Подготовка тепловоза к работе и его эксплуатации

Подготовка нового тепловоза к работе. Перед пуском в эксплуатацию тепловоза, прибывшего со строительного или ремонтного завода, взятого из запаса МПС или резерва управления дороги, производят расконсервацию узлов и агрегатов тепловоза. При этом тепловоз ставят на смотровую канаву и тщательно очищают дизель, генератор, двухмашинный агрегат, вспомогательные электрические машины, компрессор, машинное отделение, аппаратную камеру, кабину машиниста и тяговые электродвигатели. Снимают со всех обернутых деталей и узлов оберточную бумагу. На тяговых электродвигателях снимают заглушки с отверстий выхода охлаждающего воздуха. Чтобы облегчить удаление антикоррозионной смазки с наружных поверхностей деталей, эту работу выполняют после пуска дизеля.

Снятые электрощетки устанавливают в щеткодержатели тяговых электродвигателей. Производят необходимую заправку топливом, маслом, водой и песком и дозаправку смазки согласно карте смазки в объеме текущего ремонта ТР1. Крепят гайки электрических соединений, проверяют крепление механизмов и систем и выполняют работы в объеме технических обслуживании TOI и Т02, а также подготовку тепловоза к работе при выезде из депо и смене бригад. Выполненные работы отмечают в паспорте тепловоза.

Подготовка тепловоза к работе при выезде из депо и смене бригад.

При выезде из депо и смене бригад необходимо проверить исправность тепловоза и выполнить работы, обеспечивающие его нормальную работу.

Перед пуском необходимо осмотреть дизель и проверить уровень масла в дизеле, регуляторе частоты вращения вала, компрессоре и масляном баке, а также уровень топлива в топливном баке и воды в расширительном баке. Спустить отстой из топливного бака, эмульсию воды из сливной трубы картера дизеля и провернуть рукоятки масляных фильтров на 2-3 оборота. Убедиться в том, что все краны находятся в рабочем положении, фрикционная муфта вентилятора холодильника выключена, рукоятка контроллера установлена в нулевом положении и не выключена рукояткой аварийной остановки дизеля подача топлива. Температура воды и масла должна быть не ниже 20° С.

Произвести осмотр электрических машин и оборудования, расположенных под капотом и в аппаратной камере, тормозного оборудования и экипажной части тепловоза.

В том случае, если дизель перед пуском длительное время не работал (после стоянки дизеля более суток), необходимо открыть индикаторные краны на всех цилиндрах и провернуть коленчатый вал дизеля на несколько оборотов от аккумуляторной батареи и убедиться в том, что скопившееся масло вытекло из цилиндров. Затем необходимо выпустить воздух, попавший в топливную систему. Для этого следует открыть контрольный краник и пробку, расположенные на напорном трубопроводе и топливном фильтре, включить вспомогательный топливоподкачивающий насос и сливать топливо до тех пор, пока оно не пойдет сплошной струей без пузырьков воздуха, после чего краник и пробку закрыть и вспомогательный топливоподкачивающий насос выключить.

Пуск дизеля. Для пуска дизеля- необходимо:

включить рубильник аккумуляторной батареи;

поставить реверсивную рукоятку контроллера в положение «Впеоед» или «Назад»;

включить автоматы «Масляный насос» и «Сигнально-контрольные приборы»;

включить тумблер «Питание приборов»;

включить автомат «Топливный насос»;

включить автомат (кнопку) «Управление общее»;

дать предупредительный сигнал о пуске дизеля (рукоятка контроллера должна быть в нулевом положении);

включить тумблер «Пуск - остановка дизеля» или кнопку «Пуск дизеля».

На тепловозах ТЭМ1 и ТЭМ2 до № 300 кнопку «Пуск дизеля» необходимо держать до тех пор, пока давление масла в системе достигнет 1,6 кгс/см2. При включении кнопки «Пуск дизеля» включается маслопрока-чивающий насос, который в течение 30 с прокачивает дизель маслом, после чего автоматически включаются пусковые контакторы и происходит запуск дизеля. Кнопку «Пуск дизеля» во избежание разрядки аккумуляторной батареи можно держать включенной после момента включения пусковых контакторов не более 15 с.

На тепловозах ТЭМ2 с № 300 при включении тумблера «Пуск -остановка дизеля» вначале включается топливный насос, а затем маслопрока-чивающий насос, который работает в течение 30 с, после чего автоматически включаются пусковые контакторы и происходит запуск дизеля.

Если первые два-три пуска оказались безуспешными, то во избежание разрядки аккумуляторной батареи последующие пуски до выяснения и устранения неисправности делать не следует. В случае появления ненормальных стуков необходимо остановить дизель, выяснить и устранить причины ненормальной работы. После пуска дизеля при выезде из депо и смене бригад проверяется пррслушиванием и осмотром исправность работы дизеля и всего оборудования, отсутствие утечек топлива, масла и воды в соединениях трубопроводов, а также зарядка аккумуляторной батареи (по показанию амперметра).

Трогание тепловоза с места и уход за ним в пути следования. Перед выходом тепловоза из депо под поезд проверяют действие песочниц, работу автоматического и вспомогательного тормозов, положение кранов тормозной песочной систем и системы автоматики, а также положение отключателей тяговых электродвигателей, которые должны быть включены. Перед взятием нагрузки температура воды и масла должна быть не ниже 40 0 С, в противном случае необходимо прогреть дизель, установив рукоятку контроллера на 5-ю позицию, предварително выключив тумблер (кнопку) «Управление машинами».

