Для подачи воздуха, охлаждающего тяговые электродвигатели, служит вентилятор. Ќа тепловозах установлены два одинаковых по конструкции вентилятора центробежного типа (рис. 88), каждый из которых охлаждает тяговые электродвигатели одной тележки. Корпус 14 сварен из стальных листов толщиной 3 мм и имеет форму улитки. К корпусу с обоих торцов болтами 5 прикреплены подшипниковые щиты 4. Каждый щит образован тремя прямоугольными лапами, к которым приварен корпус 10 сферического подшипника. С внутренней стороны к лапам приварен диффузор 12, направляющий воздух на лопатки рабочего колеса.
Два лопастных рабочих колеса 13 диаметром 400 мм прикреплены болтами к ступице 7, напрессованной на вал 6 до упора в выступах вращаетсЯ в двух сферических роликовых подшипниках 2 и 8, установленных в расточках корпусов 10 и закрытых крышками 1 к 11. Для смазывания подшипников используют консистентную смазку ЖРО. Крышки прижаты к корпусу 10 четырьмя болтами 3 и 9.
Рис. 88. Вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей: /, // — крышки: 2, 8 -- роликовые подшипники; 3,5,9 — болты; 4 — подшипниковый щит; 6 — вал; 7 — ступица; 10 — корпус подшипника; 12 — диффузор; 13 — рабочее колесо; 14 — корпус вентилятора
Вал вентиляторного колеса получает привод через ременную передачу, для чего на выступающем конце вала укреплен шкив с пятью ручьями под клиновые ремни. Натяжение ремней осуществляют перемещением всего вентилятора с помощью двух установочных винтов. Вентилятор, охлаждающий тяговые электродвигатели передней тележки, приводится от коленчатого вала дизеля через поводковый и промежуточный валы привода гидромеханического редуктора(см. рис. 84), а вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки — через якорь тягового генератора. На привод вентилятора затрачивается мощность 8,8 кВт (12 л. с). При частоте вращения вентиляторного колеса 3000 об/мин подача вентилятора достигает 2,9 м3/с.
Вентиляторы охлаждения дизеля и их приводы | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Тормозная сиситема тепловозов