Воздухоочиститель дизеля (рис. 55). На тепловозе для очистки воздуха, поступающего в дизель, от содержащихся в нем частиц пыли применен унифицированный тепловозный воздухоочиститель (УТВ), разработанный ВНИТИ. Для очистки воздуха в воздухоочистителе использован принцип контактного улавливания частиц пыли, взвешенных в воздушном потоке и осаждающихся на нитях фильтрующей набивки, смоченной маслом.
Воздух, засасываемый турбокомпрессором через жалюзи 27, расположенные на боковых стенках кузова, воздухозаборники 10, переходник 11 и четыре одинаковых воздухоочистителя, очищается от пыли и, пройдя воздухоочистители, поступает в общий воздухозаборник 15, смонтированный в люке крышки кузова, а из него в патрубок турбокомпрессора. В процессе работы воздухоочистителя происходит непрерывное удаление уловленной пыли из набивки 36 в корпусе 2 каплями масла, поступающими в воздушный поток из масляной ванны воздухоочистителя через маслопо-дающие циклоны 4. Для подачи масла используется энергия части воздушного потока, проходящего через воздухоочиститель. В воздухоочистителе предусмотрено автоматическое регулирование подачи масла на набивку кассеты, обеспечивающее примерно постоянную подачу масла на всех режимах расхода воздуха, в том числе и на режиме холостого хода работы дизеля.
Основными узлами воздухоочистителя являются корпус 2 и кассета /. Нижняя часть корпуса служит масляной ванной. В ней размещен поддон 5 с маслоподающими циклонами 4, установленными на съемном листе 35. Воздухозаборное отверстие 12 воздухоочистителя снабжено заслонкой 33. В кассете размещена фильтрующая набивка 36, изготовленная из капроновой путанки. В верхней части кассеты расположена маслоулавливающая ступень 38, представляющая собой набор проволочных сеток квадратного плетения.
Корпус воздухоочистителя и кассета крепятся к воздухозаборнику стержнем 13, подвешенным верхним концом на валике 22, устанавливаемом в балочке, вваренной в воздухозаборник на люке кузова.
Воздух, поступающий в воздухоочиститель, разделяется на два потока. Первый поток поступает непосредственно в кассету. Второй поток поступает в поддон и в полости поддона закручивается специальными перегородками спиральной формы. Закрученный поток выходит из поддона через два маслоподающих циклона 4, увлекая капли масла, поступающего в поддон через две дозирующие трубки 34. Капли масла разбрызгиваются перед фронтом кассеты, смачивая набивку.
Рис 55 Воздухоочиститель
1- кассетві 2-корпус, 3-щуп, 4-блок циклонов; 5-поддон; 6-кран, 7-сливная труба, в-возду ховод, 9-лист резиновый; 10, 15-воздухозаборники, 11- переходник, 12-воздухозаборное отверстие, 13-стержень; 14-рамка уплотннтельная; 16-чека, 17-пружина, 18-шайба; 19-прокладка; 20-
При малых расходах воздуха в период работы дизеля на режиме холостого хода заслонка 33 под действием собственного веса закрывает воздухоприемное отверстие. Вследствие этого воздух поступает в воздухоочиститель в основном через два маслоподающих циклона 4, его скорость достаточна для подачи масла в кассету. При увеличении расхода воздуха заслонка 33 открывает воздухозаборное отверстие, отчего увеличивается количество воздуха, поступающего непосредственно в кассету. Тем самым обеспечивается постоянная интенсивность подачи масла в кассету как на номинальном, так и на частичном режиме работы дизеля. Масло, поступающее в кассету, смачивает фильтрующую набивку и очищает ее в процессе работы. Капли масла, проникающие через набивку 36, улавливаются пакетом сеток маслоулав-ливающей ступени 38 и по желобам дизеля
болт, 21- втулка, 22- валнк, 23- шплннт; 24- гайка, 25- вентиль, 26- дверца, 27- жалюзн, 28- проставок; 29- штнфт, ЗО- ручка дверцы; 31- хомут, 32- полухомут, 33- заслонка; 34- дозирующая трубка, 35- съемный лист, 36- фильтрующая набивка, 37- желоб, 38- маслоулавливающая ступень
37 стекают в масляную ванну. Стенанию масла способствуют наклонное расположение кассеты (примерно 10° к горизонтальной плоскости) и вертикальная стенка съемного листа 35, отделяющая полость стека-иия от полости подачи воздуха и масла в кассету.