Для трогания тепловоза с места (дизель работает) необходимо включить тумблер (кнопку) «Управление машинами», поставить реверсивную рукоятку в положение, соответствующее направлению движения, и перевести рукоятку контроллера в рабочее положение. За 30-50 м, не доезжая до состава, привести в действие песочницы. Подъехав к составу, сжать его. При трогании с места не допускать боксования колес. Если тепловоз с составом не трогается, быстро дать обратный ход (сжать поезд) и снова повторить трогание поезда. Время, в течение которого рукоятка контроллера может находиться на том-или ином положении, когда тепловоз не трогается, не должно превышать 10 с. Набирая скорость, с целью предотвращения боксования необходимо своевременно производить подачу песка под колеса. При возникновении боксования следует уменьшить частоту вращения вала дизеля путем перевода рукоятки контроллера машиниста на более низшее положение, после чего повторить процесс повышения скорости. При переводе контроллера с низших положений на высокие необходимо делать выдержку на каждом положении не менее 2-3 с, чтобы исключить резкое повышение частоты вращения вала.

При маневровой работе или в пути следования локомотивная бригада обязана следить за показаниями приборов и нормальной работой агрегатов тепловоза. Рекомендуется поддерживать температуру масла на тепловозе ТЭМ2 при отключенной автоматике в пределах 65-75° С и на тепловозе ТЭМ1 60-70° С. Максимально допустимая температура масла на обоих тепловозах должна быть не выше 80° С. Температуру воды на тепловозе ТЭМ2 рекомендуется поддерживать в пределах 70-80° С, но не выше 88° С, на тепловозе ТЭМ1 - в пределах 60-75° С и не выше 85е С. Температура воды, охлаждающей наддувочный воздух на тепловозе ТЭМ2, должна быть не выше 55° С. Указанные температуры поддерживаются включением и отключением вентилятора холодильника, а при необходимости и жалюзи. На тепловозах ТЭМ2 поддержание температур воды и масла дизеля обеспечивается автоматикой регулирования без вмешательства локомотивной бригады. При этом следует иметь в виду, что при температуре масла 80° С загорается сигнальная лампа, а при температуре воды 88° С происходит сброс нагрузки.

При эксплуатации тепловоза необходимо контролировать ритмичность работы дизеля на слух, проверять уровень воды в расширительном баке, отсутствие течи воды и масла в соединениях, нагрев подшипников электрических машин и вентиляторов (при остановленном дизеле). Кроме того, внешним осмотром проверяют электроаппаратуру в аппаратной камере, а также экипажную часть. При выполнении работ, связанных с изменением направления движения, запрещается переводить реверсивную рукоятку контроллера на обратный ход до полной остановки тепловоза.

Остановка дизеля. Перед остановкой дизеля необходимо снизить температуру воды и масла до 50-60° С, поработав несколько минут на нулевом положении контроллера, для чего на тепловозе ТЭМ2 необходимо переходить с автоматического регулирования на дистанционное. Остановку дизеля производят выключением автомата «Топливный насос» или тумблера «Пуск - остановка дизеля», а в случаях крайней необходимости - рукояткой аварийной остановки дизеля.

Постановка тепловоза в депо. При постановке тепловоза в депо необходимо выполнить технические обслуживания Т01 и Т02, тщательно очистить дизель-генератор, электрические машины и вспомогательные агрегаты, кабину и все помещения.

Уходя с тепловоза, локомотивная бригада обязана слить конденсат из воздушных резервуаров, затормозить тепловоз ручным тормозом, выключить автоматы и кнопки, погасить свет и сдать дежурному по депо рукоятку реверсивного контроллера. В холодное время тепловоз следует вводить в утепленное депо с прогретыми двигателями. В случае запотевания коллекторов их необходимо протереть салфетками и обдуть сухим воздухом давлением не выше 2 кгс/см2 и замерить величину сопротивления изоляции. В зимний период во время стоянки тепловоза поддерживать температуру воды в системе дизеля не ниже 20° С. Если тепловоз ставится в депо на срок более 15 суток, сделать антикоррозионную обработку агрегатов тепловоза.

Подготовка тепловоза к зимнему периоду работы. Подготовку тепловоза производят на техническом обслуживании ТОЗ и текущих ремонтах в период проведения осенне-комиссионного осмотра. Наряду с работами, предусмотренными трафиками технологического процесса ремонтов, выполняют работы по утеплению и дополнительной защите узлов и деталей тепловоза. Утепляют трубы, соединяющие главные резервуары, трубы от дизеля до калорифера и батареи обогрева ног машиниста, ремонтируют износившуюся изоляцию.

Одновременно с утеплением производят уплотнение трубопроводов в месте их прохода через раму тепловоза. Для утепления холодильника боковые и верхние жалюзи тепловоза необходимо закрыть чехлами, укрепить их на кузове ремнями. Чехлы должны плотно прилегать по всему периметру к каркасу жалюзи. До наступления похолоданий следует привести в исправное состояние жалюзи холодильника, для утепления капота тепловоза поставить на всех дверцах капота защитные щитки. Для предупреждения попадания влаги в тяговые электродвигатели на всасывающих сетках вентиляторов следует установить неплотную мешковину или дополнительную металлическую сетку размером ячеек не более 0,5 мм. На боковые вентиляционные окна тяговых электродвигателей установить защитные щитки, которые должны быть тщательно укреплены болтами, и проверить напор воздуха в каждом тяговом электродвигателе.

Экипировка тепловоза | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 |

Фотон - цены на малотоннажные автомобили в салонах дилеров