Конструкция механизма переключения реверса и режима не позволяет производить переключение при движении тепловоза. Переключение реверса или режима на ходу может привести к серьезной аварии: поломке механизма, разрушению зубчатых колес, шестерен и корпуса реверс-режимного редуктора и т. д. Поэтому реверсирование и переключение режимов работы допускается только при полностью остановленном тепловозе.
Чтобы набежать поломки механизма, возможной при случайном переключении реверса или режима на ходу, реверс-режимный редуктор оборудован блокировочным клапаном. Конструкция блокировочного клапана представлена на рис. 50.
Корпус 3 отлит из бронзы ОЦС5-5-5 ГОСТ 613 - 65. Внутри корпуса размещен золотник 6, изготовленный из стали 40Х (ГОСТ 4543 - 61). На наружной поверхности золотника выполнены две кольцевые канавки, в которые устанавливаются резиновые уплотнительные кольца 18. Золотник в верхнем положении удерживается пружиной 5. Внутри золотника размещен поршень 19, удерживаемый в нижнем положении пружиной 9. Шарнирно с поршнем соединен откидной хвостовик 25, который в свободном состоянии удерживается соосно с поршнем пружиной 2.
Поршень изготовляется из бронзы ОЦСЗ-12-5 (ГОСТ 613 - 65). Поверхность между поршнем и золотником уплотняется резиновым кольцом 20.
Сверху в расточку золотника вставляется неподвижная втулка 14 с клапаном 17 и пружиной 12. Втулка закрывается крышкой 13 и запирается пружинным кольцом. Сверху корпус закрывается крышкой 16 с уплотнительным резиновым кольцом.
Металлические сетки 21 предназначены для защиты блокировочного
клапана от попадания в него песка, окалины и других частиц, которые могут вызвать заклинивание золотника или поршня при работе.
От проворота относительно корпуса поршень и золотник фиксируются винтом 4, цилиндрический хвостовик которого входит в продольные пазы золотника и поршня.
Блокировочный клапан установлен на левой крышке корпуса реверс-режимного редуктора так, что откидной хвостовик его находится над диском / поперечного вала реверса. Зазор между диском и хвостовиком должен быть 1 ± 0,25 мм и регулируется подбором толщины прокладки, устанавливаемой между корпусом блокировочного клапана и крышкой.
Блокировочный клапан включен в пневматическую схему, управляющую переключением реверса и режима. Сжатый воздух от электропневматического вентиля, идущий к цилиндрам переключения, поступает в первую очередь в полость 15 блокировочного клапана. Под давлением воздуха золотник 6", сжимая пружину 5, опускается вниз. Совместно с золотником, не меняя взаимного с ним расположения, перемещаются втулка 14, клапан 17 и поршень 19. Пройдя зазор 1 ± 0,25 мм, откидной хвостовик поршня упирается в диск 1, закрепленный на поперечном валу реверса. При этом произойдет следующее:
Рис. 50. Блокировочный клапан:
1 - диск; 2, 5, 9, 12 - пружины; 3 - корпус; 4 - винт; 6 - золотник; 7, 8, 22, 23 - отверстия; 10 - канал; /1, 15 - полости; 13, 16 - крышки; 14 - втулка; 17 - клапан; 18, 20 - уплотнительные кольца; 19 - поршень; 21 - сетка; 24 - ось; 25 - откидной хвостовик
1. Если тепловоз стоит и, следовательно, диск не вращается, поршень останавливается, а золотник продолжает движение до упора в буртик корпуса. Резиновый клапан 17, перемещаясь одновременно с золотником, зависает на остановленном хвостовике поршня, перекрывает атмосферный канал 10 и открывает доступ воздуха из полости 15 в полость 11 внутри золотника. В нижнем положении золотника одновременно соединяются друг с другом отверстия
7 и 8, благодаря чему сжатый воздух от электропневматического вентиля через полости 15, 11 и отверстия 8 и 7 поступает в цилиндры переключения реверса и режима.
После того как процесс переключения закончится, электропневматический вентиль автоматически отключается и выпускает воздух из полости 15 клапана. Под действием пружин золотник, поршень и клапан возвращаются в исходное положение. Одновременно воздух из цилиндров переключения через отверстия 7 и 8, полость /1, отверстия 23 и 22 уходит в атмосферу.
2. Если тепловоз движется и, следовательно, диск / вращается, откидной хвостовик 25 за счет сил трения между диском и хвостовиком повернется на оси 24 в сторону вращения диска. Благодаря этому поршень 19 получит возможность беспрепятственного перемещения вместе с золотником, не меняя с ним взаимного расположения. Клапан 17 не откроется, воздух из полости 15 не поступит в полость 11 и, следовательно, к цилиндрам переключения, переключение не произойдет. Возможные утечки сжатого воздуха из-под клапана будут отводиться через канал 10 в поршне, отверстие 23 в золотнике и атмосферное отверстие 22 в корпусе.
Переключение реверса или режима не произойдет до тех пор, пока машинист не остановит тепловоз и предварительно не переведет рукоятку переключения реверса или режима на пульте в нейтраль. Последнее необходимо для того, чтобы отключить электропневматический вентиль и выпустить воздух из полости 15 блокировочного клапана. Под действием пружин золотник, поршень, хвостовик и клапан вернутся в исходное положение. После выполнения этих операций можно производить повторное переключение.
К сведению машиниста! Несмотря на наличие блокировочного клапана, запрещается переводить рукоятку переключения реверса или режима на ходу. Запрещается запускать двигатель при не полностью включенном реверсе и режиме, а также при незафиксированном нейтральном положении реверса.
8 этом случае электропневматический вентиль включен, блокировочный клапан подает сжатый воздух в цилиндры переключения и за счет системы доворота произойдет раскрутка ведомых валов и зубчатых колес, т.е. возможно включение вращающихся шлицевых муфт, что также может привести к поломке реверса или к самопроизвольному троганию тепловоза.
Механизм переключения реверса и режима | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Блокирующее устройство