Компрессор. На тепловозе установлен компрессор ПК-5,25 (рис. 162), предназначенный для обеспечения сжатым воздухом тормозной и других пневматических систем тепловоза.
На литом чугунном корпусе 1 закреплены на шпильках шесть чугунных оребренных цилиндров 6 и 24, расположенных в два ряда с углом развала 90°. Передняя часть корпуса закрыта крышкой, в которой установлен один из подшипников коленчатого вала, а на боковых стенках корпуса закреплены крышки, закрывающие люки для доступа к внутренним деталям. На задней стенке, в которой установлен второй подшипник коленчатого вала, закреплены на шпильках масляный насос 22 и сапун 25.
В корпусе расположен стальной штампованный коленчатый вал 17, вращающийся в трех шариковых подшипниках. В передний торец вала запрессована втулка 20 с квадратным отверстием для привода масляного насоса, а внутри вала выполнена система каналов для прохода смазки от масляного насоса к шатунным шейкам вала.
На каждой шатунной шейке коленчатого вала закреплены по две шатунно-поршневые группы 23 и 4: первая для цилиндра низкого давления (ц. н. д.), вторая для цилиндра высокого давления (ц. в. д.). К верхним фланцам цилиндров на шпильках прикреплены клапанные коробки ц. н. д. 11 и ц. в. д. 8. Клапанная пластина 7, изготовленная из фторопласта марки Б толщиной 3 мм, прижата к клапанной плите двумя пластинчатыми пружинами. С 1983 г. конструкция всасывающих и нагнетательных клапанов изменена: вместо фторопластовых пластин применяются стальные полосовые пластины.
На клапанных коробках ц. н. д. размещены воздушные фильтры 21, в которых в качестве фильтрующих элементов использована капроновая набивка, и предохранительные клапаны 10. Нагнетающие патрубки ц. в. д. объединены общим нагнетающим коллектором 5.
Рис. 162. Компрессор ПК-5,25:
/ - корпус; 2 - электронагреватель; 3 - пробка-щуп; 4, 23 - шатунно-поршневые группы; 5 - коллектор, 6,24 - цилиндры; 7 - клапанная пластина; 8, 11-клапанные коробки; 9-холодильник; 10-предохранительный клапан; 12-вентилятор; 13-клиновой ремень, 14- масленка; 15-шариковый подшипник; 16-предохранительный кожух; 17-коленчатый вал в сборе; 18-сливная пробка, 19-сетчатый фильтр; 20-втулка; 21-фильтр; 22-масляный насос; 25-сапун
В развале цилиндров установлены трубчатые холодильники 9, которые обдуваются (как и сами цилиндры) воздухом, подаваемым вентилятором 12, закрепленным в кронштейне на переднем торце компрессора. Шестилопастная крыльчатка вентилятора защищена предохранительным кожухом 16 и вращается в двух шариковых подшипниках. Вентилятор приводится посредством клинового ремня от шкива, выполненного на ведомой полумуфте привода компрессора.
Шатунно-порите'вые группы компрессора имеют одинаковые шатуны 6 (рис. 163). В нижней разъемной головке шатуна установлено два стальных тонкостенных вкладыша с баббитовой заливкой. Съемная часть 8 головки соединена с верхней частью шатуна двумя шатунными болтами 7. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 9, имеющая, как и сама головка, канал для прохода смазки к поршневому пальцу 3.
Поршни 1 ц. н. д. выполнены из алюминия, а поршни ц. в. д.- из чугуна. На каждом поршне установлено по четыре поршневых кольца; два верхних - компрессионные, два других - маслосъем-ные. Маслосъемные кольца устанавливают острыми кромками в сторону нижней части поршня.
Основными частями масляного насоса (рис. 164) являются крышка 1, корпус 2 и фланец 3, соединенные четырьмя шпильками и центрируемые двумя штифтами, а также валик 4 и лопастная система. В пазы валика 4, вращающегося в двух бронзовых втулках, вставлены две лопасти 7, разжимающиеся пружиной 5. Лопасти упираются в расточку в корпусе, которая выполнена эксцентрично относительно оси валика. В крышку ввернут шариковый редукционный клапан 8.
