Электрические аппараты применяют для дистанционного и автоматического управления тепловозом и отдельными его агрегатами, защиты их от ненормальных режимов работы и сигнализации машинисту о возникновении неисправности. Установленную на тепловозе электроаппаратуру подразделяют на: аппараты управления (контроллер машиниста, реверсор, контакторы, реле, электропневматические вентили); аппараты защиты (реле боксова-ния, реле заземления, реле давления масла и воздуха, автоматические и плавкие предохранители); аппараты автоматического регулирования (регулировочный реостат регулятора мощности, регулятор напряжения, концевой выключатель, реле перехода, термореле);
вспомогательную аппаратуру (выключатели, резисторы, конденсаторы, диоды, розетки, контрольно-измерительная и сигнальная аппаратура и т. д.).
Контроллер машиниста (рис. 123). Этот аппарат предназначен для управления тепловозом. Основными частями контроллера являются главный и реверсивный валы с собранными на них барабанами, подвижные и неподвижные контакты, фиксирующий механизм, блокировочное устройство, ручной и дистанционный приводы. Реверсивный вал 2 свободно проходит через сквозное отверстие главного вала 25 и механически с ним не связан. Главный вал опирается на шариковый подшипник 8, запрессованный в гнездо 24, которое прикреплено болтами к верхней плите 9. Опорой реверсивного вала является шариковый подшипник 30, установленный в гнезде 3, приваренном к нижней плите 29.
На валу 25 при помощи двух шпонок укреплена главная рукоятка 12, имеющая восемь рабочих положений и положение "Холостой ход". Перевод реверсивного вала осуществляется съемной реверсивной рукояткой 16, имеющей положения "Нулевое", "Назад", "Пуск дизеля" и "Вперед".
На верхнем конце реверсивного вала укреплена штифтом втулка 17 (штифт проходит через отверстия в и г). На бортик втулки надета возвратная пружина 13, а на нее — втулка 15, которая соединяется с втулкой 17 штифтом 18, проходящим через отверстия а и б. Диск 21 главной рукоятки соединен тремя болтами с кольцом 20, к которому прикреплена крышка 19.
Если главная рукоятка контроллера находится в положении "Холостой ход", а реверсивная — в "Нулевом", то пружина 13 отжимает втулку 15 вместе со штифтом 18 вверх. Только в этом случае концы штифта входят в пазы крышки, и реверсивная рукоятка может быть снята. Чтобы отпереть контроллер, машинист вставляет реверсивную рукоятку в прорезь колпака 14 и центральным стержнем рукоятки давит на штифт 18, отжимая вниз втулку 15. Когда концы штифта выйдут из вырезов крышки, а заплечики реверсивной рукоятки 16 войдут в прорези втулки 17, реверсивный вал 2
можно перевести в требуемое положе- ющей пружиной 38 на конце пальца ниє поворотом рукоятки 16. 34, который шарнирно соединен со
На главном валу укреплены на стальным держателем 33. Контактная шпонке пять гетинаксовых кулачко- пластина шунтом 37 соединена с девых шайб 7, образующих главный ба- ржателем, укрепленным вместе с подрабан контроллера. С обеих сторон ва- водящим проводом на изоляционной ла на изоляционных колодках 32 и 41 колодке 32. В середине пальца на оси укреплены подвижные и неподвижные установлен ролик 36, прижимаемый контакты. Подвижный контакт пред- пружиной 35 к боковой поверхности
ставляет собой контактную пластину кулачковой шайбы. Когда при повороте шайбы ролик попадает в вырез на 39,- подвижный контакт под действием пружины соединяется с неподвижным контактом 40— латунной пластиной, имеющей выступ с рифленой поверхностью. В зависимости от количества и размера вырезов кулачковой шайбы подвижный и неподвижный контакты оказываются замкнутыми на одной или нескольких позициях (см. развертку барабанов контроллера на рис. 124).
Рис. 123. Контроллер машиниста типа НН51: / коромысло; 2 — реверсивный вал; 3, 24 — гнезда; 4,7 - кулачковые шайбы; 5, 15, 17 — втулки; 6 шарик; 8. 30 — шариковые подшипники; 9, 29 — верхняя и нижняя плиты; 10 - - храповик; / / — фигурная плита; 12 главная рукоятка; 13. 44, 54, 55 — пружины; 14 - колпак; 16 — реверсивная рукоятка; 18 ■-■ штифт; 19, 50, 62 ~ крышки; 20 ■■- кольцо; 21, 26, 28 — диски; 22 — пластмассовый диск; 23 — пустотелый болт; 25 — главный вал; 27 — планка; 31 — скоба; 32, 41, 42 изоляционные колодки; 33, 47 - держатели; 34 палец; 35 - включающая пружина; 36,45 — ролики; 37 — шунт; - притирающая пружина; 39 — контактная іьтастина; 40 неподвижный контакт; 43, 56 — стержни; 46, 57 - рычаги: 48 — стальная колодка; 49, 58 — шпильки; 51, 61 пнев-моцилиндры; 52, 59 — поршни; 53 - защелка; 60 — вкладыш; 63, 64 штуцера; а, 6, л, г - отверстия; 0 паз
Держатели 33 (см. рис. 123) и неподвижные контакты 40 входят в пазы д изоляционных колодок 32 и 41 и закрепляются на них болтами, используемыми также для крепления проводов цепей управления. Во избежание ироворота головки болтов вставляют в такие же пазы, выполненные с внутренней стороны колодок.
Реверсивный барабан контроллера, не отличающийся по конструкции от главного барабана, образован тремя кулачковыми шайбами 4, укрепленными при помощи шпонки на стальной втулке 5, которая соединена штифтом с нижним концом реверсивного вала. На принципиальной схеме электрооборудования тепловоза (см. рис. 100) контакты главного барабана контроллера обозначены КМІ—КМ8, а реверсивного — КМРІ—КМР6. Все провода от контактов главного и реверсивного барабанов выведены к розеткам двух штепсельных разъемов, расположенных в нижней части контроллера. Такое соединение применено на ряде других аппаратов для возможности их быстрого снятия с тепловоза во время ремонта.
Для фиксации положений рукояток на главном и реверсивном валах укреплены стальные диски 26 и 28 (см. рис. 123). Диск 26 имеет девять вырезов, соответствующих положениям главной рукоятки контроллера, а диск 28 — четыре выреза, соответствующих положениям реверсивной рукоятки. В вырезы дисков входят ролики 45 рычагов 46, шарнирно укрепленных на держателях 47 (эти держатели прикреплены к стальным колодкам 48). С другой стороны рычаг соединен со стержнем 43, проходящим через сквозные отверстия изоляционных колодок 42. Под действием пружины 44 ролик прижат к вырезу диска. Следовательно, для перевода главного или реверсивного вала из одного положения в другое необходимо вытолкнуть ролик из выреза соответствующего диска, преодолев при этом усилие пружины 44. Колодки 32, 41, 42 и 48 укреплены на восьми шпильках 49 между верхней 9 и нижней 29 плитами.
