параваны.

Внутренняя поверхность дверей, как и всей кабины, покрыта противошумной мастикой, а также звуко- и теплопоглощающей ватой из супертонкого волокна. Двери облицованы бумажно-слоистым пластиком и окантованы вместе с дверными проемами металлическими гнутыми профилями. Нижняя часть передней двери усилена металлическим листом. Двери снабжены замками с ручками.

Рис. 135. Крепление кабины машиниста: 1-опорная плита, 2-конический амортизатор; 3-конус, 4-опорная шайба, 5-болт; 6- регулировочная шайба, 7-корончатая гайка, 8-шайба; 9-прокладка (цилиндрический амортизатор)

Рис. 136. Кабина машиниста:

1-кнопка БКБ; 2- шкаф умывальника; 3- откидной подлокотник; 4-розетка для бытовой электроплитки; 5-кнопки автоматической расцепки автосцепки, 6-прожектор; 7-левый потолочный светильник; 8-водяной бак умывальника, 9- левое подвижное окно; /0-вентилятор; 11- ветровой щиток-параван, 12-теневой щиток-светофильтр; 13-аптечка; 14-шкаф для одежды; 15-схема систем тормозной, водяной, топливной н масляной; 16-бытовой холодильник; 17-диаграмма равновесных скоростей; 18- аппаратный шкаф, /9-скоростемер, 20- лампа зеленого освещения, 21-документодержа-тель, 22-правое подвижное окно; 23-правый потолочный светильник; 24-пульт управления радиостанцией, 25-кнопки свистка, тифона и проверки БКБ, 26-кран вспомогательного тормоза; 27-огнетушитель, 28- пульт управления, 29- съемная крышка пульта управления, 30- термометр воды бака умывальника, 31-калорифер; 32- педаль песочниц; 33- цилиндр привода стеклоочистителя; 34-стеклоочиститель; 35- штурвал контроллера; 36^обогреватель ног, 37-выносной пульт управления, 38-кран машиниста; 39- кнопки свистка н тнфона; 40- люк пола, 41- сиденье, 42-электропиевматический клапан ЭПК-150 НСБ; 43-привод ручного тормоза; 44- откидное сиденье; 45-выключатель освещения кабины; 46-откидной умывальник; 47 -радиостанция

Искусственное освещение кабины обеспечивают два электросветильника, расположенных на потолке над рабочими местами машиниста и помощника. Над рабочим местом машиниста в потолке имеется также светильник зеленого освещения. Для вентиляции служат два поворотных вентилятора, установленных на наклонных участках потолка. Теплые потоки воздуха от вентиляторов, направленные на стекла кабины, предохраняют их от обледенения.

Поворотные кресла машиниста и помощника регулируются по высоте и могут смещаться в поперечном и продольном направлениях. Сиденья и спинки выполнены из мягкой губчатой резины и обшиты чехлами из искусственной кожи.

Вмонтированный в шкаф умывальник на задней стенке кабины обеспечивается водой из бака, размещенного в потолке кабины.

Бак заправляют водой снаружи через заправочную трубу, находящуюся под рамой тепловоза с левой стороны кабины. В баке имеется электроподогреватель, включаемый с пульта управления машиниста.

Настил пола состоит из отдельных фанерных щитов-люков толщиной 24 мм, облицованных линолеумом и прикрепленных к стойкам каркаса пола через резиновые прокладки толщиной 3 мм. Щиты настила пола быстросъемные, обеспечивают доступ к соединениям трубопроводов, расположенным в каркасе пола. Щели между соседними щитами уплотнены металлическими планками. На рабочих местах машиниста и помощника в полу расположены водяные обогреватели, защищенные сверху гофрированным алюминиевым листом.

Кузов аккумуляторного помещения служит для защиты аккумуляторной батареи. Задняя и передняя стенки кузова выполнены сплошными и соединены между собой продольными верхними и нижними швеллерами гнутого профиля. На боковых стенках имеются по две двери 9 (см. рис. 134), одинаковые по конструкции с дверьми кузова машинного помещения. На тепловозах с № 1764 Две одинарные двери на каждой стенке заменены одной двустворчатой с широким проемом, что значительно улучшает условия обслуживания аккумуляторов.

Крыша кузова сделана съемной. На боковых стенках крыши имеются жалюзи-просечки, обеспечивающие вентиляцию аккумуляторного помещения. Люк 11 крыши служит для удобства обслуживания аккумуляторов и замены отдельных из них. Для замены всех аккумуляторов, расположенных в специальном контейнере, снимают крышу. Проемы дверей и люка по периметру уплотнены специальным резиновым профилем.