В нижней точке к корпусу подсоединен сливной трубопровод 7 с четырьмя разобщительными кранами б и сливным вентилем 25, предназначенным для периодического слива отстоя воды, а также слива масла при промывке воздухоочистителя.
В каждом воздухозаборнике имеется дверца 26, фиксируемая вручную в двух положениях. При установке ее в положение, близкое к вертикальной плоскости, перекрывается вход воздуха в воздухоочиститель снаружи тепловоза и открывается вход воздуха в воздухозаборник из дизельного помещения. Это необходимо для исключения чрезмерного засорения кассеты при пылевых бурях и уменьшения попадания влаги в воздухоочиститель при сильном дожде. В воздухоочиститель через заливную горловину, закрываемую щупом 3, заливают масло, применяемое для дизеля. В холодное время года используют масло в смеси с дизельным топливом, так как при густом масле нарушается нормальная подача масла на кассету. Уровень масла должен поддерживаться между рисками на щупе, являющемся также крышкой заливочной горловины.
Рис 56. Турбокомпрессор ТК-35С-02:
1, 16, 35, 38-гайки, 2-обтекатель, 3-корпус компрессора, 4-колесо компрессора, 5-вставка, 6- винт, 7-диффузор, 8, 10, 12, 18, 26, 41-болты, 9-корпус выпускной, 11- кожух ротора, ІЗ- лопатки турбины; 14- венец сопловый, 15, 47- втулки; 17- корпус газоприемный, 19, 24, 40, 44- крышки, 20, 23, 33,
39, 48- кольца, 21- ротор, 22, 49- подшипник опорный, 25, 36- шнуры ас-бографнтовые, 27- штнфт, 28-пробка, 29- бандаж, 30-кожух соплового аппарата, 31- экран, 32- фланец, 34- лабиринт, 37- входник; 42- пластина; 43- стопор, 45- подшипник упорный; 46- кольцо стопорное
В процессе эксплуатации необходимо периодически удалять осадок пыли из корпуса воздухоочистителя, производить промывку всех его деталей и фильтрующей набивки кассеты осветительным керосином, а также заменять масло в корпусах. Для разборки и обслуживания воздухоочистители снимают с тепловоза вместе с люком кузова или каждый отдельно. При установке воздухоочистителей обеспечивают плотное прилегание кассет к воздухосборнику люка для исключения подсоса в дизель неочищенного воздуха. Период обслуживания воздухоочистителей зависит от степени запыленности окружающего воздуха. Воздухоочистители подлежат обязательной очистке, если разрежение воздуха на входе в воздухоочиститель превысит величину 300 мм вод. ст.
Турбокомпрессор ТК-35 (рис. 56) предназначен для подачи воздуха в дизель под избыточным давлением для увеличения мощности и экономичности дизеля.
Остов турбокомпрессора состоит из входника 37, корпуса 3, компрессора, корпуса выпускного 9 и корпуса газоприемного 17. Детали остова взаимно сцентрированы и скреплены шпильками.
Воздух в компрессор поступает через входник 37, к фланцу которого подсоединяется патрубок воздухоочистителя.
Входник 37 сварной. Во вход-нике установлены опорный подшипник 49, упорный подшипник 45 и крышки 40 и 44, закрывающие масляную полость подшипников во вход-нике. Крышка 44 зафиксирована во входнике пружинным кольцом. Крышка 40 уплотняется по торцу резиновым кольцом и притягивается специальным болтом 41, который стопорится пружинным стопором 43 и уплотняется резиновым кольцом.
Во входнике 37 установлен на резьбе обтекатель 2. Входник имеет четыре пустотелые стойки каплеобразного сечения. Верхняя стойка используется для подвода масла к опорному 49 и упорному 45 подшипникам, нижняя стойка - для слива масла, отработавшего в подшипниках, две горизонтально расположенные стойки - для подвода воздуха к уплотнению ротора. Воздух из корпуса 3 компрессора к стойке входиика 37 подводится по наружной трубке.
