В системе смазки зубчатых колес и подшипников УГП (рис. 69) используется рабочая жидкость (масло) гидропередачи. Масло заливают через заливочную горловину: 225 л в верхний и 55 л в нижний картеры. При пуске дизеля начинает работать питательный центробежный насос, который подает масло одновременно по двум ветвям: к золотниковой коробке и на выход из гидропередачи (в теплообменник). Во время работы тепловоза масло от насоса через золотниковую коробку попадает б соответствующий гидроаппарат и затем сливается в верхний картер. Масло, прошедшее через теплообменник, возвращается в гидропередачу. На входе в нее на боковой стенке корпуса УГП расположен подпорный клапан (рис. 70), который служит для поддержания постоянного давления в системе смазки 0,14-0,20 МПа (1,4-2,0 кгс/см2). Масло из теплообменника через отверстия в стакане 6 поступает по каналам корпуса в систему смазки. При повышении давления в системе смазки сверх заданного значения клапан 1, преодолевая сопротивление пружины 5, открывается и часть масла сливается в верхний картер. Пружина затягивается гайкой. Опорой для пружины служит шайба 4.
Рис. 69. Система смазки зубчатых колес и подшипников УГП: а-принципиальная схема: 1-нагнетательный клапан; 2-нагнетательная труба; 3-сливное окно; 4-трубопровод системы смазки; 5-подпорный клапан; 6-обратный клапан; 7- гидромуфта; 8-манометры; 9-термометр; 10-гидротрансформатор; 11-золотниковая коробка; 12-труба подвода масла к охладителю; 13-труба подвода масла к золотниковой коробке; 14-верхний картер; 15-питательный насос; 16, 20-сливные клапаны; 17-сетка питательного насоса; 18-сливная труба; 19-контрольная пробка; 21-масляный фильтр насоса системы смазки; 22-масляный фильтр откачивающего насоса; 23 - нижний картер; 24-всасывающая труба; 25-насос системы смазки; 26-откачивающий насос; б-внешний
Масло, поступающее в систему смазки, попадает в раздаточные трубы, а затем по разводящим трубкам, каналам и сверлениям в корпусе подается к точкам смазки. Масло из гидроаппаратов, теплообменника и частично из мест смазки сливается в верхний картер. Избыток масла через переливное окно в стенке верхнего картера сливается в нижний картер. В него же сливается и часть масла после смазки шестере"н и подшипников. Во избежание переполнения нижнего картера и вытекания масла по оси раздаточного вала, а также для поддержания заданного уровня масла в верхнем картере масло из нижнего картера постоянно перекачивается в верхний. Для этой цели на торце крышки главного вала установлен вихревой откачивающий насос (рис. 71). Рабочий элемент этого насоса - звездочка 5- вращается в расточках корпуса и крышки в шариковых подшипниках. Вращение звездочка получает от главного вала УГП через рессору (торсионный валик).
вид: 1-верхняя питательная труба; 2-масломер верхнего картера; 3-подпорный клапан; 4- заливочная горловина; 5-труба подвода масла к охладителю; 6-каналы в корпусе; 7- золотниковая коробка; 8-труба подвода масла к золотниковой коробке; 9-трубопровод; 10-каналы для смазывания подшипников; 11-масломер нижнего картера; 12-питательный насос; 13-сливной клапан; 14-сетка питательного насоса; 15-пробка люка; 16-люк; 17- труба слнвная; 18-сливной клапан; 19-контрольная пробка; 20-масляный фильтр насоса системы смазкн; 21-масляный фильтр откачивающего насоса; 22-насос системы смазки; 23-всасывающая труба; 24-нагнетательная труба; 25-форсунка; 26-обратный клапан; 27-нижняя питательная труба; 28-откачивающий иасос
При движении тепловоза в холодном состоянии с неотсоединен-ными карданными валами выходной вал УГП и вторичные валы вращаются за счет вращения колес тепловоза. Для обеспечения в этом случае смазывания вращающихся частей УГП в нижнем картере установлен шестеренный насос системы смазки (рис. 72). Шестерни 5 и 8, находящиеся в зацеплении, вращаются в бронзовых втулках 4, запрессованных в корпус 2 и крышку /. Ведущая шестерня 8 приводится от раздаточного вала через шестерню привода насоса и торсионный валик 7. В зависимости от направления вращения ведущей шестерни масло нагнетается по каналу а или б. Перепуск масла из одной полости в другую предотвращается шариком 6. Насос при-фланцован к стенке нижнего картера. Масло, поступающее к насосу системы смазки, очищается в масляном фильтре, размещенном в нижнем картере.
Масляный фильтр (рис. 73) представляет собой сочетание магнитного и сетчатого фильтров. На центральный латунный стержень 5 насажены магниты 8, между которыми проложены стальные шайбы 7. Вокруг магнитов на каркасе 9 закреплена металлическая сетка 10. В рабочем положении латунный стержень отжимает клапан 4, открывающий вход маслу в фильтр.При выемке фильтра для очистки клапан под действием пружины 2 закрывает отверстие в нижнем картере, предотвращая вытекание масла из него.
Рис. 70. Подпорный клапан: 1-клапан; 2-уплотнительное кольцо; 3- шплинт; 4-упорная шайба; 5-пружина; 6-стакан; 7-прокладка; 8-шпилька
Рис. 71. Откачивающий насос: 1-штуцер; 2-прокладка; 3-болт; 4-корпус; 5-звездочка; 6-шариковый подшипник; 7, 11-крышки; 8-валик; 9-пружинное кольцо; 10-резиновое кольцо; 12, 13-стопорные кольца
Рис. 72. Насос системы смазки: 1, 12-крышки; 2-корпус; 3-штифт; 4-втулка; 5-ведомая шестерня; 6-шарик; 7-торсионный валик; 8-ведущая шестерня; 9- пружинное кольцо; 10-заглушка; 11-прокладка; 13-болт
Рис. 73. Масляный фильтр: 1, 11-крышки; 2-пружина; 3-кожух; 4-клапан; 5-стержень; 6-втулка; 7-шайба; 8- магнит; 9-каркас; 10-сетка
При работе насоса системы смазки обратный клапан 6 (см. рис. 69, а) под давлением масла закрывается, не допуская попадания его в ветвь, связанную с теплообменником. При необходимости масло из гидропередачи сливается через сливные шариковые клапаны 16 и 20 в верхнем и нижнем картерах.
Главные узлы гидропередачи | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Узлы системы автоматического управления гидропередачей