Диски 26 и 28 используются также для взаимоблокирования главного и реверсивного валов. К стальной планке 27, расположенной между дисками, приварена втулочка, в которую помещены два шарика 6. Сумма диаметров шариков больше расстояния между дисками. В положениях "Вперед", "Назад" и "Пуск" одна из трех выемок, сделанных на верхней стороне диска 28, оказывается под шариками, которые опускаются вниз, позволяя свободно перемещаться диску 26 вместе с главным валом. На нижней стороне этого диска имеется только одна выемка, которая оказывается над шариками в положении "Холостой ход" главной рукоятки. Таким образом, главную рукоятку контроллера можно перевести из положения "Холостой ход" в любое рабочее положение только в том случае, если реверсивная рукоятка находится в любом положении, кроме "Нулевого". В свою очередь перевод реверсивной рукоятки и снятие ее возможны только при постановке главной рукоятки в положение "Холостой ход".
Контроллер оборудован также дистанционным пневматическим приводом. Для управления главным барабаном на валу 25 укреплен храповик 10, а на верхней плите 9 установлены два пневмоцилиндра 51. Внутри каждого цилиндра находятся поршень 52, уплотненный резиновым кольцом, и возвратная пружина 55. В сквозное отверстие поршня вставлена защелка 53 с пружиной 54. В задний торец поршня запрессован стержень 56, проходящий через пустотелый болт 23, ввернутый в цилиндр. На выступающем конце стержня укреплен рычаг 57, воздействующий на мостиковую блокировку (эта блокировка вместе с текстолитовой колодочкой прикреплена к плите 9). Цилиндр закрыт крышкой 50, в которую ввернут штуцер 63 для присоединения воздухоподводящей трубки. На боковых поверхностях цилиндров, обращенных к храповику 10, сделаны прорези для прохода зубьев храповика.
При включении вентиля КМБ или КММ (см. с. 335) в один из цилиндров поступает сжатый воздух, под давлением которого поршень перемещается и своей защелкой давит на зуб храповика, поворачивая его вместе с главным валом. В конце хода поршня рычаг 57своим болтом отжимает размыкающую блокировку КБ или КМ (см. рис. 204), включенную в цепь питания катушки вентиля КМБ (КММ). При выключении вентиля сжатый воздух выходит из цилиндра, а пружина 55 (см. рис. 123) возвращает поршень в первоначальное положение. При обратном ходе поршня защелка скользит по зубьям храповика.
В зависимости от того, в какой из цилиндров подается сжатый воздух, главный барабан контроллера поворачивается в ту или другую сторону, т. е. происходит набор или сброс позиций, причем за один ход поршня главный барабан поворачивается только на одну позицию.
Для управления реверсивным барабаном служат два пневмоцилиндра 61 и коромысло /, укрепленное на нижнем конце реверсивного вала посредством штифта. В каждый цилиндр вставлен латунный поршень 59 со стальным вкладышем 60. Цилиндры закрыты крышками 62, имеющими прорези для прохода плеч коромысла. При впуске сжатого воздуха через штуцер 64 в цилиндр поршень перемещается и своим вкладышем нажимает на одно из плеч коромысла, поворачивая реверсивный барабан контроллера в положение "Вперед" или "Назад". В таком положении поршень остается до следующего переключения, так как возвратных пружин этот привод не имеет.
Оба пневмоцилиндра 61 установлены на скобе 31, прикрепленной болтами к нижней плите 29. Верхняя пли-
Рис. 125. Реверсор типа Рг-702: /, 13 — нижний и верхний подшипники; 2, 25 нижняя и верхняя плиты; 3 - силовой палец; 4, 5 нижний и верхний сегменты; б — слой изоляции; 7 вал реверсора; 8 — электропневматический вентиль; 9, 33 — крышки; 10 — планка; // — гайка; 12 — блокировочный барабан; 14 — рычаг; 15 корпус привода; 16 - стойка; 17 винт; 18, 38 — пружины; 19 — скоба; 20 — масленка; 2/ — кронштейн; 22 штифт; 23 пальцедсржатель; 24 -шунт; 26 - поршень; 27 — шток; 28 — кубик; 29 — уплотнительное кольцо; 30 — шайба; 31 - кулачковая шайба; 32 — дистанционное кольцо; 34, 36 — стержни; 35 - - болт; 37, 40 — подвижные и неподвижные контакты; 39 ■-наконечник; 41 — корпус; а, 6, в - шейки вала реверсора; г, д - каналы в крышке; с, ж отверстия в крышке та 9 соединена четырьмя шпильками 58 с фигурной плитой //, используемой также для крепления контроллера на пульте управления. К плите // привернут пластмассовый диск 22 с обозначениями положений обеих рукояток контроллера. В собранном виде контроллер закрыт съемным кожухом.
На тепловозах, не оборудованных устройством для управления в одно лицо, установлен контроллер типа НН41, не имеющий дистанционного пневматического привода. Главный барабан контроллера собран из четырех кулачковых шайб.
Реверсор. Реверсор служит для изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, что позволяет изменить направление движения тепловоза. Он состоит из силового и блокировочного барабанов, силовых и блокировочных пальцев и пневматического привода. Силовой барабан образован тремя парами бронзовых сегментов 4 и 5 (рис. 125), укрепленных на стальном шестигранном валу 7при помощи скоб 19. Сегменты, по которым протекает ток, отделены друг от друга воздушным промежутком, а от вала реверсора — слоем бумажно-бакелитовой изоляции 6, напрессованной на вал.
На сегменты опираются медные силовые пальцы 3 (по 12 с каждой стороны), установленные на чугунных пальцедержателях 23, которые при помощи скоб и болтов прикреплены к стальным шестигранным неподвижным стойкам 16, также покрытым бумажно-бакелитовой изоляцией. Пальцы имеют пружины 18, обеспечивающие нажатие 110 Н (11 кгс), регулируемое винтом 17, ввернутым в выступ пальцедержателя. Запрессованный в палец стальной штифт 22 шаровой головкой входит в гнездо пальцедержателя. Такое соединение позволяет пальцу несколько поворачиваться при переходе с контактной поверхности одного сегмента на контактную поверхность другого. Силовые пальцы шунтами 24 попарно соединены с пластинами, к которым прикреплены болтами соответствующие шины и кабели (см. монтажную схему реверсора на рис. 126).
