Электростартер ЭС-2 (рис. 52) предназначен для пуска дизеля. Электростартер - электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения питается от аккумуляторной батареи, напряжение питания 64 В, мощность на валу 22 кВт (30 л. с.) с электромагнитным вводом зубчатого колеса в зацепление о венцом маховика дизеля и автоматическим выводом зубчатого колеса из зацепления после пуска. Исполнение закрытое, горизонтальное, с креплением к дизелю хомутами, с защитой выводов изоляционным кожухом. При включении электростартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на катушку тягового электромагнита 5. Якорь 3 тягового электромагнита втягивается внутрь катушки, преодолевая усилие возвратных пружин 2 и 16, и при этом через шток 1, втулку 13, пружину 14 и гайку 15 воздействует на хвостовик 19, имеющий на конце шестерню. Хвостовик движется поступательно и одновременно вращается в направлении, обратном направлению его вращения при пуске дизеля.
Вращательное движение хвостовику передается через эвольвент-ное шлицевое соединение гайкой 15, которая при поступательном перемещении свинчивается по прямой четырехходовой винтовой резьбе вала 11 якоря электростартера. Если при этом перемещении зубья шестерни хвостовика встретятся с зубьями венца маховика дизеля, то поступательное движение хвостовика прекратится. Гайка не будет двигаться поступательно в шлицевом соединении с хвостовиком и свинчиваться по винтовой резьбе вала, передавая хвостовику тем самым только вращательное движение.
При совпадении зубьев зубчатого колеса хвостовика с впадинами зубчатого колеса маховика сжатыми пружинами 14 и 16 за счет дальнейшего поступательного движения маховика зацепления хвостовик выдвигается до упора на (25±1) мм, и произойдет надежное зацепление. В процессе поступательного движения хвостовика гайка, соединенная с хвостовиком шлицевым соединением, имеет также только поступательное движение, т. е. в этот момент должен повернуться якорь электростартера 10 (за счет электромагнитных сил тягового электромагнита).
Рис 52 Электростартер ЭС-2:
1 - шток, 2 - возвратная пружина якоря тягового электромагнита, 3, 10 - якоря, 4 - блок-контакты, 5 - катушка; 6 - коллектор; 7 - щетки; 8 - леита защитная; 9 - станина; И - вал; 12 - кольцо пружинире; 13 - втулка; 14 - пружина, 15 - гайка механизма зацепления, 16 - возвратная пружлиа механизма зацепления, 17 - кольцо, 18, 21 - гайки, 19 - хвостовик, 20- болт; 22- ишлиит, 23 - крышка
После зацепления зубчатого колеса хвостовика с зубчатым колесом маховика дизеля замыкаются контакты блокировочного устройства тягового электромагнита, в результате, чего происходит прямое подключение электростартера к аккумуляторной батарее и шунтирование обмотки тягового электромагнита.
Как только произойдет пуск дизеля, частота вращения его вала возрастет, вследствие чего линейная скорость венца маховика стремится стать больше линейной скорости зубчатого колеса хвостовика, сцепленного с венцом, и вал дизеля превращается из ведомого в ведущий. Хвостовик будет иметь теперь частоту вращения большую, чем частота вращения якоря электростартера. Это приведет к тому, что гайка 15 начнет двигаться по винтовой резьбе вала якоря электростартера в обратном направлении, чем до пуска, и увлекать за собой хвостовик, выводя его из зацепления с венцом маховика. Электростартер автоматически выйдет из зацепления и начнет работать на холостом ходу до момента отключения его от аккумуляторной батареи.
Двухмашинный агрегат А-706Б (рис. 53) имеет однокорпусное исполнение с одним свободным концом вала и состоит из вспомогательного генератора ВГТ 275/120 и возбудителя В-600. Вспомогательный генератор предназначен для питания цепей собственных нужд тепловоза (цепей управления, сигнализации, возбуждения вспомогательных электродвигателей и др.) и подзаряда аккумуляторной батареи. Возбудитель питает электродвигатель вентилятора холодильной камеры. Якори возбудителя и вспомогательного генератора собраны на общем валу 19. Число коллекторных пластин, число пазов, размеры паза, длина сердечников, размеры обмоток якорей обеих машин один-аковы. Общий вал 19 опирается на два подшипника 2, внутренние кольца которых напрессованы на вал, а наружные закреплены в капсулах 18, которые крепятся в кольцах 17, приваренных к станине с помощью ребер, и в подшипниковых щитах. Сердечники якорей набраны из листов электротехнической стали. Коллекторы арочного типа опрессованы пластмассой. Втулка 16 коллектора вспомогательного генератора удлинена и на нее насажены два контактных кольца 15, соединенных с двумя коллекторными Пластинами, расположенными по окружности на расстоянии полюсного деления, и предназначены для съема переменного напряжения. Общая станина (корпус) агрегата состоит из станин 7 к 13 возбудителя и вспомогательного генератора, соединенных посередине болтами 11. На каждой станине расположено по шесть главных и пять добавочных полюсов. Сердечники 8 главных, полюсов набраны из тонких штампованных листов. На сердечниках главных полюсов* возбудителя расположены две обмотки: независимого возбуждения 9 и размагничивающая 10. На сердечниках главных полюсов вспомогательного генератора имеется обмотка параллельного возбуждения (шунтовая) 14. Сердечники добавочных полюсов обеих машин литые, на них расположены катушки, залитые эпоксидным компаундом. Якорь агрегата имеет сердечники 6, волновые двухслойные обмотки 5, закрепленные в пазах сердечника и на лобовых частях стальными проволочными бандажами, коллекторы 1, смонтированные на общем валу 19.
Рис. 53. Двухмашинный агрегат А-706Б-
1 - коллектор; 2 - подшипник; 3 -траверса; 4 - щеткодержатель; 5 -обмотка; 6, 8 - сердечники, 7, 13 - стаиииы; 9 -обмотка независимого возбуждения, 10 - обмотка раз магничивающая, 11 - болт, 12 - вентилятор; 14 - обмотка параллельного возбуждения, 16, /7 -кольца; 16 - втулка; 18 - капсула; 19 - вал
Рис 54 Схема соединений обмоток двухмашинного агрегата (вид со стороны коллектора)
а - вспомогательный генератор ВГТ 276/120; б - возбудитель В-600, Ш, ШШ - начало и конец обмотки параллельного возбуждения (шунтовой), Я, ЯЯ - начало и конец обмотки якоря. Ні, ННІ - начало и конец обмотки независимого возбуждения; Н2, НН2 - начало и конец размагничивающей обмотки
Вспомогательный генератор и возбудитель имеют по шесть щеткодержателей 4, установленных на траверсах 3, допускающих сдвиг щеткодержателей по окружности для установки щеток на электрическую нейтраль. Выводы полюсных обмоток и якорей закреплены в коробках выводов вспомогательного генератора и возбудителя.
Агрегат охлаждается собственным вентилятором 12 центробежного типа, закрепленным на валу в средней части между якорями-агрегата. Схема соединений обмоток вспомогательного генератора и возбудителя показана на рис. 54 а, б.
ќлектрооборудование тепловоза | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Электрические аппараты и приборы