Кузов машинного помещения служит капотом для силовых механизмов тепловоза и выполнен с учетом удобства их обслуживания и ремонта, имеет звуко- и теплоизоляцию. Кузов состоит из трех основных частей: крыши и двух стенок. Крыша соединяется со стенками болтами; между ней и стенками проложена резиновая прокладка. На левой стенке размещено 10 дверей 7, два проема заглушены, на правой стенке - 11 дверей 7, один проем заглушён. Заглушённые проемы с жалюзи-просечками на обеих стенках служат для вентиляции компрессорного отсека, на заглушённом среднем проеме левой стенки расположены скобы-поручни для подъема на крышу, на левой стенке внизу находится люк 15 для более удобного обслуживания топливного насоса и его привода.

Рис. 137. Воздушный фильтр: 1-корпус; 2-замок; 3, 5-сетки № 4,5-0,7; 4, 6-сетки № 3,2-0,5; 7, 8-сетки № 1,6-0,4

На тепловозах с № 1764 двери кузова машинного помещения делают двустворчатыми (аналогично дверям кузова аккумуляторного помещения) - по шесть на каждой стенке, что значительно улучшает условия обслуживания узлов и агрегатов. Вместо глухих проемов с жалюзи-просечками устанавливают двери с жалюзи-просечками, в связи с этим отпадает необходимость в люке 15, и он ликвидируется.

Для удобства обслуживания дизеля и других агрегатов поперечные балки крыши кузова сделаны съемными. На боковых стенках крыши кузова имеются жалюзи-просечки для вентиляции кузова и забора воздуха для дизеля. С внутренней стороны к ним плотно прилегают сетчатые фильтры, служащие для очистки воздуха, поступающего в машинное помещение. Воздушный фильтр (рис. 137), выполненный в виде легкосъемной кассеты, представляет собой пакет металлических гофрированных сеток с разным сечением ячеек. В процессе эксплуатации кассеты периодически промывают и смачивают дизельным маслом для удаления уловленной пыли и восстановления первоначальных характеристик фильтров. Чтобы излишки масла, стекающего с кассет, не попадали на механизмы, в стенках крыши кузова под кассетами фильтров имеются желоба. Масло из этих желобов удаляют при профилактических ремонтах.

Двери машинного помещения представляют собой коробчатую металлоконструкцию с двумя пружинными замками, состоящую из наружного штампованного металлического листа и внутреннего штампованного короба. Внутренние поверхности наружного листа и короба покрыты противошумной мастикой и заполнены звуко- и теплопоглощающим супертонким волокном. Конструкция двустворчатых дверей мало отличается от конструкции одностворчатых. Вместо пружинных замков они оборудованы ручками-запорами с подпружиненными защелками, которые расположены только на правой половине и образуют так называемую правую дверь. На левой двери никаких запирающихся устройств нет.

Семь люков крыши кузова представляют собой коробчатую металлоконструкцию, состоящую из каркаса, наружного и внутреннего листов. Наружный лист приварен к каркасу, а внутренний прикреплен винтами. К крыше люки прикреплены откидными болтами. Дверные проемы и проемы люков уплотнены специальными резиновыми профилями.

Кузов охлаждающего устройства служит для размещения секций охлаждения, вентилятора, привода вентилятора, боковых и верхних жалюзи. В нише передней стенки кузова вверху установлен прожектор, по центру располагается дверь для прохода внутрь кузова охлаждающего устройства. В задней стенке имеются отверстия для труб и привода гидроредуктора вентилятора холодильника. К ней же со стороны кузова машинного помещения прикреплен привод верхних и боковых жалюзи. В кузове со стороны машинного помещения размещен съемный водяной бак дизеля. На тепловозах с № 1587 привод левых и правых боковых жалюзи размещается на самих жалюзи с внутренней стороны, на задней стенке кузова остался только привод верхних жалюзи.

Звуко- и теплоизоляция. В кузове машинного помещения все «глухие» поверхности с внутренней стороны покрыты противошумной мастикой, звуко- и теплопоглощающим супертонким стекловолокном с толщиной нити до 3 мкм и защищены с внутренней стороны гладким тонким стальным листом. Толщина такого изолирующего слоя равна 50 мм.

Стенки кабины машиниста также имеют толщину изоляции 50 мм, кроме передней, сопрягаемой с кузовом аккумуляторного помещения. В этом месте толщина изоляции 80 мм. В кабине внутренние поверхности наружных листов покрыты противошумной мастикой толщиной 4-6 мм. Между наружным и внутренним листами заложен звуко-, и теплопоглощающий материал из супертонкого волокна. Кабина с внутренней стороны облицована бумажно-слоистым пластиком.

Нижняя часть каркаса пола кабины покрыта металлическим листом толщиной 2 мм, который с внутренней стороны тоже покрыт противошумной мастикой. Пространство между нижним металлическим листом и верхним настилом пола, а также межтрубные пространства изолированы супертонким стекловолокном.

Вспомогательные приводы | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Рама тепловоза и ударно-тяговые приборы