Над силовым барабаном смонтирован пневматический привод реверсора. В чугунном корпусе привода 15 (см. рис. 125) расточены два цилиндра, закрытые с торцов крышками 9, которые уплотнены резиновыми кольцами. В цилиндры вставлены два чугунных поршня 26, изготовленных за одно целое с общим штоком 27 прямоугольного сечения. Поршни имеют канавки для установки резиновых уплотни-тельных колец 29. В средней части штока сделано сквозное отверстие, в котором на оси укреплен бронзовый кубик 28. Шток 27 через кубик 28 соединен с вильчатым концом рычага 14, укрепленного посредством шпонки и стопорного болта на шейке в вала реверсора.
Для управления приводом служат два электропневматических вентиля 8, прикрепленных болтами к приливам крышек 9, в которых просверлены вертикальный г и горизонтальный д каналы диаметром 6 мм, заглушённые по концам. Канал г сообщен с цилиндром привода отверстием ж такого же диаметра, а канал д соединен отверстием е диаметром 12 мм с соответствующим отверстием в корпусе электропневматического вентиля.
При возбуждении катушки вентиля сжатый воздух из резервуара управления через отверстия и каналы в крышке поступает в соответствующий цилиндр (правый для движения вперед или левый для движения назад). Под действием сжатого воздуха поршни перемещаются из одного крайнего положения в другое и кубиком 28 и рычагом 14 поворачивают вал реверсора в положение "Вперед" или "Назад". При обесточивании катушки вентиль выпускает сжатый воздух из цилиндра в атмосферу, и вал реверсора остается в занятом положении до следующего переключения.
Рис. 126. Монтажная схема реверсора
Вал 7 поворачивается в бронзовых втулочках, запрессованных в верхний 13 и нижний / подшипники, имеющие масленки 20. Подшипник 13 надет на шейку би прикреплен двумя болтами к корпусу привода, а подшипник / — к кронштейну 21. Корпус 15 привода и кронштейн 21 соединены соответственно с верхней 25 и нижней 2 плитами четырьмя болтами, проходящими через отверстия в стойках 16. В плитах 2 и 25 просверлены отверстия под болты для крепления реверсора к каркасу аппаратной камеры.
На верхнюю шейку а вала 7, имеющую шпонку, насажены четыре ге-тинаксовые шайбы 31 (на тепловозах ЧМЭЗ первого выпуска — три), образующие блокировочный барабан 12 реверсора. Между шайбами поставлены стальные дистанционные кольца 32. В собранном виде барабан закрепляют гайкой //, навернутой на хвостовик вала 7, под которую предварительно кладут стальную шайбу 30.
С обеих сторон блокировочного барабана на гетинаксовых колодках укреплены четыре пары подвижных и неподвижных блокировочных контактов реверсора (на рис. 126 они обозначены РІ—Р8). В свою очередь колодки при помощи болтов собраны в стойки и соединены со стальной планкой 10, прикрепленной тремя винтами к корпусу привода. Блокировочный барабан и блокировочные контакты реверсора не отличаются по конструкции от ранее описанных барабанов и контактов контроллера. Каждая гетинаксовая шайба имеет два выреза под ролики подвижных контактов, причем вырезы всех шайб расположены друг под другом. Таким образом, при развороте реверсора в положение "Вперед" все правые блокировочные контакты замыкаются, а левые размыкаются. В положении "Назад" замкнуты все левые контакты и разомкнуты все правые.
На тепловозах последних лет постройки конструкция блокировочного устройства реверсора изменена. К планке 10 прикреплены шурупами четыре пластмассовых корпуса 41, внутри которых находятся подвижные 37 и неподвижные 40 контакты. Подвижные контакты мостикового типа вместе с отключающими пружинами 38 установлены на квадратных пластмассовых стержнях 36, концы которых могут выходить наружу через квадратные отверстия в торцах корпуса 41.
Выступающие концы неподвижных контактов 40 имеют прорези, в которые вставлены наконечники 39 проводов цепей управления. Корпус 41 закрыт съемной крышкой 33.
Вместо кулачковых шайб 31 на верхнем конце вала 7 укреплен при помощи стопорного болта 35 цилиндрический стержень 34. При развороте вала реверсора в одно из рабочих положений стержень 34, воздействуя на стержни 36, перемещает их из одного крайнего положения в другое, вследствие чего происходит замыкание и размыкание контактов. Например, в положении "Вперед" в переднем левом корпусе контакты замкнутся, а в заднем правом разомкнутся. Одновременно под действием отключающих пружин 38 контакты в заднем левом корпусе будут замкнуты, а в переднем правом — разомкнуты. Следовательно, в положении реверсора "Вперед" замкнуты все левые блокировочные контакты и разомкнуты правые. В положении "Назад" замкнуты все правые контакты и разомкнуты все левые.
Контакторы. Электрический аппарат с дистанционным управлением, предназначенный для замыкания и размыкания электрических цепей с большими токами, называется контактором. Основными частями контактора являются привод, силовые и блокировочные контакты и дугогаси-тельное устройство. В зависимости от типа привода различают контакторы электропневматические и электромагнитные. В аппаратной камере тепловоза (см. рис. 102, а) установлены 3 электропневматических и ^электромагнитных контакторов. На тепловозах ЧМЭЗ с № 3777 добавлен 14-й электромагнитный контактор КМК (см. с. 322).
Электропневматические контакторы типа БОН (рис. 127) предназначены для подключения тяговых электродвигателей к тяговому генератору. Контактор смонтирован на двух стальных изолированных стойках // квадратного сечения. Для крепления контактора к каркасу аппаратной камеры в стойках сделаны сквозные отверстия под болты.
Рис. 127. Электроиневматический контактор типа 8011: /, 2 — колодки; 3 ■ крышка цилиндра; 4 поршень; Л шток; 6 — выключающая пружина; 7 — цилиндр; 8, 29 -контактные пластины; 9 дугогасительиая катушка; 10, 19, 37 — скобы; // — стойка; 12, 26, 30 — кронштейны: 13 — полюсный наконечник; 14 угольник; 15, 16 неподвижный и подвижный силовые контакты; 17 — дугогасительиая камера; 18 — крышка; 20 — дугогасительный рог; 21 — плоская пружина; 22 - держатель подвижного контакта; 23 — притирающая пружина; 24 — ось; 25 шунт; 27 рычаг; 28 планка; 31, 32 изоляционные колодки; 33 — днище; 34 — втулка; 35 электроиневматический вентиль; 36 — резиновое кольцо; 38 -штифт; 39 — болт; 40 гайка; А, В, В каналы для прохода воздуха; а — контрольное отверстие; б, в, г - отверстия
В верхней части контактора к стойкам двумя скобами 10 прикреплен фигурный кронштейн 12, отлитый из силумина. В вырез кронштейна входит дугогасительиая катушка 9, состоящая из двух секций, намотанных из полосовой меди и разделенных между собой гетинаксовой шайбой. Внутри катушки размещен стальной сердечник, изолированный от нее. Передние выводы дугогасительнои катушки медным угольником 14 соединены с неподвижным силовым контактом 15, укрепленным на кронштейне 12. Два других вывода катушки соединены с латунной контактной пластиной 8, прикрепленной к стойкам.
