Система (рис. 63) состоит из двух основных частей - конического патрубка 14, находящегося на фланце турбокомпрессора, и выпускного устройства, смонтированного в корпусе 7 и установленного на люке крыши кузова машинного отделения. Обе части не связаны механически друг с другом. Между их экранами 9 и 16 предусмотрен кольцевой зазор А, поэтому масса выпускного устройства не передается на турбокомпрессор дизеля, а вибрация от дизеля не передается на кузов тепловоза. В корпус 7 вварена центральная коническая труба 6 с завихрителем 5. Для получения эффекта эжекции необходимо, чтобы ось трубы максимально совпадала с осью конуса 14. Это достигается равномерным по окружности зазором А. На верхней части корпуса с помощью шпилек и гаек закреплен фланец с обечайками и сепарационной решеткой 3 и выпускной патрубок 1 с сепарационной решеткой 2.
Выходящая из конического патрубка 14 струя выпускных газов, расширяясь, входит в трубу 6, имеющую вид обратного конуса. Возникает эффект эжекции, т. е. создается разрежение в пространстве вокруг газовой струи или внутри экрана 15. Поэтому через кольцевой зазор А постоянно подсасывается воздух из.машинного отделения тепловоза, который смешивается со струей -газа и значительно охлаждает ее.
Из трубы 6 газ попадает на лопатки завихрителя, где получает вращательное движение, и экраном 4 направляется к обечайке с решеткой 3. Содержавшиеся в газе твердые частицы центробежной силы прижимаются к обечайке и истираются, а жидкие частицы продавливаются через отверстия в решетке в полость между нею и стенкой корпуса, откуда сливаются в поддон корпуса и трубу 12. Процесс улавливания жидких частиц продолжается также и при проходе газовой струи через выходной патрубок 1. Проникшие через решетку 2 частицы жидкости попадают в замкнутую полость этого патрубка и сливаются через дренажные трубы 17 и 18 в поддон патрубка 14, а затем через сливную трубу 13 под раму тепловоза. Отверстие 10 предназначено для контроля за состоянием трубы 13. В случае ее засорения через отверстие начнет вытекать масло, скопившееся в поддоне 15. Эффект глушения шума выпуска достигается в устройстве благодаря резкому увеличению сечения струи газа, выходящей из трубы 6, и четырехкратному изменению направления ее движения. Труба // служит для отвода выпускных газов из картера дизеля.
Рис. 63. Выпускная система дизеля
Во время работы необходимо ежедневно следить за контрольным отверстием 10 и прочищать его. При вытекании масла через это отверстие необходимо прочистить дренажную трубу 13. Для очистки внутренних поверхностей выпускного устройства от нагара отсоедините трубу 12, снимите глушитель с тепловоза, разберите его. Отсоединив трубу отсоса 11 я трубу 13, снимите патрубок конический 14. Очистите скребками все детали и сливные трубы от нагара.
Сборку выпускной системы производите в обратном порядке. Поврежденные паронитовые прокладки замените. Для обеспечения наиболее эффективной работы выпускного устройства необходимо выдержать в зазоре А (зазор между обечайками выпускного корпуса и глушителя) разность замеров не более 3 мм. Приваренные упоры 8 служат для фиксации выпускной трубы в горизонтальном положении, обеспечивая соосность с выпускным конусом. При замене дизеля и в других случаях нарушения соосности фиксаторы необходимо срубить и после центровки установить вновь на прихватках электросваркой.
Порядок замены масла дизеля | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Промывка секций холодильника