Ранее указывалось (см. с. 223), что реверсирование тепловоза производится изменением направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей. Рассмотрим процесс реверсирования с учетом конструкции самого реверсора (см. рис. 125).
Изображенная на рис. 182 силовая цепь соответствует движению тепловоза вперед. Когда вал реверсора развернут в положение "Вперед" (рис. 183, а, см. вкладку), правые верхние ПВ и правые нижние ПН силовые пальцы находятся на нижнем сегменте 2, соединяя кабели 6 и 7, а левые верхние ЛВ и левые нижние ЛИ силовые пальцы — на верхнем сегменте /, соединяя кабель 9 с шиной 2. Следовательно, ток, протекающий по обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей, движется от пальцев ПН к пальцам ЛВ.
После разворота вала реверсора в положение "Назад" (рис. 183, б) на верхнем сегменте 1 окажутся левые верхние Л В и правые верхние ПВ силовые пальцы, а на нижнем сегменте 2 — левые нижние ЛИ и правые нижние ПН пальцы. В этом случае ток от "плюса" генератора потечет по цепи: кабель 4, зажим АI, обмотки якоря и добавочных полюсов первого тягового электродвигателя, зажим £)2, кабель 5, зажим Л У, обмотки якоря и добавочных полюсов второго тягового электродвигателя, зажим 02, кабель 6, пальцы ПВ и ЛВ, соединенные сегментом /, кабель 9, зажим 52, обмотка возбуждения первого тягового электродвигателя, зажим 57, кабель 8, зажим 82, обмотка возбуждения второго тягового электродвигателя, зажим 5/, кабель 7, пальцы ПН и ЛИ, соединенные сегментом 2, шина 2 и далее на "минус" тягового генератора.
На рис. 183 показана верхняя пара сегментов реверсора. Средняя и нижняя пары сегментов переключают обмотки возбуждения двух других групп тяговых электродвигателей.
На тепловозе первый, второй и четвертый тяговые электродвигатели подвешены с одной стороны колесных пар, а третий, пятый и шестой — с другой. Для вращения колесных пар в одном направлении необходимо, чтобы якори этих двигателей вращались в разные стороны. Поэтому соединение обмоток выполнено таким образом, что если в обмотках возбуждения первого, второго и четвертого тяговых электродвигателей ток идет в одном направлении (например, от зажима 5/ к зажиму Б2), то в обмотках возбуждения третьего, пятого и шестого двигателей — в другом, т. е. от зажима 52 к зажиму 5/.
При движении тепловоза назад направление тока в обмотках соответственно изменяется.
Приведение тепловоза в движение | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Регулирование скорости движения и работа реле перехода