Под дугогасительнои катушкой расположен пневматический привод контактора, состоящий из цилиндра с крышкой, поршня со штоком и выключающей пружины. Крышка 3 укреплена на стойках при помощи двух скоб и болтов. В расточку крышки входит
стальной цилиндр 7, к переднему торцу которого приварено днище 33 с отверстиями под болты, стягивающие цилиндр с крышкой. В центральное отверстие днища вставлен стальной шток 5, на конце которого при помощи гайки укреплен поршень 4 с резиновым уплотнительным кольцом 36. Между поршнем и днищем помещена выключающая пружина 6. В днище запрессована бронзовая втулка 34, служащая подшипником для штока. Отверстие а в цилиндре предназначено для выхода воздуха, проникшего через уилотнительное кольцо, и для смазывания цилиндра.
Выступающий конец штока соединен с нижним концом рычага 27, который качается на оси 24. Последняя установлена в кронштейне 26, приваренном к днищу 33. На верхнем конце рычага шарнирно укреплен держатель 22 вместе с подвижным силовым контактом 16. Между держателем и рычагом установлена притирающая пружина 23. К днищу цилиндра приварена также стальная планка 28, к которой спереди прикреплены латунная контактная пластина 29 и стальная плоская пружина 21 с приклепанным к ней дугогасительным рогом 20. Контактная пластина 29 соединена двумя медными шунтами 25с держателем 22.
К планке 28 снизу приварен угольник, на котором двумя болтами укреплены изоляционные колодки 32 с четырьмя парами неподвижных блокировочных контактов (пальцев). Подвижные блокировочные контакты мости-кового типа прикреплены к изоляционным колодкам 31, которые в свою очередь при помощи кронштейнов 30 прикреплены с обеих сторон к штоку 5. Контактор имеет две пары замыкающих и две пары размыкающих контактов (одна пара размыкающих контактов в схеме не используется).
Силовые контакты 15 и 16 изготовлены из меди и закрыты съемной дуго-гасительной камерой 17, собранной из плоских боковых и торцовых асбоцементных стенок и двух таких же продольных перегородок. К боковым текстолитовым стенкам камеры приклепаны стальные полюсные наконечники 13. Боковые и торцовые стенки камеры соединены по концам тремя болтами Мб, причем два болта используются также для крепления скоб 19, к которым приклепана изоляционная крышка 18.
На передней торцовой стенке камеры укреплен гайкой 40 латунный болт 39, а на задней торцовой стенке размещена скоба 37, которая крепится нижним из трех соединительных болтов Мб, проходящим через отверстия в скобы. Для фиксации дугогаситель-ной камеры на контакторе ее надевают на дугогасительный рог 20 так, чтобы цилиндрический выступ болта 39 вошел в отверстия г рога и пластинчатой пружины 21, а затем, слегка нажав на пружину, опускают камеру на фигурный кронштейн 12. При отпущенной пружине 21 стальной штифт 38, запрессованный в выступ кронштейна 12, входит в отверстие б скобы 37 и фиксирует положение камеры.
К крышке 3 при помощи двух шпилек прикреплены текстолитовая / и стальная 2 колодки. К торцу текстолитовой колодки / прикреплен двумя болтами электропневматический вентиль 35. При включении электропневматического вентиля сжатый воздух из резервуара управления по каналам А, Б и В поступает в цилиндр. Под давлением сжатого воздуха поршень 4, преодолевая усилие пружины 6, перемещается вместе со штоком 5, поворачивая рычаг 27, что приводит к замыканию силовых контактов. Задние блокировочные пальцы при этом размыкаются, а передние замыкаются. После включения контактора ток от тягового генератора по кабелю подходит к контактной пластине 29, проходит по шунтам 25, держателю 22, замкнутым силовым контактам 16 и 15 и далее через угольник 14 и дугогаси-тельную катушку 9 поступает на контактную пластину 8, от которой по кабелю уходит к двум тяговым электродвигателям.
При выключении вентиля 35 сжатый воздух выходит из цилиндра в атмосферу, а пружина 6 возвращает
поршень со штоком в исходное положение. Силовые контакты размыкаются, а блокировочные переключаются. Возникающая между силовыми контактами дуга может рассматриваться как проводник с током, находящийся в магнитном поле. Магнитный поток дугогасительной катушки проходит от одного полюсного наконечника к другому через воздушный промежуток в зоне размыкания силовых контактов и выталкивает дугу в дуго-гасительную камеру. При этом дуга перебрасывается на дугогасительный рог и кронштейн. Камера расщепляет и охлаждает дугу, ускоряя процесс ее гашения.
Электромагнитные контакторы типа SG13 (рис. 128) применены для замыкания и размыкания силовой цепи пуска дизеля. На текстолитовой панели 16 укреплены тремя болтами М8 Г-образное стальное ярмо 19 и болтом MIO стальной цилиндрический сердечник 18 с надетой на него катушкой 17. Головки крепежных болтов входят в расточки, сделанные с тыльной стороны панели. Отверстие б и вырез в нижней части панели служат для прохода двух болтов М8, которыми контактор закреплен на каркасе аппаратной камеры.
Снизу к ярму прикреплен двумя болтами Мб угольник 21 вместе с ограничительной скобой 20, которая дополнительно фиксируется двумя штифтами, запрессованными в ярмо. На ограничительную скобу ножевой кромкой опирается стальной якорь 4, к которому приварена стальная планка 25, проходящая через прорезь в ограничительной скобе 20. Над планкой расположена ось 2, прикрепленная к якорю двумя скобами 32, под которые поставлены стальные пластины. Во избежание проворота ось соединена штифтом с одной из скоб. Каждая скоба прикреплена к якорю болтом Мб.
На ось 2 свободно надет держатель 6, к которому латунным болтом М8 прикреплен подвижный силовой контакт 9 вместе с медным шунтом 3. Другой конец шунта соединен с медной контактной пластиной /, используемой для крепления силового кабеля. Пластина / вместе со стальной плоской пружиной 7 закреплена двумя винтами Мб, приваренными к ограничительной скобе 20. К верхнему концу пружины 7 приклепан латунный дугогасительный рог 8. Подвижный контакт 9 снабжен притирающей пружиной 5, обеспечивающей лучшее прижатие силовых контактов друг к другу. Затяжку пружины регулируют болтом Мб, проходящим через отверстия в держателе и якоре. Головка болта входит в расточку, сделанную с внутренней стороны якоря. Один конец притирающей пружины входит в выточку держателя, а другой — в тарельчатую шайбу 33, надетую на болт.
