Тормозной цилиндр (рис. 154) предназначен для превращения потенциальной энергии сжатого воздуха, поступающего в полость над поршнем, в механическое усилие на штоке, передающееся через систему рычагов на тормозные колодки локомотива.
В чугунном корпусе 6, торцы которого закрыты задней крышкой 1 с прокладкой 2 и передней крышкой 7, установлен поршень 19, соединенный с трубой 21 и штоком 13 при помощи пальца 20. Стопорное кольцо 17 предохраняет палец от выпадания. В проточках поршня установлены уплотняющая резиновая манжета 3 и смазочное войлочное кольцо 4, прижимаемое к внутренней поверхности корпуса разжимным кольцом 5. При отсутствии давления воздуха в тормозном цилиндре пружина 8 удерживает поршень в крайнем левом положении.
Два фильтра 9 предохраняют от загрязнения внутреннюю поверхность тормозного цилиндра при движении поршня, особенно при перемещении его влево, когда через фильтр происходит подсос воздуха; резиновая пылезащитная шайба 10, удерживаемая упорным кольцом 14, уплотняет тормозной цилиндр при исходном положении поршня. Так как пружина в тормозном цилиндре находится в сжатом состоянии, выемку поршня в сборе с трубой и штоком производят следующим образом. Два диаметрально расположенных болта 16, крепящих переднюю крышку, заменяют удлиненными технологическими болтами; затем вынимают валик 11, снимают вилку 12, упорное кольцо, выворачивают остальные болты, ослабляя усилие пружины до полного ее отпуска.
Сборку следует производить в обратной последовательности.
Рычажная передача тормоза. Тепловоз оборудован рычажной передачей тормоза с односторонним нажатием на колесо тормозных колодок. На обеих тележках тепловоза установлены по два тормозных цилиндра 1 (рис. 155), каждый из которых обеспечивает работу тормозных колодок с одной стороны тележки. На тепловозах с № 001 по 041 установочный выход штока тормозного цилиндра (60±5) мм, допускаемый в эксплуатации-120 мм; на тепловозах с № 042-соответственно (75±5) и 150 мм. Коэффициент нажатия тормозных колодок на тепловозах по № 041 составляет 0,4; на тепловозах с № 042 по 138-0,54; с № 139 по 366- 0,5 (а при перестановке валика 19 в отверстиях - 0,76), на тепловозах с № 367-0,6.
При торможении сжатый воздух, поступающий в тормозной цилиндр, перемещает в нем поршень, сжимая отпускную пружину и выдвигая шток, шарнирно соединенный с горизонтальным рычагом 20. Рычаг, поворачиваясь вокруг закрепленного в кронштейне валика 19, передает усилие от штока через вилку 18 и рычаг 5 на тормозную колодку 4 и далее через муфту 5 с вилками 5 и 10- на рычаг 11 и тормозную колодку 14. Колодки прижимаются к колесам. Ппи выпуске воздуха из топмозного иилинлоа отпускная пружина разжимается и возвращает рычажную передачу в исходное положение.
Для предотвращения поперечного смещения тормозных колодок относительно колес на тепловозах с № 001 по 1276 установ_-лены упоры 16 и 17, а с тепловоза № 378 введены также стяжки 12, соединяющие при помощи валиков 15 два противоположных рычага. На тепловозах с № 1277 упоры отменены,
Равномерность зазора а между колодкой и кругом катания колеса обеспечивается автоматически при помощи фиксирующего механизма, состоящего из планки 3 и винтовой пружины, установленной между планкой и рычагом 11 (или подвеской 2). Один конец планки соединен при помощи болта с башмаком 13, а другой- с рычагом И (или подвеской 2). Сила трения, создаваемая сжатой пружиной, удерживает планку, а следовательно, и башмак с тормозной колодкой в том положении относительно круга катания колеса, которое они заняли после торможения.
Выход штока тормозного цилиндра регулируют при помощи муфты 8. Для уменьшения выхода штока необходимо, отпустив контргайки 7 и 9 и поворачивая муфту, раздвинуть рычаги 5 и 11, а для увеличения выхода штока эти рычаги сдвинуть.
Уход за рычажной передачей тормоза состоит в своевременной ревизии и смазке тормозных цилиндров, шарнирных соединений; регулировке выхода штоков; регулярной проверке состояния шплинтов, валиков и смене тормозных колодок. Допускаемая минимальная толщина тормозной колодки 10 мм.
Тормозная система | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Система воздушной автоматики