Корпус 3 компрессора литой из чугуна, выполнен в виде спиральной улитки. В корпусе установлена вставка профильная 5, к которой поджимаются лопатки диффузора 7, образующие вместе с колесом 4 компрессора и обтекателем 2 проточную часть компрессора. Вставка 5 крепится к корпусу 3 компрессора с помощью шпилек с гайками.
Диффузор 7 зафиксирован от проворачивания штифтом.
Асбографитовый шнур 36 предотвращает утечку воздуха из корпуса компрессора и поджимает диффузор 7 к вставке 5.
С наружной стороны к корпусу 3 крепятся проушины для транспортировки корпуса при монтаже и демонтаже турбокомпрессора.
Корпус выпускной 9 литой из чугуна, имеет водяную рубашку, в которой циркулирует вода из системы охлаждения дизеля. Через корпус 9 отработавшие в турбокомпрессоре выхлопные газы отводятся в глушитель дизеля.
В корпусе 9 установлены кожух теплоизоляционный, кольцо 33 и лабиринт 34. Кольцо 33 цельное, лабиринт 34 разъемный. Кожух теплоизоляционный служит для предохранения ротора 21 от перегрева горячими газами и состоит из алюминиевого фланца 32, разъемного кожуха 11 ротора, экрана 31, под которым установлена теплоизолирующая прокладка. Детали кожуха, лабиринт 34 и кольцо 33 соединены болтами 8, 10 и 12.
Кольцевые выступы лабиринта 34 и кольцевые выступы колеса 4 компрессора создают лабиринтное уплотнение, уменьшающее утечку воздуха из компрессора в выхлопной корпус.
Корпус газоприемный 17 литой из чугуна, имеет водяную рубашку, в нем установлены сопловый венец 14 и кожух 30 соплового аппарата, которые закреплены болтами 26 из жаропрочной стали. Сопловый венец 14, кожух 30 и лопатки 13 турбины образуют проточную часть турбины. В газоприемном корпусе 17 также установлен проставок, в котором установлен опорный подшипник 22. Проставок имеет 12 пазов, а корпус подшипника 22-выступ С. Подшипник 22 должен устанавливаться так, чтобы его выступ С всегда был в верхнем положении. Проставок установлен в корпусе 17 с диаметральным зазором. Подшипник 22 зафиксирован в проставке пружинным кольцом 20 и также установлен с диаметральным зазором.
В корпусе подшипника 22 установлена с диаметральным зазором бронзовая втулка, которая фиксируется штифтом и пружинными кольцами. В диаметральный зазор под давлением подается масло. Снаружи масляная полость подшипника 22 закрыта крышкой 19. Со стороны турбины масляная полость корпуса 17 закрыта крышкой 24, которая уплотняется расчеканенным кольцом из мягкого металла.
Через втулку уплотнения 15 осуществляется подвод воздуха к центральной части лабиринтного уплотнения ротора. В корпусе 17 втулка 15 установлена с небольшим диаметральным зазором для облегчения выемки ее при очистке от нагара.
Ротор 21 имеет вал сварной конструкции, состоящий из двух полувалов и диска турбины. Колесо 4 компрессора цельнолитое, фиксируется на валу гайкой и центрируется по наружному диаметру хвостовика специальным кольцом. Лопатки 13 турбины установлены в диске турбины на елочных замках и зафиксированы стопорными пластинами. Цапфы ротора, работающие в подшипниках, закалены до высокой твердости. По концам вала ротора имеются канавки, в которых находятся пружинные разрезные кольца 23. По концам ротора имеются также гребешки воздушных и газовых уплотнений из тонкого листа, которые завальцованы в канавки вала. На конце ротора со стороны компрессора посажена закаленная упорная пята Т. Пята зафиксирована штифтом и гайкой 38. Гайка застопорена отгибной пластиной 42. Ротор динамически отбалансирован с высокой точностью. К уплотнениям ротора со стороны компрессора и турбины, отделяющим масляные полости подшипников от воздуха и газа, подводится воздух под избыточным давлением из корпуса компрессора.
Стыки корпусов Я и Я уплотняются сухим асбографитовым шнуром 25.
Крышки и лючки водяных рубашек корпусов турбины уплотняются прокладками из парОнита.
Регулятор вращения частоты З-7РС2 | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Выпускная система тепловоза