Неподвижный силовой контакт 10 вместе с медным дугогасительный рогом // присоединен латунным болтом М8 к кронштейну 15, изготовленному из меди и укрепленному двумя винтами на панели 16. Верхний винт Мб ввернут непосредственно в кронштейн, а нижний винт 13 (М10) укреплен гайкой и используется также для крепления медной шины 14, соединяющей неподвижный силовой контакт контактора с плюсовым (для КД1) или минусовым (для КД2) ножом рубильника аккумуляторной батареи.
Оба силовых контакта изготовлены из меди и закрыты дугогасительной камерой, для крепления которой к кронштейну 15 двумя болтами М5 привернут текстолитовый кубик 12. Камера собрана из двух асбоцементных стенок 29, двух торцовых асбоцементных вкладышей 26, двух стальных листов 30, двух алюминиевых кожухов 31 и шести соединительных болтов М5. Задний вкладыш 26 выполнен меньшим по высоте, так как нижний соединительный болт проходит через отверстие в текстолитовом кубике. Между стенками 29 и листами 30 поставлены плоские постоянные магниты 28, обеспечивающие гашение дуги, а в местах прохода соединительных болтов — текстолитовые вкладыши 27. Дополнительное крепление дугогасительной камеры обеспечивается с помощью плоской пружины 7 (концы
Рис. 128. Электромагнитный контактор типа 5С13 (а) и его блокировочные контакты (б): 1 — контактная пластина; 2 ось; 3 - шунт; 4 — якорь; 5, 40 притирающие пружины; 6 — держатель; 7 — плоская пружина; 8, 11 — дугогаситсльные рога; 9, 10 - ■ подвижный и неподвижный контакты; 12 - кубик; 13 — винт; 14 шнна; /5 - кронштейн; 16 — панель; 17 - катушка; 18 - сердечник; 19 - ярмо; 20 — ограничительная скоба; 21 — угольник; 22 регулировочный болт; 23 - гайка; 24 — отключающая пружина; 25 — планка; 26 асбоцементный вкладыш; 27 — текстолитовый вкладыш; 28 - постоянный магнит; 29 — асбоцементная стенка; 30 — стальной лист; 31 алюминиевый кожух; 32 -- скоба; 33 — тарельчатая шайба; 34 - латунная пластинка; 35, 37, 38 текстолитовые колодки; 36 — контактный палец; 39 — мостиковый контакт; а, б отверстия заклепок, соединяющих дугогаситель-ный рог 8 с пружиной 7, входят в отверстия а, сделанные на внутренней стороне переднего вкладыша 26).
Блокировочное устройство контактора состоит из неподвижных латунных контактных пальцев 36, укрепленных вместе с притирающими пружинами 40 на текстолитовых колодках 37, и мостиковых контактов 39, укрепленных на текстолитовой колодке 35 (КД2) или 38 [КД1). Колодки 37 прикреплены болтами М4 к ярму 19. Колодка 35 (38) прикреплена болтом, проходящим через отверстие в планке 25, к якорю контактора. В результате контактор КД1 имеет одну пару замыкающих и одну пару размыкающих контактов, а у контактора КД2 обе пары блокировочных контактов размыкающие.
Если по катушке контактора пропустить ток, то создаваемый ею магнитный поток заставит якорь притянуться к сердечнику, вследствие чего подвижный и неподвижный силовые контакты замкнутся. После включения контактора КД1 ток потечет по шине 14, кронштейну 15, силовым контактам 10 и 9, шунту 3 и контакт-
Рис. 129. Электромагнитные контакторы типов: SCI 1 (a), SC 12 (б) и дугогасительные камеры контакторов типов SCI 1 {в), SC 12 (г); / - • контактная пластина; 2 — шуит; 3— накладка; 4— притирающая пружина; 5 — ось; б—держатель; 7 дугогасительная камера; 8— дугогасительный рог, 9, 10 — подвижный и неподвижный контакты; // — кубик; 12 — кронштейн; 13 — панель; 14 — сердечник; 15 — катушка; 16 — ярмо; 17 — ограничительная скоба; 18 — отключающая пружина; 19 — регулировочный винт; 20 — латунная пластина; 21 — планка; 22 — якорь; 23 - скоба; 24 — асбоцементный вкладыш; 25 — асбоцементная стенка; 26 — стальной лист; 27 - текстолитовая распорная втулка ной пластине /. У контактора КД2 ток будет протекать через те же элементы, но в противоположном направлении, т. е. от контактной пластины / к шине 14. При обесточивании катушки отключающая пружина 24 вернет якорь в первоначальное положение, разомкнув силовые контакты. Один коней пружины 24 крюком соединен с планкой 25, а другой закреплен на гайке 23, в которую ввернут болт 22, проходящий через отверстие в угольнике 2 / и позволяющий регулировать натяжение отключающей пружины. Во избежание прилипания якоря к сердечнику вследствие остаточного магнетизма к якорю с внутренней стороны приклепаны латунные пластинки 34 толщиной 0,5 мм.
Электромагнитные контакторы типа БС11 (рис. 129, а) применены для подключения к обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей шунтирующих резисторов, а также для подключения 1-го и 2-го тяговых электродвигателей к постороннему источнику тока. По устройству эти контакторы аналогичны контактору типа 5013, но имеют некоторые конструктивные отличия. Держатель 6 вместе с подвижным силовым контактом 9 укреплен на оси 5, проходящей через отверстия в выступах якоря 22. К якорю прикреплена двумя винтами стальная накладка 3, отогнутый конец которой служит упором для притирающей пружины 4. Дугогасительная камера закреплена на текстолитовом
Рис. 130. Электромагнитный контактор типа5А781-/ - якорь; 2 - контактная пластина; 3 - накладка; 4 - шунт; 5, 15 - плоские пружины; 6 - притирающая пружина;_7 - ось; а - держатель; 9 - дугогасительный рог; 10, 11 - подвижный и неподвижный контакты- 12 кронштейн; 13 - - дугогасигельная камера; 14 — полюсный наконечник; 16 — изоляционная панель; 17 - дугога-сительная катушка; 18 - включающая катушка; 19 ■ - сердечник; 20 - изоляционная прокладка; 21 - ярмо"22 -вывод дугогасительнои катушки; 23 - ограничительная скоба; 24 — отключающая пружина; 25 26 - текстолитовые колодки; 27 — контактные пальцы; 28 — мостнковые контакты; 29 — пластина кубике 11 соединительным болтом (плоская пружина отсутствует). Один конец отключающей пружины 18 регулировочным винтом 19 соединен с планкой 21, приваренной к якорю, а другой прикреплен к отогнутому концу ограничительной скобы 17. Блокировочных контактов эти контакторы не имеют.
