Тепловоз ТЭМ7 оборудован системой извещения о возникновении пожара. Датчики этой системы установлены по всему машинному отделению, в высоковольтной камере и в аккумуляторном помещении. При возникновении пожара в кабине раздается сигнал, на пульте загорается надпись «Пожар 1с» или «Пожар Не».
Для тушения пожара, как на самом тепловозе, так и на ряде расположенных объектов, кроме трех огнетушителей, установленных в кабине и кузове аккумуляторов, тепловоз оборудован противопожарной воздухопенной установкой (рис. 171). Резервуар 3 с пенообразующим раствором установлен в машинном отделении в районе ЦВС, а остальное оборудование размещено в шкафу, расположенном в дверном проеме слева от вентиляторной установки ЦВС, вблизи двери кабины машиниста.
Рис 171. Противопожарная воздухопениая система:
1- кран разобщительный уел № 379 (переделанный), 2-бойка; 3-резервуар противопожарный; 4(1), 4(2)-краны муфтовые, 5-рукав, 6-генератор высокократной пены; 7-кран уел № 388; 8- клапан сливной
Для приведения установки в действие следует открыть разобщительный кран 1, вынуть генератор пены из держателя, размотать рукав. Приблизившись к очагу пожара, открыть кран 4(2) на генераторе пены. Принцип действия противопожарной установки заключается в том, что водный раствор пенообразователя под давлением подается в генератор пены, где механически перемешивается с эжектируемым из атмосферы воздухом и образует пену.
Объем пены превышает объем раствора, из которого образуется пена, примерно в 80 раз. Время непрерывной работы системы около 3 мин. Емкость резервуара 160 л. Длина рукава 1.6 м.
После ликвидации пожара закрывают пусковой кран, сливают оставшийся раствор из рукава, закрывают кран на генераторе, укладывают и закрепляют генератор.
Для слива жидкости и продувки рукава нужно перекрыть кран 4(1) и открыть краны 4(2) и 7.
По прибытии в депо производят дозаправку установки следующим образом. Приготавливают раствор, который должен состоять из 6 % пенообразователя и 94% воды. Раствор приготавливают в отдельной чистой емкости. Тщательно перемешав, готовый раствор заливают при помощи лейки с сеткой в резервуар до верхней риски щупа, закрепленного в пробке заправочной горловины. Предварительно необходимо перекрыть кран /.
При отсутствии емкости и при замене жидкости резервуар сначала заправляют водой в количестве 150,4 л, затем пенообразователем - 9,6 л. Пенообразователь и воду необходимо тщательно перемешать.
После заправки обязательно произвести кратковременную (в течение 10 с) пробу работы установки, затем продувку рукава и трубопровода, как указывалось выше. После этого ручки кранов необходимо установить в исходное положение: кран 4(1) -открыть, краны 1, 4(2), 7 - закрыть. Все краны, кроме крана 4(2), запломбировать.
Перед промывкой, включив установку, сливают раствор через генератор пены. Затем закрывают краны 1, 4(2) и 7; открыв пробку-щуп, заправляют резервуар горячей водой и, включив систему, как при тушении пожара, сливают воду через генератор пены. После этого производят продувку труб и рукава и устанавливают ручки кранов в исходное положение.
При отсутствии давления в воздушной системе тепловоза сливают раствор из резервуара через шариковый сливной клапан 8. Для этого необходимо отвернуть заглушку на сливном клапане, ввернуть в него наконечник рукава, который имеется в ЗИПе тепловоза, вывести второй конец рукава из кузова и слить раствор.
Технические данные
Тип воздухопенная, с генератором высокократиой пены, с автоматической сигнализацией о возникновении пожара Объем резервуара, л 160 Время действия установки, мии около 3
Огнегасящий состав
Тип извещателя Количество извещателей Температура срабатывания, К (°С)
Система пескоподачи | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Компрессоры