Краткие сведения о дизеле
Дизель М753Б (рис. 10) представляет собой двенадцатицилиндровыйг У-образный, четырехтактный двигатель водяного охлаждения, работающий на тяжелом топливе.
Дизель М753Б является двигателем правого вращения (если смотреть со стороны нагнетателя, вращение коленчатого вала происходит по часовой стрелке).
Передней частью двигателя условно считается сторона установки нагнетателя, а задней - сторона установки носка дизеля.
Картер дизеля отлит из алюминиевого сплава и состоит из двух половин: верхнего и нижнего картера. Соединение обоих картеров происходит с помощью сшивных болтов. Для крепления дизеля к фундаменту верхний картер имеет лапы коробчатого сечения. В передней части картера расположен фланец для крепления нагнетателя. Задняя сторона картера соединяется с носком дизеля.
Коленчатый вал изготовлен из легированной стали и подвергается азотированию. Шесть колен кривошипов вала расположены под углом 120°. Коленчатый вал лежит на семи подшипниках верхнего картера. Каждый подшипник состоит из двух вкладышей, залитых свинцовистой бронзой и покрытых со стороны рабочей поверхности свинцово-оловянистым сплавом.
Вкладыши взаимозаменяемые, с гиперболической расточкой рабочей поверхности. В задней части коленчатого вала имеется выполненный за одно целое с ним фланец, к которому крепится амортизатор. С корпусом амортизатора связан вал носка дизеля, через который крутящий момент дизеля передается фланцу отбора мощности.
На коленчатом валу дизеля смонтированы шесть главных и шесть прицепных шатунов. Прицепной шатун сочленяется с главным при помощи стального цементированного пальца.
Поршни дизеля штампованные, из алюминиевого сплава. На каждый поршень устанавливаются пять поршневых колец.
Два шестицилиндровых моноблока установлены на верхний картер. Каждый моноблок, отлитый из алюминиевого сплава, включает шесть цилиндровых гильз. Сверху на каждой головке моноблока дизеля располагаются по два распределительных валика: один валик предназначен для клапанов впуска, другой - для клапанов выпуска. В развале моноблоков к их головкам крепятся стальные всасывающие коллекторы, соединяющиеся тройником с входным» патрубком нагнетателя.
В тройнике смонтирован автомат предельных оборотов, предохраняющий дизель от разноса.
С внешней стороны развала моноблоков находятся выпускные коллекторы. Маслонагнетающий насос шестеренчатого типа с центрифугой. Водяной насос центробежного типа. Шестеренчатый маслооткачивающий насос крепится к нижнему картеру. Привод каждого из этих трех агрегатов приводится с помощью пары конических шестерен и рессорного шлицевого валика.
Рис 10 Продольный разрез дизеля
У-шестерня стартерного привода, 2-носок отбора мощности, 3-объединенный выпускной патрубок, 4 -фильтр топливный, 5-регулятоо топлиннпгп „я™™ 2-топливный насос высокого давления 7-рессора, в-тройник впускного трубопровода, <>-за-£лонка, 10-впускной патрубок ™-£жьо6е°£тй™™т£^: 16 - маслооткачивающий насос, /.(-коленчатый вал, 14 - стяжная шпилька 15 - подвеска, 16 - амортизатор " дентрооежныа нагнетатель.
Центробежный нагнетатель, осуществляющий наддув двигателя, расположен на переднем торце картера. Пуск дизеля электростартерцый.
Двенадцатиплунжерный топливный насос высокого давления установлен в развале моноблоков. Регулятор дизеля всережимный, непрямого действия. Смазка дизеля циркуляционная, под давлением.
Отработавшее масло собирается в маслоотстойнике нижнего картера, откуда забирается откачивающим насосом и через масляный фильтр на выходной магистрали направляется в холодильник и далее в бак.
Диаграмма равновесных скоростей | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Техническая характеристика дизеля