После установки контакторов КШ1—KU16 в аппаратной камере к их подвижным силовым контактам, соединенным попарно шинами, присоединяют кабели 7, 16 и 36 (см. рис. 100), а к неподвижным — шины 10, 55, 19, 56,49 и 57, идущие к резисторам RIII1 — RIII6.
На тепловозах ЧМЭЗ до № 988 контакторы типа SC11 применяются и в качестве пусковых. По сравнению с контактором типа SG13 силовые контакты контактора типа SC11 имеют меньшие размеры. Из-за повышенной плотности тока они чаще подгорают, что и явилось основной причиной замены этих контакторов.
Дугогасительная камера контактора типа SCI 1 имеет две разновидности. В пусковых контакторах она собрана из тех же деталей, что и камера контактора типа SG13 (см. рис. 128). В контакторах ослабления возбуждения дугогасительная камера (рис. 129, в) состоит из двух асбоцементных стенок 25, двух асбоцементных вкладышей 24, стальных листов 26 и соединительных болтов, т. е. постоянные магниты отсутствуют. На тепловозах более позднего выпуска эти контакторы заменены контакторами типа SC12 (рис. 129, б), у которых дугогасительная камера (рис. 129, г) состоит из двух боковых асбоцементных стенок 25, двух стальных листов 26, загнутых по концам, распорной текстолитовой втулки 27 и соединительных болтов. Задний болт служит также для соединения камеры с текстолитовым кубиком //, укрепленным на кронштейне 12.
Дугогасительная камера опирается на скобу 23, которая вместе с дуго-гасительным рогом 8 прикреплена к неподвижному силовому контакту 10.
Контакторы типа SC12 также не имеют блокировочных контактов.
Контактор типа SA781 (рис. 130) служит для замыкания цепи независимого возбуждения тягового генератора. По конструкции он отличается от контакторов типов SCI 1 и SC12 наличием устройств электромагнитного дугогашения, применение которого обусловлено тем, что силовые контакты контактора включены в цепь, состоящую из 10 последовательно соединенных катушек, т. е. обладающую большой индуктивностью.
Дугогасительная катушка 17, намотанная из полосовой меди, входит в вырез бронзового кронштейна 12, прикрепленного болтом М8 к верхней части изоляционной панели 16. По торцам катушки поставлены стальные пластины 29, укрепленные тремя болтами М5 (два болта ввернуты в сталь-
Рис. 131. Электромагнитный контактор типа 5Е11:
/, 2 - подвижные и неподвижные блокировочные контакты; 3 — гетинаксовая колодка; 4 — контактный болт; 5 — якорь; 6 — притирающая пружина; 7, 9 — подвижный и неподвижный контакты; 8 — дугогасительная камера; 10 ■ текстолитовая панель; / / -кронштейн; 12 сердечник; 13 - катушка; 14 ярмо; 15 - стальная пластина; 16 скоба; 17 - отклю-чащая пружина
Таблица 1
ной сердечник, расположенный внутри катушки, а третий проходит через сквозное отверстие кронштейна 12). Один конец катушки припаян к кронштейну, а другой проходит вдоль торца панели 16 и используется для крепления подводящего провода. При включенном контакторе ток протекает через дугогасительную катушку, кронштейн 12, неподвижный 11 и подвижный 10 силовые контакты, шунт 4 и контактную пластину 2, к которой присоединен отводящий провод.
Дугогасительная камера контактора по конструкции аналогична камере контактора типа SD11. К боковым стенкам камеры приклепаны стальные полюсные наконечники 14, плотно прилегающие к пластинам 29. Крепление камеры на контакторе осуществляется при помощи двух плоских пружин. В отверстие латунного дугогасительного рога 9, приклепанного к пружине 5, входит штифт, укрепленный на переднем торце камеры. На заднем торце камеры укреплена скоба со штифтом, входящим в отверстие пружины /5, установленной между кронштейном 12 и панелью 16. Ярмо отделено от панели прокладкой 20 из прессшпана. Контактор имеет две пары замыкающих блокировочных контактов, одинаковых по конструкции с контактами контактора типа SG13.
Контактор типа SE11 (рис. 131), применяемый в цепях управления, рассчитан на работу с меньшими тока-
ми и поэтому имеет меньшие размеры. На текстолитовой панели 10 укреплены ярмо 14 и катушка 13 с сердечником 12. Овальная форма катушки позволяет уменьшить размеры контактора. Снизу к ярму прикреплена двумя болтами скоба 16. Неподвижный силовой контакт 9 укреплен на кронштейне //, а подвижный силовой контакт 7 вместе с притирающей пружиной 6 прикреплен к верхней части якоря 5. К якорю привернута стальная пластина 15, к нижнему концу которой при помощи гетинаксовой планки прикреплены подвижные блокировочные контакты / мостикового типа. Неподвижные блокировочные контакты 2 укреплены на гетинаксовой колодке 3, соединенной со скобой 16 контактным болтом 4. Отключающая пружина /7 одним концом прикреплена к скобе 16, а другим — к пластине 15. Один из проводов внешней цепи прикреплен к болту 4, который соединен медным шунтом с подвижным силовым контактом 7. Другой провод цепей управления прикреплен к кронштейну 11 болтом, используемым одновременно для крепления держателя, с которым шарнирно соединена дугогасительная камера 8.
Назначение всех контакторов указано в табл. 1, а основные технические данные их приведены в приложении 2. Начиная с тепловоза ЧМЭЗ № 923, в электрической схеме применены новые обозначения электрических машин и аппаратов. Так как в эксплуатации находится большое количество тепловозов более раннего выпуска, то в табл. 1—3 приведены как новые, так и старые обозначения контакторов, реле и вентилей. Монтажные схемы контакторов и реле даны на рис. 132.
Реле. Электрические аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания цепей с небольшими токами, называют реле. В аппаратной камере тепловоза установлены 15 электромагнитных реле, которые подразделяются на реле с дистанционным приводом (РУ1—РУ5, РСМД1, РСМД2, РВ, РЗС и Р1) и реле, работа-
ющие автоматически (РЗ, РБ1, РБ2, РП1 и РП2).
