Конструкция втулки цилиндра (рис. 19) дизелей типа Д49 так называемого подвесного типа. Важными преимуществами такого типа втулок являются: возможность сборки втулки с крышкой цилиндра в виде отдельного комплекта дизеля, при этом до установки в дизель опрессовывают комплект втулка-крышка и проверяют деформацию зеркала втулки после затяжки шпилек, соединяющих втулку с крышкой. В подвесной втулке нет жесткой связи втулки с блоком цилиндров, в результате чего газовый стык выведен из силовой схемы остова дизеля и разгружен от осевых усилий давления сгорания. Выбранная конструкция и материал втулки обеспечивают необходимую прочность в условиях совместного действия газовых сил, тепловых деформаций, усилий затяжки шпилек крепления к крышке цилиндра и бокового давления поршня; работоспособность трущихся пар тронк поршня-втулка и поршневое кольцо-втулка; повышенную стойкость против коррозионно-кавитационных повреждений поверхностей, подверженных воздействию охлаждающей воды. Указанным требованиям удовлетворяет применяемый для втулок дизелей типа Д49 антифрикционный легированный чугун. Повышение антифрикционных свойств, улучшение прирабатываемости втулки с поршнем и поршневыми кольцами в начальный период работы обеспечивается фосфатированием рабочей поверхности втулки. На втулку напрессована алюминиевая рубашка 2. Между втулкой и рубашкой образована полость б для охлаждающей воды, поступающей из отверстия в в блоке цилиндров. В крышку цилиндра вода проходит через втулки 8. Снижение температурного перепада по сечению верхнего пояса втулки достигается установкой переточных втулок 8, покрытых с внешней стороны теплоизолирующим слоем и изолированных по торцу от втулки цилиндров с помощью парони-товой прокладки 10. Отличительной особенностью втулки цилиндров является изолирование резиновых уплотнительных колец 4 верхнего пояса от непосредственного воздействия высоких температур. На рис. 20 представлена температура в различных точках втулки при форсировании дизеля ре = 1,2 МПа Температура втулки в зоне резиновых уплотнительных колец не превышает температуры охлаждающей воды.
Рис 19. Втулка цилиндра: 1 - втулка; 2 - рубашка, 3, 4, 5,6,9 - уплотнительные кольца, 7 - прокладка газового стыка; 8 - втулка перетока воды в крышку, 10 - прокладка, 11 - шпилька; а - скос, б - полость охлаждения; в - отверстие подвода воды, г, д - отверстия, е - теплоизолирующий СЛОЙ втулки
Рис. 20. Температура в различных точках втулки цилиндра
Газовый стык между втулкой и крышкой цилиндра уплотнен стальной омедненной прокладкой 7 (см. рис. 19) и стянут шпильками 11. Два отверстия г используют для крепления приспособления, удерживающего поршень при монтаже и демонтаже цилиндрового комплекта. В отверстие д устанавливают монтажный болт для предотвращения сползания рубашки при транспортировке комплекта. При сборке с крышкой цилиндра и установке в блок втулку устанавливают скосом а на сторону всасывания. На шпильку, расположенную над скосом а, устанавливают глухую гайку и резиновое кольцо 3, поскольку они расположены в масляной полости крышки цилиндра. Коррозионно-кавитационная стойкость втулки и рубашки в значительной степени зависит от качества применяемой воды и присадки к воде.
⇐Блок цилиндров | Тепловозные дизели типа Д49 | Крышка цилиндра⇒