На тепловозах ТЭМ1 с 1965 г. установлены модернизированные дизели 2Д50М, а на тепловозах ТЭМ2 с 1968 г. - ПД1М, которые заменили дизели 2Д50 и ПД1. Эти дизели имеют одинаковую компоновку, силовую схему и конструктивное выполнение. Большинство узлов и деталей их унифицировано.
Дизель этого типа (рис. 6 и 7) имеет прочный литой остов, состоящий из рамы, блока и крышек цилиндров. В гнезда блока цилиндров сверху вставлены цилиндровые втулки, образующие совместно с внутренними стенками блока полости для циркуляции охлаждающей воды.
В каждой цилиндровой крышке установлены форсунки, два впускных и два выпускных клапана и индикаторный кран. Клапаны приводятся в действие от кулачков распределительного вала посредством рычагов толкателей, штанг и двуплечих рычагов. Распределительный вал расположен с правой стороны (если смотреть со стороны генератора) в блоке цилиндров, двуплечие рычаги-в чугунных корпусах, закрепленных на цилиндровых крышках. К задней уширенной части рамы прикреплен генератор, статор которого жестко связан с фланцем рамы, а ротор-с коленчатым валом. В уширенной части рамы размещен шестеренный привод, передающий вращение от коленчатого вала к распределительному валу, валу привода топливного насоса и водяному насосу.
На верхней крышке шестеренного привода установлены предохранительный клапан и сетчатый маслоуловитель системы вентиляции картера. К переднему торцу рамы прикреплен корпус привода масляного насоса, в котором размещен фильтр грубой очистки масла. На торце корпуса привода масляного насоса закреплен масляный насос дизеля, получающий вращение через конический редуктор и поводковый привод от коленчатого вала дизеля.
С левой стороны дизеля установлены один водяной и два выпускных газовых коллектора, топливный насос с размещенными на нем электропневматическим сервомотором и регулятором частоты вращения, фильтры тонкой очистки топлива и водяной насос, а на правой стороне-наддувочный коллектор. Турбокомпрессор расположен на генераторе. Для осмотра кривошипно-шатунного механизма, распределительного вала, рычагов толкателей и штанг в раме и блоке цилиндров имеются люки, закрываемые крышками.
Рис. 7. Продольный разрез дизеля: 1- масляный насос дизеля; 2 - ведомая шестерня привода масляного насрса; 3- шкив; 4 -коленчатый вал; 5 - корпус привода; 6 - шатун; 7 - электропневматический сервомотор; 8 - блок цилиндров; 9 - палец поршня; 10 - поршень; 11- крышка цилиндра; 12 - форсунка; 13 - корпус механизма газораспределения; 14 - индикаторный кран, 15 - щиток резисторов; 16 - водяной коллектор; 17 -г регулятор частоты вращения вала дизеля; 1$ - рукоятка аварийной остановки дизеля; 19 - топливный насос; 20, 21 - верхний н нижний выпускные коллекторы; 22 - вал привода топливного насоса; 23-водяной насос; 24 - предохранительный клапан системы вентиляции картера; 25 - корпус привода механизма газораспределения, топливного и водяного насосов; 26 - сетчатый маслоуловитель системы вентиляции картера; 27 - турбокомпрессор; 28 - краник слива воды из турбокомпрессора; 29 - кронштейн турбокомпрессора; 30 - шестерни привода механизма газораспределения, топливного и водяного насосов; 31 - генератор; 32 - корпус уплотнения; 33 - рама дизеля; 34 - крышка; 35 - маслопровод; 36 - распределительный вал, 37 -рычаг толкателей; 38 - штанга; 39 - втулка цилиндра; 40 - охладитель наддувочного воздуха; 41 - клапан впуска; 42 - клапан выпуска; 43 - наддувочный коллектор; 44 - толкатель; 45 - рычаг впуска; 46 - крышка корпуса механизма газораспределения; 47 - рычаг выпуска; 48 - коллектор топливного насоса
Дизели 2Д50М и ПД1М в отличие от 2Д50 и ПД1 имеют пониженный расход топлива, обладают большей надежностью и моторесурсом, полученными в результате усовершенствования топливного насоса, газораспределения, турбокомпрессора, поршней, подшипников и шестеренной передачи.
Между собой дизели 2Д50М и ПД1М отличаются тем, что на дизеле ПД1М дополнительно установлены охладитель наддувочного воздуха, центрифуга масла, масляный насос для подачи масла в центрифугу и изменены некоторые элементы и параметры турбокомпрессора и электропневматического сервомотора, связанные с повышением мощности дизеля.
Дальнейшее совершенствование тепловозово с электрической передачей | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Остов и кривошипно-шатунный механизм