2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖАЛЮЗИ И ВЕНТИЛЯТОРОМ
На тепловозе применена система автоматического регулирования температур воды основного и дополнительного контуров (САРТ) (см. рис. 147)
При нагреве воды основного контура до 348 К (75 °С) открываются левые жалюзи пневмоцилиндром 27, в который по сигналу термодатчика 15 поступает воздух от электро-пневматического вентиля /Р.Правые жалюзи открываются по сигналу термодатчика 17 при нагреве воды дополнительного контура до 328 К (55 °С). Верхние жалюзи открываются при открытии боковых жалюзи. При превышении температуры воды основного контура 360 К (87 °С) или дополнительного контура 333 К (60 °С) начинает вращаться вентилятор. Скорость вращения вентилятора зависит от температуры воды в контуре, терморегулятор которого 6 или 5 начал пропускать сжатый воздух к пневмокамере золотника наполнения 8 гидромуфты. С ростом температуры растет давление воздуха, пропускаемого терморегулятором. Золотник наполнения пропускает большее количество масла к гидромуфте - скорость вращения вентилятора увеличивается. Заполнение гидромуфты маслом возможно только при открытии (подаче воздуха в пневмоцилиндр) верхних жалюзи.
При снижении температуры воды уменьшается частота вращения вентилятора. При необходимости работой жалюзи и вентилятора можно управлять дистанционно вручную, пользуясь тумблерами в кабине машиниста. Для этого нужно установить переключатель автоматики на режим «Ручн.». Вентилятор при ручном управлении включается подачей сигнала от тумблера из кабины машиниста на электропневмовен-тиль 22. Включается он на максимальную (для данной скорости вращения коленвала дизеля) частоту вращения.
При отказе систем автоматического и дистанционного управления жалюзи можно открывать вручную рычагом у соответствующего пневмо-цилиндра, помня, что следует открывать левые жалюзи при температуре воды основного контура 343- 348 К (70-75 °С), а правые жалюзи - при температуре воды дополнительного контура 323-330 К (50-57 °С), включать вентилятор надо при температуре воды в контуpax соответственно 358-363 К (85-90 °С) и 335-340 К (62- 67 °С).
Выключение вентилятора и жалюзи производится при снижении температуры воды ниже указанных.
В системе автоматического управления жалюзи применены термодатчики типа Т-35. В системе управления вентилятором - терморегуляторы.
На тепловозах ТЭМ7-0001-0014 применены терморегуляторы ТРД конструкции Людиновского тепловозостроительного завода (ЛТЗ), а начиная с тепловоза 0015 - преобразователи температуры ДТПМ1 и ДТПМ2 Орловского объединения «Промприбор».
Терморегулятор давления (ТРД) (рис. 152) предназначен для регулирования давления воздуха, управляющего на тепловозе ТЭМ7 оборотами вентилятора, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры воды выше установленной, давление расширяющихся паров наполнителя (26+1 см3 ацетона в терморегуляторе основного контура, этилового эфира - в терморегуляторе дополнительного контура) термоэлемента 14 преодолевает сопротивление пружины 17 и мембраны 10 и через толкатель 15, головку клапана 1 отрывает клапан 8 от седла. Тем самым открывается проход сжатого воздуха из полости А в полость Б и далее в пнев-мокамеру напорного золотника. При понижении температуры воды давление паров наполнителя падает, головка 1 клапана опускается, клапан 8 отсекает воздух системы питания.
Рис 152 Терморегулятор: 1- головка клапана, 2-проволока с пломбой, 3-шток; 4-упор; 5-крышка, 6, 12-винты, 7- корпус; 8-клапан в сборе; 9-винт М4Х9, 10- мембрана; 11- кольцо, 13-опора, 14-термоэлемент в сборе, 15-толкатель, 16-контргайка, 17-пружина
Воздух из полости Б через сверление в головке клапана, полость В уходит в атмосферу.
Терморегуляторы обеспечивают в зависимости от температуры воды изменение давления воздуха, перемещающего золотник наполнения, в пределах от 0,1 до 0,3 МПа (от 1 до 3 кгс/см2).