Реле типа ИА441 (рис. 133) применены в цепях дистанционного управления дизелем и возбуждения возбудителя. К стальному Г-образному ярму 7 прикреплен винтом Мб сердечник 6 с катушкой 5. Сзади к ярму приклепан держатель 8, а снизу — фигурная ограничительная скоба 4, на которую опирается своей острой кромкой якорь 3. К верхней части якоря прикреплена двумя болтами Мб текстолитовая планка 18 с четырьмя контактными пальцами 16, выполненными в виде медных пластин толщиной 0,5 мм, на концах которых с обеих сторон имеются серебряные напайки. Контактные пальцы прикреплены к планке 18 контактными болтами 17 (М5). Головки болтов вставлены в расточки с внутренней стороны планки и закрыты гетинаксовой пластинкой, укрепленной между планкой и якорем.
К нижней части якоря приклепаны стальные угольники 2, служащие упорами для отключающих пружин 21, установленных вместе с тарельчатыми шайбами 22. Пружины стянуты болтами 20, проходящими через отверстия в угольниках и ввернутыми в ограничительную скобу. Стяжные болты дополнительно закреплены контргайками /. Внизу якорь имеет вырез под цилиндрический штифт, запрессованный в торец ярма и предотвращающий перекос якоря.
К верхней части держателя двумя винтами 9 (Мб) прикреплены три текстолитовые колодки. К колодкам 10 и 12 приклепаны четыре пары неподвижных латунных контактов //, снабженных серебряными напайками. Вверху контакты имеют вырезы для крепления проводов. На передней колодке 13 укреплены четыре контактных болта 14 (М5), соединенных медными шунтами 15 с болтами 17. Между текстолитовыми колодками, а также спереди и сзади их поставлены гети-наксовые прокладки 23.
Для установки реле в аппаратной камере тепловоза к ярму (через держатель) прикреплена двумя болтами Мб стальная планка 25, в которой сделаны вырезы под крепежные болты 26. Головки болтов вставляют внутрь желобка 24, приваренного к каркасу аппаратной камеры. После крепления реле провода из цепей управления присоединяют к неподвижным контактам //и контактным болтам 14.
При возбуждении катушки якорь притягивается к сердечнику, т. е. кон-
тактные пальцы замыкаются с задними неподвижными контактами. При обесточивании катушки отключающие пружины 21 возвращают якорь в первоначальное положение (контактные пальцы размыкаются с задними неподвижными контактами и замыкаются с передними). Следовательно, данное реле имеет четыре пары замыкающих и четыре пары размыкающих контактов. Когда реле выключено,
Рис. 133. Реле управления типа НА441: / — контргайка; 2 — угольник; 3 — якорь; 4 - фигурная ограничительная скоба; 5 — катушка; 6 — сердечник; 7 -ярмо; 8— держатель; 9 — винт; 10, 12, 13 — текстолитовые колодки; 11 неподвижный контакт; 14, 17 -контактные болты; 15 — шунт; 16 — контактный палец; 18, 25 ~ планки; 19 — накладка; 20, 26 болты; 21 — отключающая пружина; 22 — тарельчатая шайба; 23 — гетинаксовая прокладка; 24 — желобок; 27 — латунная пластинка
Рис. 134. Реле заземления типа І? А110 (а) и реле боксования типа І? А222 (б): 1 — ярмо; 2 — катушка; 3 — сердечник; 4 — держатель; 5 — механическая защелка; 6 — пружина; 7 — текстолитовая колодка; 5 — неподвижный контакт; 9 — рамка; 10 — выключатель; // — контактный палец; 12 — текстолитовая планка; 13 — якорь; 14 — угольник; 15 — отключающая пружина; 16 — фигурная ограничительна! скоба; 17 — скоба; 18 — противовес
Рис. 135. Реле типа ЯЭП: / — панель; 2 — ярмо; 3 — катушка; 4 — сердечник; 5 — кронштейн; 6, 10 — текстолитовые колодки; 7 — неподвижный контакт; в — контактный палец; 9 — якорь; // угольник; 12 — скоба; 13 — фасонная пластина; 14 — отключающая пружина якорь упирается в отогнутый язычок скобы 4 стальной накладкой 19, чем предотвращается износ планки /5 (для крепления накладки используются болты, соединяющие текстолитовую планку с якорем).
Реле типов RA226 и RA227, используемые в цепях управления пуском и защитной сигнализации, отличаются от рассмотренного выше реле тем, что не имеют контактных болтов, а подвижные контактные пальцы попарно соединены медными пластинами. Следовательно, у таких реле по две пары замыкающих и размыкающих контактов.
Реле типа RAI 10 (рис. 134, а) применено на тепловозах в качестве реле заземления. Оно имеет четыре неподвижных контакта 8 и два контактных пальца //, соединенных медной перемычкой, т. е. одну пару замыкающих и одну пару размыкающих контактов. В отверстие держателя 4 вставлена и закреплена гайкой механическая защелка 5, нагруженная сверху пружи-
ной 6. Если по катушке 2 пройдет ток, достаточный для включения реле, то якорь 13 притянется к сердечнику 3 и будет удерживаться в таком положении язычком механической защелки. Освободить якорь можно только вручную. Текстолитовая колодка 7 двумя болтами Мб прикреплена к держателю 4 вместе с рамкой 9, на которой установлен выключатель 10, позволяющий при необходимости отключить реле.
Реле боксования типа RA222 (рис. 134, б) имеет схожие конструктивные элементы с реле типа RA110. Якори 13 обоих реле снабжены противовесами 18, ускоряющими отключение реле и не допускающими их ложное срабатывание из-за тряски. Противовес 18 выполнен в виде стального бруска прямоугольной формы и прикреплен двумя винтами М4 к скобе 17, которая четырьмя винтами М4 прикреплена к якорю 13.
Реле типа RDI 1 (рис. 135) используются для управления электродвигателем (сервомотором) СМД регулятора дизеля, для вывода части резистора в цепи независимого возбуждения возбудителя, а также в схеме АЛСН. Реле смонтировано на текстолитовой (или пластмассовой) панели /, имеющей два выреза под крепежные болты. На панели укреплены Г-образное стальное ярмо 2 и катушка 3 с сердечником 4. К верхней части панели прикреплен болтом Мб стальной кронштейн 5, на конце которого установлена разрезная текстолитовая колодка 6 с двумя парами неподвижных контактов 7.
Два подвижных контактных пальца 8, соединенные между собой медной пластиной, укреплены на текстолитовой колодке 10, которая вместе с фасонной пластиной 13 прикреплена к якорю 9. Через вырез в пластине 13 проходит скоба 12, прикрепляемая двумя болтами М5 к ярму. Она является упором для якоря и служит также для крепления отключающей пружины 14 (другой конец пружины закреплен на пластине 13).
