Система смазки реверс-режимного редуктора
Для смазки зубчатых колес и подшипников реверс-режимного редуктора последний оборудован двумя масляными насосами: шестеренчатым 37 и поршневым 49 (см. рис. 45).
Шестеренчатый насос приводится в действие от зубчатого колеса 41 режимного редуктора посредством зубчатого колеса 40, напрессованного на шейку шестерни насоса 39. Шестерни 34 и 39 установлены в расточки корпуса и своими шейками опираются на втулки 35, запрессованные в крышки 36. Крышки крепятся к корпусу болтами и фиксируются от смещения штифтами. Корпус насоса монтируется на крышке 38, которая в свою очередь крепится к среднему корпусу реверса и фиксируется двумя штифтами.
В корпусе насоса, крышке 38 и среднем корпусе ЗО выполнены каналы, соединяющие всасывающую полость шестеренного насоса через маслопровод 45 с сетчатым фильтром 48, опущенным в масляную ванну, а нагнетательную полость--с маслопроводом 55 системы смазки, от которого осуществляется отбор масла на смазку шестерен и подшипников.
Масло к насосу из картера реверс-редуктора поступает через сетчатый фильтр 48, по трубопроводу 45 через каналы в среднем корпусе 30 и крышке 38 насоса (показано пунктиром). От шестеренного насоса по аналогичным каналам в среднем корпусе 30 и крышке 38, по маслопроводу 55 и далее по трубкам 67, 109 и другим трубкам масло поступает на смазку всех зубчатых колес и подшипников (кроме подшипников отбойного вала).
Корпус шестеренного насоса, крышки 36 и 38 насоса отливаются из чугуна СЧ18-36 (ГОСТ 1412-70). Зубчатое колесо 40 и шестерни 34 и 39 изготовлены из стали 45 (ГОСТ 1050- 60). Зубчатое колесо 40 термообрабатывается до твердости НВ 228 . . .269, а зубья шестерен калятся ТВЧ до твердости НРХ 50 . . .55. Зубья этих шестерен шлифуются. Втулки 35 изготовлены из стали СтЗ (ГОСТ 380-71), внутренние поверхности втулок наплавляются баббитом Б83 (ГОСТ 1320-55).
Насос испытывается на стенде. При скорости вращения 230 об/мин и противодавлении 3 кГ/см2 расход масла должен быть не менее 3 л/мин, а при 500 об/мин насоса и противодавлении 3 кГ/см2 - не менее 7 л/мин. Для периодической проверки работы насоса на тепловозе реверс оборудован краником, который установлен на верхнем корпусе реверса на правой стороне (по ходу тепловоза; на рисунке не изображен).
При транспортировке тепловоза в холодном состоянии реверс устанавливается в нейтральное положение, вследствие чего вращается только отбойный вал и вал реверса. Режимные зубчатые колеса при этом остаются неподвижны, следовательно, шестеренный насос не работает. Так как транспортировка тепловоза, как правило, производится с высокими скоростями и на большие расстояния, подшипники вала реверса должны быть обеспечены принудительной смазкой. Для этой цели в нижнем корпусе реверс-редуктора установлен поршневой насос 49, приводимый в действие от эксцентрика 91 (см. рис. 45). Конструкция поршневого насоса представлена на рис. 52.
Насос состоит из всасывающего клапана 13, нагнетательного клапана 5, пружины 3, плунжера 7 и корпуса 8. Корпус 12 всасывающего клапана прижат к пробке 14 пружиной 3, а корпус нагнетательного клапана установлен в поршне 4 и зафиксирован пружинным кольцом 9.
При движении тепловоза плунжер 7 под действием эксцентрика и пружины совершает возвратно-поступательное движение. Вместе с плунжером перемещается поршень 4. При движении поршня вверх в полости 11 создается разрежение, вследствие чего мембрана 2 поднимается и открывает всасывающий клапан. Масло через сетчатый фильтр 51 (см. рис. 45) по сверлениям в нижнем корпусе реверса поступает к поршневому насосу, и далее по сверлениям / (см. рис. 52) через клапан 13 заполняет полость И. При движении поршня вниз масло в полости 11 сжимается, закрывает клапан 13 и открывает клапан 5. Масло под давлением из полости 11 через клапан 5, отверстае 6 в корпусе насоса поступает в маслопровод 80 (см. рис. 45) и через трубку 76 подается в сквозное сверление вала 60 реверса. Из этого сверления часть масла сливается в полости крышек 71 и 99 на смазку подшипников 72 и 101 г другая часть через сверления 102 и прорези в звездочках поступает на смазку подшипников 68 и 106.
Рнс. 52. Поршневой насос:
1- сверления; 2, 10 - мембраны, 3 - пружина; 4 - поршень; 5 ■- нагнетательный клапан 6 - отверстие; 7 - плунжер; 8, 12 - корпуса; 9 - пружинное кольцо, И - полость; 13 - всасывающий клапан; 14 - пробка
Работа насоса проверяется на стенде. При 25 двойных ходах за 1 мин и высоте подачи масла, равной 1 м, производительность насоса должна быть не менее 100 см3/мин при температуре масла 10 - 30° С. Испытания производятся на масле авиационном МС-14, МС-20 или МТ16-П (ГОСТ 6360 - 58).
Для смазки' реверс-режимного редуктора применяются масла: летом масло авиационное МС-14 ГОСТ 1013 - 49, зимой автотракторное АКЗп-Ш ГОСТ 1862-60 или зимой и летом МТ-16П ГОСТ 6360 - 58. В случае отсутствия змеевика подогрева масла на реверс-режимном редукторе (змеевик подогрева масла с 1973 г. не устанавливается) зимой при температуре окружающего воздуха ниже- 15°С масло МТ-16П І применять не рекомендуется.
При длительном хранении тепловоза зимой в неотапливаемом помещении или на открытом воздухе в условиях низких температур (ниже -20° С) масло в реверс-режимном редукторе может застыть. В этом случае перемещение тепловоза может вызвать поломку масляных насосов. Поэтому перед троганием тепловоза с места рекомендуется прогреть масло в реверс-режимном редукторе с помощью змеевика подогрева или залить в редуктор Горячее масло.
Блокирующее устройство | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Рама тепловоза