На тепловозах ТГМЗА и ТГМЗБ применяется гидравлическая передача УГП 750-1200 Калужского машиностроительного завода (рис. 54).
Гидропередача состоит из трех частей: гидравлической, механической, системы автоматики и питания.
Гидравлическая часть передачи тепловоза ТГМЗА состоит из трех гидроаппаратов: двух гидротрансформаторов и одной гидромуфты, тепловоза ТГМЗБ - из двух гидротрансформаторов.
Насосные колеса гидроаппаратов получают вращение от приводного вала через повышающую зубчатую пару. Это сделано для уменьшения размеров гидропередачи. Дальнейшая их связь с ведущими колесами тепловоза осуществляется с помощью жидкости, передающей свою кинетическую энергию турбинным колесам, которые через систему зубчатых колес жестко связаны с ведущими колесами тепловоза.
Включение гидроаппаратов производится путем поочередного наполнения их рабочей жидкостью, а выключение - опорожнением.
В механическую часть передачи входит реверс-режимный редуктор и механизм включения реверса и режимов. Механизм включения реверса и режимов состоит из двух цилиндров двойного действия, системы рычагов и блокировок.
Гидравлическая и механическая части гидропередачи расположены в общем корпусе.
Автоматика, управляющая наполнением и опорожнением гидроаппаратов, двухимпульсная. Переключение гидроаппаратов происходит автоматически в зависимости от позиции контроллера машиниста (числа оборотов вала дизеля) и скорости движения тепловоза.
Система автоматики электрогидравлическая. Командным органом системы является электрическая ча:ть, а исполнительным - гидравлическая. Питание гидроаппаратов рабочей жидкостью и смазка подшипника и шестерен гидропередачи осуществляется центробежным питательным насосом. Подача масла для смазки при движении тепловоза с неработающим дизелем производится специальным шестеренчатым насосом, расположенным в нижней части корпуса передачи. Масло на смазку подается питательным насосом через холодильник.
Унифцированная гидравлическая передача (см. рис. 4) имеет две кинематические цепи: первую - силовую, через которую осуществляется передача крутящего момента от дизеля к осям колесных пар, вторую-вспомогательную, через которую отбирается мощность на вспомогательные нужды гидропередачи и тепловоза.
Силовая кинематическая цепь:
а) приводной вал с шестерней 1 повышающей зубчатой пары и шестерня отбора мощности 37;
б) главный вал гидропередачи, состоящий из насосного вала и турбинных-валов первой и второй ступеней. На насосном валу расположена ведомая шестерня 2 повышающей зубчатой пары, насосные колеса двух гидротрансформаторов и насосное колесо гидромуфты. На турбинном валу первой ступени находится шестерня 23 и турбинное колесо первого гидротрансформатора, на турбинном валу второй ступени - шестерня 34 и турбинное колесо второго гидротрансформатора и гидромуфты;
в) вторичный вал, в который входят шестерни 22 и 3 первой и второй ступеней. Они соединены между собой неподвижной шлицевой муфтой и находятся в постоянном зацеплении с шестернями 23 и 34 главного вала и шестерней 4 маневрового и 5 поездного режимов, которые постоянно сцеплены с шестернями 16 и 10 раздаточного вала. Шестерни 4 или 5 при помощи шлицевой подвижной муфты, постоянно соединенной с шестерней 3, объедит яют гидравлическую часть передачи с реверс-режимным редуктором;
г) вал реверса вместе с паразитной шестерней 17, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 3 вторичного вала и шестерней 9 маневрового и 15 поездного режимов, постоянно сцепленных с шестернями 16 и 10 раздаточного вала.
Аналогично шестерням 4 и 5 шестерни 9 или 15 могут быть соединены при помощи шлицевой подвижной муфты с шестерней 17, что обеспечивает изменение направления вращения раздаточного вала,
д) раздаточный вал (выходной) с шестернями 16 и 10 маневрового и поездного режимов.
Вспомогательная кинематическая цепь включает в себя вал отбора мощности с шестерней 36, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 37, и пару конических шестерен 30, 19, через которые передается вращение валу привода питательного насоса.
От шестерни 10 раздаточного вала через шестерню 6 приводится в действие насос системы смазки гидропередачи при движении тепловоза с неработающим дизелем.
Передача крутящего момента осуществляется следующим образом: от дизеля через упругую муфту момент передается на приводной вал и затем 86 через повышающую зубчатую пару 1 и 2-на главный вал гидропередачи, с главного вала - на раздаточную шестерню 3 вторичного вала, через шестерни 23 и 22 первой ступени и неподвижную шлицевую муфту, если заполнен первый гидротрансформатор, или шестерню 34, если заполнен второй гидротрансформатор или гидромуфта
Рис 54 Общий вид гидропередачи
1 - привод датчика скорости, ^ - привод реверса и режимов 3 - вал приводной 4 - вал главный, о - корпус гидропередачи * - вал вторичный 7- вал реверса 8 - вал раздаточный 9 - насос системы смазкн 10- масляный фильтр и электрогидравлические веитнли 11 - вал отбора мощности, 12-клапан подпорный 13 - золотниковая коробка 14 -вал привода насоса, 15 - насос т татель-ный /« - насос откачивающий 17 -фильтр откачивающего насоса
Далее, в зависимости от направления движения тепловоза передача момента производится через подвижную шлицевую муфту вторичного вала или через паразитную шестерню 17 и такую же муфту вала реверса на раздаточный вал Подвижные шлицевые муфты могут поочередно соединять раздаточный вал с шестерни 4 или 9 и 16 маневрового режима, а также шестерни 5 или 15 и 10 поездного режима.
Oбщие понятия о гидравлической передаче | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Техническая характеристика гидропередачи