Топливо. Для дизелей используется топливо по ГОСТ 4749-73 и ГОСТ 305-73. Соответствие топлива требованиям ГОСТ должно быть подтверждено сертификатом поставщика и контрольным лабораторным анализом пробы, взятой из бака принятого топлива, на вязкость, температуру вспышки, содержание механических примесей, воды и серы.
Масло. Рекомендуется масло М14В2 по ТУ 38.101.421-73 или М14Г2 ТУ38.401.202-77 для дизелей типа Д49. Надежность, долговечность современного дизеля в огромной степени зависят от качества используемого масла. Качество масла должно быть подтверждено сертификатом поставщика и лабораторным анализом по каждой партии применяемого масла на вязкость, температуру вспышки, содержание золы, механических примесей и воды. Смена масла производится в сроки, предусмотренные техническим обслуживанием дизеля, либо при достижении браковочных показателей. Масло бракуется, если один из показателей достигнет следующих предельных значений:
вязкость масла при 100 °С менее 11,2 сСт или более 16,5 сСт:
содержание воды более 0,05 %;
водородный показатель ниже 5,0;
диспергирующая способность при 200 °С менее 0,3 в условных единицах.
При замене масла слить его следует из всех узлов дизеля: масляной ванны, масляных фильтров, охладителей масла, трубопровода. Промывка масляной системы производится по технологии завода-изготовителя. Уровень масла в ванне контролируется при работающем маслопрокачивающем насосе. Для регулятора используется масло МК-22 и МС20 ГОСТ 1013-49.
Вода. Дизели охлаждаются водой с содержанием хлоридов и сульфатов суммарно не более 300 мг/л и общей жесткостью не более 2,15 мг-экв/л с нитритнофосфатной присадкой с PH = 7-9 и щелочностью по фенолфталеину не более 0,3. Использование воды, не соответствующей рекомендациям завода-изготовителя дизеля, приводит к выходу из строя деталей, омываемых водой. При применении воды повышенной жесткости либо смешении ВОДЫ с присадкой непосредственно в системе охлаждения дизеля (тепловоза) на охлаждаемых поверхностях крышки цилиндра осаждается повышенное количество осадков, затрудняющих отвод тепла от стенок крышки в воду, что может привести к образованию термических трещин на днище. Применение воды без присадки либо с присадкой по концентрации, не соответствующей рекомендациям завода-изготовителя, вызывает повышенные кавитационно-коррозионные повреждения втулки цилиндра, рубашки втулки цилиндра, корпуса турбокомпрессора.
Применение других типов топлив, масел и воды должно быть согласовано с заводом-изготовителем дизеля.
⇐Возможные неисправности | Тепловозные дизели типа Д49 | Основные сборочные и эксплуатационные размеры и зазоры в соединениях деталей и узлов⇒