Вспомогательные пневматические системы

Рис 158. Схема противопожарной воздухопенной установки: 1-резервуар, 2-рукав; 3-кран, 4-генератор пены; 5-пусковой кран, 6-питательная магистраль

Принцип действия противопожарной установки заключается в том, что водный раствор пенообразователя под давлением подается в генератор пены, где механически перемешивается с эжекти-руемым из атмосферы воздухом и образует пену. Объем пены превышает объем раствора, из которого она образуется, примерно в 20 раз. Время непрерывной работы системы около 2 мин. Наличие в корпусе и пробке пускового крана 5 отверстий, соединяющих верхнюю часть резервуара с атмосферой, предохраняет резервуар от самопроизвольного повышения давления в нем в случае пропуска пускового крана при закрытом положении.

Для приведения установки в действие сбрасывают с зацепов решетку, крепящую рукав 2, вынимают из хомутов генератор пены 4, а из держателя рукав, открывают пусковой кран 5 и, направив генератор пены на очаг пожара, открывают кран 3 на генераторе.

После ликвидации пожара закрывают пусковой кран, сливают оставшийся раствор из рукава, закрывают кран на генераторе, укладывают и закрепляют рукав и генератор. По прибытии в депо производят дозаправку резервуара.

Раствор, заливаемый в резервуар, должен состоять из 6 % пенообразователя ПО-1 и 94 % воды. Его приготавливают в отдельной чистой емкости. Тщательно перемешав, готовый раствор заливают при помощи лейки с сеткой в резервуар до верхней риски щупа (100 л раствора), закрепленного в пробке заправочной горловины. При отсутствии отдельной емкости в резервуар сначала заливают 94 л воды, затем 6 л пенообразователя и тщательно их перемешивают. Плотно завернув пробку заправочной горловины, проводят кратковременную (15-20 с) проверку работы установки. При этом выполняют те же операции, что и при тушении пожара.

Перед промывкой установки раствор сливают через клапан слива, расположенный в нижней части резервуара, предварительно ввернув в него шланг. Через заправочную горловину резервуар полностью заполняют горячей водой. По окончании промывки продувают установку сжатым воздухом давлением не ниже 0,3 МПа (3 кгс/см2), закрывают и пломбируют краны, укладывают и крепят рукав и заправляют резервуар пенообразующим раствором.

Система пескоподачи. Для предупреждения боксования под колесные пары тепловоза подают песок, что увеличивает сцепление колес с рельсами и позволяет реализовать более высокую силу тяги. Песок содержится в четырех песочницах 5 (рис. 159), расположенных под боковыми площадками (по две с каждой стороны тепловоза). Для заправки песочниц над каждой из них в площадке имеется люк. Общий запас песка составляет 1,2 т. К каждой песочнице прикреплены по две форсунки.

Действие системы пескоподачи происходит следующим образом. В полу кабины перед сиденьями машиниста и его помощника установлены педали песочниц. При нажатии на одну из них включается один из электропневматических вентилей ВВ-32, сблокированных электрически с реверсом. При движении тепловоза вперед включается электропневматический вентиль 1, который открывает воздухораспределитель 2, подающий воздух к форсункам песочниц переднего хода; при движении тепловоза назад включается вентиль 9, который открывает воздухораспределитель 8, подающий воздух к форсункам песочниц заднего хода.

Воздух к воздухораспределителям песочниц, а следовательно, к форсункам подводится от питательной магистрали через разобщительный кран 4 и фильтр 3.

Воздухораспределитель песочниц (рис. 160) используется на тепловозе для подачи воздуха, поступающего из питательной магистрали к форсункам песочниц, а также к тифону и свистку. Воздухораспределители песочниц установлены в дизельном помещении (на задней стенке), что обеспечивает их устойчивую работу в зимних условиях. При включении соответствующего электропневматического вентиля воздух из трубопровода системы воздушной автоматики поступает через крышку 2 в полость А над поршнем воздухораспределителя. Под давлением воздуха поршень опускается до упора торца утолщенной части штока в коническую расточку втулки и при этом отжимает от седла клапан, который открывает проход воздуху из питательной магистрали к потребителю (форсунке песочницы, тифону или свитку). При выключении электропневматического вентиля происходит разрядка полости А, поршень под воздействием пружины 15 перемещается вверх, и клапан закрывает доступ воздуха из питательной магистрали к потребителю. После полного закрытия клапана не должно быть утечки воздуха через канал а. Такая утечка свидетельствует о неполном прилегании клапана к седлу. Интенсивная утечка воздуха через канал а после включения воздухораспределителя указывает на недостаточную притирку штока поршня к конической расточке втулки.

Рис. 159. Схема системы пескоподачи: 1, 9-электропневматические вентили ВВ-32; 2, 8-воздухораспределители песочинц; 3- фильтр № Э-114; 4-разобщительный кран № 383; 5-песочница; 6-форсунка; 7-рукав

Форсунка песочницы (рис. 161) предназначена для подачи песка из песочниц под колеса тепловоза. Песок заполняет полость А форсунки через верхнюю широкую горловину, соединенную с песочницей. Порог Б предотвращает самопроизвольное высыпание песка через нижнюю горловину, к которой прикреплена труба для подвода песка под колесо.

Поступающий от воздухораспределителя песочниц воздух проходит к нижней горловине форсунки через сопла 2 и 3. Одновременно часть воздуха поступает в полость А через канал а диаметром 3 мм и взрыхляет песок. Воздух, проходящий через сопло 2 и создающий в нижней горловине форсунки разрежение, и воздух, поступающий по остальным каналам, увлекают разрыхленный песок и выбрасывают его по трубе на рельсы под колеса тепловоза. Для увеличения или уменьшения подачи воздуха через сопло 2 и канал а и, следовательно, подачи песка под колеса необходимо соответственно выворачивать или вворачивать регулировочный винт 5 при отпущенной контргайке 4.

Система воздушной автоматики | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Оборудование пневматических систем