Вентилятор

Применение на тепловозах ТГМ6А гидродинамического привода вентилятора обусловлено его большим сроком службы, возможностью автоматического управления и наличием у дизеля вала для дополнительного отбора мощности. Фланец выходного вала редуктора привода вентилятора, установленного на раме тепловоза в шахте охлаждающего устройства, посредством карданного вала соединен с фланцем 6 вентилятора (рис. 118). Подпятник 2, установленный на центрирующем кольце а и специальной опоре 9 каркаса, прикреплен к ней шестью болтами 8. Колесо 1 располагается на коническом валу подпятника и удерживается от углового смещения шпонкой, а от осевого - шайбой и корончатой гайкой со штифтом.

Колесо устанавливают таким образом, чтобы зазор между торцами его лопастей и диффузором 3 каркаса был в пределах 2,5-6 мм. При большем зазоре увеличиваются потери напора, создаваемого вентилятором, при меньшем возникает опасность касания лопастями вентилятора стенки диффузора при работе тепловоза. Для строгого соблюдения указанного зазора центрирующее кольцо а приваривают к опоре.

Подпятник (рис. 119) предназначен для устранения воздействия осевых и радиальных нагрузок, возникающих при работе вентилятора, на элементы его привода. Корпус 7 подпятника унифицирован с корпусом подпятника тепловоза ТЭМ2, а все остальные детали - с деталями подпятника тепловоза ТЭЗ, за исключением распорной втулки 6. Для увеличения работоспособности более нагруженного подшипника 5 верхняя часть втулки выполнена в виде ванночки с лабиринтом для удержания смазки. Для снижения аэродинамического сопротивления подпятник закрыт обтекателем 10 (см. рис. 118), который приваривается к опоре 9 после установки вентилятора. В обтекателе имеются два выреза для выхода трубок подвода смазки к подшипникам подпятника.

Рис. 118. Вентилятор охлаждающего устройства: 1-колесо; 2-подпятник; 3-диффузор; 4, 5-трубки для подвода смазки; 6-фланец; 7-кожух; 8, 11-болты; 9-опора; 10-обтекатель

Рис 119 Подпятник вентилятора 1-вал, 2-шпоика, З-кольцо, 4-верхняя крышка, 5, в-подшипники, 6-втулка, 7- корпус, 9-стопорная шайба, 10-круглая гай ка* 11-нижняя крышка, 12-самоподжимиой сальник

Рис 120 Вентиляторное колесо 1-лопасть, 2-кольцо обод, 3-воротник жесткости, 4-балансировочный груз, 5- ступнца, 6-ребро жесткости

Вентиляторное колесо (рис. 120) состоит из обода в сборе, восьми лопастей 1 и восьми воротников жесткости 3. Обод в сборе включает в себя ступицу 5, нижний и верхний диски, цилиндрическое кольцо-обод 2. Для повышения прочности вентиляторного колеса между дисками, ободом и ступицей приварены Г-образные ребра жесткости 6. Материал ступицы сталь 40, остальных деталей - СтЗ. При изготовлении колеса вентилятора диаметрально противоположные лопасти подбирают таким образом, чтобы разница их масс не превышала 20 г. Смещение лопастей по шагу должно быть не более 30 мм, разница шага должна быть не более 6 мм, перекос торца лопасти не должен превышать 1 мм.

Лопасти устанавливают под углом к плоскости вращения так, чтобы при вращении вентилятора они двигались вперед утолщенной, закругленной кромкой и набегали на воздух плоской частью. Углом установки лопасти (25°) считается угол между плоской стороной лопасти и плоскостью вращения на расстоянии 0,388 DB (где DB- диаметр вентиляторного колеса) от центра вентилятора. Допускается отклонение углов установки отдельных лопастей до ±2° при условии, что среднеарифметическое значение угла установки всех лопастей не должно отличаться от номинального более чем на 1°. Лопасти приваривают к ободу сплошным швом и дополнительно прихватывают шестью электрозаклепками к воротникам жесткости через отверстия диаметром 12 мм. Лопасти и воротники жесткости изгатавливают из качественной тонколистовой стали.

Значительный дисбаланс вентилятора вызывает дополнительные нагрузки на подпятник, ускоренный износ его деталей, повышенную вибрацию привода. Для обеспечения допустимого для вентилятора дисбаланса (не более 1 Н-см) к ребрам жесткости приваривают один-два балансировочных груза 4. Прочность вентилятора проверяют испытанием на разнос при частоте вращения 1850 об/мин в течение 10 мин. После окончательной отделки вентилятора производят его статическую балансировку.

При установке вентилятора обязательно проверяют прилегание по краске посадочных поверхностей ступицы 5 и конической части вала подпятника. Площадь соприкосновения должна быть не менее 75%. При нарушении этого требования может произойти перекос вентилятора и возникнет его значительный дисбаланс.

В эксплуатации необходимо проверять состояние сварных швов приварки лопастей к ободу. Демонтаж вентилятора следует производить специальным съемником, не допуская ударов по валу подпятника.

Маслоохладитель УГП | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Привод вентилятора