Привод дизель-генераторов (рис. 34) предназначен для передачи вращения распределительному валу, регулятору частоты вращения /, предельному выключателю //, механическому тахометру III, вентилятору тягового генератора IV, стартер-генератору V, возбудителю тягового генератора VI. Привод размещен в четырех алюминиевых или чугунных корпусах 1, 5, 12, 13, соединенных между собой болтами и шпильками. Призонные шпильки 32 обеспечивают необходимую точность расположения корпусов при сборке и соосность опор для нормальной работы подшипников шестерен. От коленчатого вала через шестерни 3, 4, 6, 7, 8, 9, 21 и шлицевую втулку 10 вращение передается распределительному валу. Шлицевая втулка, являясь соединительным звеном между приводом и распределительным валом, одновременно служит компенсационным звеном, позволяющим без особых силовых взаимодействий вращаться этим валам при наличии между их осями как излома, так и смещения.
Благодаря незначительной разности в числах зубьев на втулке со стороны привода и распределительного вала она играет роль нониуса, позволяя с большой точностью изменять угловое положение распределительного вала относительно шестерни 9 привода. Это обеспечивает установку на дизеле необходимых фаз газораспределения.
Опоры всех шестерен привода выполнены на шарико- или роликоподшипниках, установленных на цапфах их осей. Высокая надежность работы подшипников качения обеспечивается 100 %-ным контролем, при котором проверяются размеры посадочных поверхностей, радиальные зазоры, состояние сепараторов и легкость вращения подшипников. Шестерня 7 входит в зацепление с шестерней привода вентилятора тягового генератора IV, который установлен на верхнюю плоскость и получает по каналу и масло для смазки подшипников вентилятора.
Стартер-генератор и возбудитель, установленные на тяговом генераторе, приводятся в действие от полумуфт V и VI, напрессованных на валы-шестерни 19 и 22, которые через промежуточные шестерни 20 соединены с центральной шестерней 21 привода распределительного вала. Уплотнение валов состоит из маслоотражателя 29 с маслоотражательным диском и маслосгонной резьбой и маслоулавливателя 28.
Наружное кольцо сферического подшипника валов отбора мощности стопорится со стороны внутренней полости установкой подковообразного нажимного кольца 27, которое закреплено снаружи болтами 6. При сборке узла необходимо строго выдерживать момент затяжки этих болтов (М = 0,03 кНм). Увеличение усилия приводит к деформации наружных колец сферических подшипников, уменьшению радиальных зазоров в них и может привести к защемлению роликов, что совершенно недопустимо.
Расстояние между подшипниками валов отбора мощности для привода стартер-генератора и возбудителя меньше, чем вылет вала до полумуфт валопровода, поэтому на фланцах полумуфт за счет зазоров в подшипниках качения всегда имеется радиальный люфт. На новых приводах этот люфт не превышает 0,25 мм.
Привод регулятора частоты вращения выполнен из цилиндрической 15 и конических шестерен 17 я 30 в корпусе 11, прикрепленном через регулировочные прокладки к корпусам привода.
Рис. 34. Привод распределительного вала дизель-генераторов с передачей переменно-постоянным током:
і, 5, 12, 13 - корпуса; 2 - форсунки; 3, 4, 7, 8, 9, 15, 17, 20, 21, 26, ЗО - шестерни; 6 - болт; 10 - втулка шлицевая; 11, 18 - крышки; 14, 24 - втулки шлицевые; 16, 25 - валики; 19 - вал*шестерня привода возбудителя; 22 - вал*шестерня привода стартер-генератора; 23 - валик приводной; 27 - кольца нажимные; 28 - маслоулав-ливатель; 29 - маслоотражатель; 31 - стакан; 32 - шпильки установочные; а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м - каналы;1 - регулятор частоты вращения; II - предельный выключатель; III - механический тахометр; IV - вентилятор тягового генератора; V - полу-муфта привода стартер-генератора; VI ~ полумуфта привода возбудителя
От втулки 14 и валика 16 осуществлен привод механического тахометра, а через втулку 24 и валик 23 предельного выключателя.
Долговечность корпусов обеспечивается установкой в расточки под подшипники шестерен стальных обойм, которые при износе могут быть заменены. Однако после замены изношенной обоймы требуется ее расточка на точном станке для обеспечения необходимых координат.
С 1979 г. в производство внедрены взаимозаменяемые обоймы, после замены которых уже не требуется расточка на станке. Масло к зубчатым колесам, подшипникам и шлицевым соединениям привода поступает по каналу а из лотка распределительного вала. В приводе выполнен ряд каналов, по которым масло поступает к форсункам 2, подающим масло в зацепление цилиндрических шестерен, по каналам л к отверстиям во внутренних обоймах сферических подшипников вала шестерен привода электрических машин, каналам в, е и д на смазку конических шесте-
рен, шлицев привода тахометра. Подшипники качения и зацепления шестерен дополнительно смазываются масляным туманом, образуемым в полости привода, за счет разбрызгивания масла из системы смазки привода и масла, сливающегося из вентилятора, куда оно подается из привода по каналу и, и частично из лотка распределительного вала.
⇐Привод распределительного вала дизеля 8ЧН 26/26 | Тепловозные дизели типа Д49 | Уравновешивание сил инерции второго порядка на дизелях 8ЧН 26/26⇒