У трех реле типа RD11 (РСМД1, РСМД2 и Р1) провода присоединены ко всем неподвижным контактам, т. е. каждое из этих реле имеет по одной паре замыкающих и размыкающих контактов.
У реле РУ4 к передним неподвижным контактам провода не подсоединены (используется только пара замыкающих контактов).
В электрической схеме тепловоза, кроме электромагнитных, применены также термореле (термостаты), реле давления масла (гидравлическое реле) и реле давления воздуха (пневмореле). Их назначение и типы указаны в табл. 2, а конструкция рассмотрена в соответствующих разделах.
В электрических схемах, применяемых на тепловозах ЧМЭЗ с № 923, блокировочные контакты контакторов и реле обозначены цифрами, добавляемыми к обозначению самого
Таблица 2
Примечание. В табл. 2 не указаны реле, применяемые в схеме управления тепловозом в одно лицо, а также регулятор напряжения РИ.
Рис. 136. Электропневматический вентиль типа Еу^і (а) и нижняя часть вентиля типа ЕУ51/1І (б): 1 — пробка; 2,4 впускной и выпускной клапаны: 3 — игла; 5 - ярмо; 6 — болт; 7 — штифт; 5 — упорная скоба; 9 — якорь; 10 латунный стержень; // катушка; 12 — сердечник; /3 — втулка; 14 — корпус; 15 -- резиновое кольцо: 16 — выключающая пружина; 17 - резиновая прокладка; 18 — штуцер; 19 — винт; Л, Р, Ц — отверстия
для прохода воздуха аппарата, например КМН1 — это первая пара блокировочных контактов контактора КМ И, КП22 — вторая пара блокировочных контактов контактора /С/72, РУ53 — третья пара блокировочных контактов реле РУ5 и т. д.
Электропневматический вентиль типа ЕУ51 (рис. 136, а). Этот вентиль предназначен для дистанционного управления пневматическими приводами аппаратов и механизмов. Верхняя часть вентиля представляет собой электромагнит, состоящий из катушки с сердечником, ярма и якоря.
Стальной полый сердечник 12 вместе с надетой на него катушкой // ввернут в Г-образное стальное ярмо 5. На бакелитовый каркас катушки намотаны 10 000 витков медного изолированного провода диаметром 0,2 мм. Цилиндрический выступ на нижнем торце каркаса входит в отверстие ярма, обеспечивая дополнительную фиксацию катушки. Внутри сердечника свободно установлен латунный стержень 10 диаметром 6 мм. В торец ярма запрессованы два стальных штифта 7 диаметром 4 мм, на которые надет стальной якорь 9.
Снизу к ярму двумя винтами 19 (Мб) прикреплен стальной корпус 14. В расточку корпуса запрессована и дополнительно закреплена в ней штифтом латунная втулка 13, торцовые поверхности которой являются седлами для двух латунных тарельчатых клапанов: впускного 2 и выпускного 4. Клапаны уплотнены резиновыми кольцами 15. Между впускным и выпускным клапанами поставлена стальная игла 3. Два сквозных отверстия в корпусе предназначены для болтов, соединяющих вентиль с аппаратом (механизмом), а отверстия А, Р и Ц — для впуска и выпуска сжатого воздуха.
Снизу в корпус ввернута латунная пробка /, являющаяся упором для выключающей пружины 16. Между корпусом и пробкой установлена резиновая уплотнительная прокладка 17. При обесточенной катушке пружина 16 прижимает впускной клапан 2 к своему седлу и одновременно иглой 3 отжимает вверх выпускной клапан 4, удерживая его в открытом положении. В свою очередь клапан 4 давит на стержень 10, отжимая якорь от сердечника. Подъем якоря ограничен алюминиевой упорной скобой 8, прикрепленной к ярму двумя болтами 6 (Мб). Через отверстия Ц и А в корпусе и открытый выпускной клапан цилиндр привода аппарата или механизма сообщен с атмосферой.
При возбуждении катушки создаваемый ею магнитный поток замкнется через якорь, сердечник и ярмо, вследствие чего якорь притянется к сердечнику и нажмет на стержень, который посадит клапан 4 на свое седло и иглой отожмет вниз клапан 2. Сжатый воздух из резервуара управления через отверстия Р и Ц в корпусе и открытый впускной клапан поступит в цилиндр привода.
На рис. 136, б показана нижняя часть вентиля ЕУ51/1І. В пробку / ввернут штуцер 18, к которому присоединена трубка подвода воздуха из резервуара управления. В самой пробке просверлены шесть наклонных отверстий Р диаметром 3 мм.
На тепловозах более позднего выпуска у вентилей обеих модификаций стальной корпус 14 заменен пластмассовым (в таком корпусе втулка 13 отсутствует). Назначение вентилей указано в табл. 3.
Блокировочный электромагнит (рис. 137). Блокировочный электромагнит служит для дистанционной остановки дизеля. В стальном цилиндрическом корпусе 2, являющемся частью магнитопровода, размещены две катушки: втягивающая 4 (2400 витков) и удерживающая 5 (11500 витков). Обе катушки намотаны на общем каркасе 19, внутри которого расположен якорь 3 плунжерного типа. Сверху к корпусу прикреплена крышка 6, а снизу — основание /, выполненное за одно целое с коротким сердечником. К крышке привернута текстолитовая панель 7, на которой укреплены выводы обеих катушек и два неподвижных контакта 9. Подвижный контакт 10 представляет собой медное кольцо, которое вместе с гетинаксовой втулочкой 15 надето на ввернутую в якорь шпильку //. Подвижный и неподвижный контакты закрыты съемным колпаком. Для установки блок-магнита на регуляторе дизеля косно-
ванию / прикреплена двумя винтами планка 20.
При обесточенных катушках вертикальная тяга 21 регулятора под действием пружины удерживает якорь блок-магнита в верхнем положении, т. е. подвижный контакт 10 замкнут с неподвижными контактами 9, шунтируя удерживающую катушку 5. Подъем якоря ограничен упором 8, прикрепленным к панели 7.
Когда по втягивающей катушке 4 начинает проходить ток (см. с. 284), создаваемый ею магнитный поток замыкается через сердечник, основание, корпус, крышку, якорь и воздушный зазор (7 мм), вследствие чего якорь опускается вниз, перемещая вертикальную тягу 21, и гайками 12, навернутыми на шпильку //, отжимает подвижный контакт 10. Тем самым удерживающая катушка подключается последовательно к втягивающей. Пружина 16, установленная между втулочкой 15 и тарельчатой шайбой 17, смягчает удар контактов при выключении блок-магнита. Усилие, создаваемое блок-магнитом, равно 55 Н.
Аккумуляторная батарея | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Вспомогательная электрическая аппаратура