Настройку терморегуляторов производят на термостате при установившейся температуре (360 ±0,2)К [(87±0,2)°С] (для ТРД основного контура) или (333 ±0,2) К [(60±0,2) °С] (для ТРД дополнительного контура) следующим образом: устанавливают терморегулятор так, чтобы весь термобаллон находился в воде; к входному штуцеру ТРД подводят воздух давлением 0,6-0,15 МПа (6-1,5 атм); к выходному штуцеру ТРД подключают манометр 0-1 МПа (0- 10 атм), имеющий цену деления 0,05 атм; выдержав в термостате при вышеуказанных температурах ТРД не менее 20 мин, крышкой 5, изменяя затяжку пружины 17, устанавливают давление воздуха (0,1 ±0,01) МПа [(1 ±0,1) атм]. После этого крышку закрепляют винтами 6; нагревая, а затем охлаждая воду в термостате, снимают статическую характеристику терморегулятора (зависимость давления на выходе от температуры воды в термостате) .
Температуру воды фиксируют через 1 К (1 °С) с точностью 0,2 К (0,2 °С) с выдержкой не менее 5 мин;
терморегулятор считается годным, если зависимость давления выходящего воздуха от температуры в диапазоне от 0,1 до 0,3 МПа (1 до 3 атм) имеет линейный характер и гистерезис характеристики не более 1,5 К (1,5 °С).
После окончания настройки крышку 5 пломбируют.
Преобразователи температуры. Принцип действия преобразователя ДТПМ (рис. 153) аналогичен принципу действия терморегулятора, описанного выше. Давление, создаваемое парами наполнителя, сжимает сильфон и, преодолевая сопротивление пружины 7, воздействует на управляющий клапан и мембрану, которые обеспечивают определенное давление воздуха в пневмока-мере золотника наполнения гидромуфты привода вентилятора.
В случае неполадок в работе автоматики управления вентилятором проверку работы ДТПМ на тепловозе производят следующим образом: перекрыть кран 25 (см. рис. 147) на трубке, подводящей воздух к ДТПМ; на трубках, отводящих воздух от преобразователей, установить манометры со шкалой до 6-10 атм; довести температуру в основном контуре до 365+ЗК (92+3 °С), в дополнительном до 338-J-3K (65+3 °С), после чего медленно открыть кран 25. При этом давление воздуха за ДТПМ2 (основной контур) должно быть 0,3-0,4 МПа (3-4 кгс/см2), за ДТПМ1 (дополнительный контур) 0,3-0,35 МПа (3-3,5 кгс/см2).
Если выходное давление не соответствует указанным, необходимо их отрегулировать или произвести ремонт.
Регулировку преобразователей >производят на термостате следующим образом; подводят к входному штуцеру преобразователя температуры воздух давлением (0,65 ±0,025) МПа [(6,5±0,25) кгс/см2], к выходному штуцеру подсоединяют образцовый манометр со шкалой до 6-10 кгс/см2, нагревают воду в термостате до (360±0,2)К [(87±0,2)°С] для проверки ДТПМ основного контура и до (333±0,2) К [(60±0,2)°С] для проверки ДТПМ дополнительного контура; открывают крышку на корпусе и, вращая втулку настройки, устанавливают давление на выходе из преобразователя (0,1 ±0,005) МПа [(1 ±0,05) кгс/см2]; нагревая воду в термостате, необходимо убедиться, что при давлении 35-40 МПа (3,5-4 кгс/см2) на выходе для преобразователя основного контура температура воды достигла (365±1)К [(92±1)°С], для преобразователя дополнительного контура (338 ±1) К [(65±1)°С].
Рис. 153. Схема устройства ДТПМ: 1- выход в атмосферу, 2-управляющий клапан, 3-сливиой клапан, 4-линия управления, 5- мембрана, 6-виит настройки, 7-пружина, 8- шток; 9-сильфон
После настройки положение втулки фиксируют винтом, затем устанавливают и пломбируют крышку.
Охлаждающее устройство тепловоза | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Установка и привод вспомогательных механизмов и машин тепловоза