В момент прохождения лопасти мимо выфрезерованной полости
Рис. 163. Шатунно-поршневая группа компрессора: 1-поршень, 2-копрессиониое кольцо, 3-поршневой палец, 4-стопорное кольцо, 5-масло-съемное кольцо, 6-шатун, 7-болт, 8-съемная часть головки шатуна; 9-втулка
Рис. 164. Масляный насос: 1-крышка, 2-корпус, 3-фланец; 4-валик, 5-пружина, 6-штнфт; 7-лопасть, 8-редукционный клапан
Е и удаления от этой полости в радиальном зазоре между корпусом и валиком за лопастью происходит разрежение. Вследствие этого в полость £ из картера компрессора засасывается масло, которое поступает по трубе, соединяющей эту полость с масляным фильтром в картере. Вторая лопасть захватывает масло из полости Е и проталкивает его через уменьшающийся радиальный зазор между корпусом и валиком в полость Б, откуда масло под давлением поступает по каналам к манометру и одновременно к редукционному клапану и в полость валика 4, соединяющуюся с каналами в коленчатом валу.
Предохранительный клапан (рис. 165) регулируют на стенде на давление (0,34± ±0,01)МПа [(3,4 + 0,1) кгс/см2], после регулировки пломбируют. Для проверки плотности притирки к клапану подводят воздух давлением 0,4 МПа (4 кгс/см2) от резервуара вместимостью 10 Л. Падение Рис. 165. Предохранительный давления в резервуаре не должно быть клапаи: более 0,01 МПа (0,1 кгс/см2) в течение 2 МИН. пан, 5-корпус
Работает компрессор следующим образом. Вращение коленчатого вала компрессора преобразуется в возвратно-поступательное движение поршней. При движении поршня ц. н. д. вниз воздух всасывается через воздушный фильтр и всасывающий клапан в полость над поршнем. При движении поршня ц. н. д. вверх воздух в цилиндре сжимается и через нагнетательный клапан и трубчатый холодильник поступает в полость над движущимся в это время вниз поршнем ц. в. д. Сжатый в ц. в. д. воздух при движении поршня вверх выталкивается через нагнетательный клапан в коллектор. Таким же образом происходит работа в каждой паре цилиндров, но со смещением по времени, так как каждая шатунная шейка коленчатого вала смещена относительно соседней на 120°.
Система смазки компрессора комбинированная. Шатунные шейки коленчатого вала смазываются под давлением, а остальные детали - разбрызгиванием, т. е. масляным туманом, который создается в картере при работе компрессора. Для очистки масла, поступающего в масляный насос, в картере компрессора установлен сетчатый фильтр, а для контроля давления в системе смазки имеется манометр. Перед манометром установлен разобщительный краник, нормальное положение которого закрытое. Масло в корпус компрессора заливают через отверстие, в которое ввернута пробка с маслоуказателем. Подшипники вентилятора смазываются консистентной смазкой через масленку.
Регулятор давления № ЗРД (рис. 166), предназначенный для автоматического поддержания давления в главных резервуарах в заданных пределах, имеет корпус, который разделен на три камеры, соединенные между собой системой каналов. В левой камере Б находится выключающий клапан 2 с пружиной 4 и регулирующим стержнем 5, в правой камере В - включающий клапан 14 с пружиной 10 и регулирующим стержнем 9. Под включающим клапаном установлен обратный клапан 12 с пружиной 13. В средней камере А, сообщаемой постоянно с главными резервуарами, ввернут фильтр 6. Снизу к корпусу через резиновую прокладку 17 прикреплена болтами привалочная плита 16, имеющая резьбовые отверстия для подключения трубопроводов от главных резервуаров ГР, к разгрузочному устройству компрессора РК - клапану холостого хода и к клапану наполнения гидромуфты привода компрессора.
Воздух от ГР поступает в камеру А и через фильтр 6 по каналам А1, А2 и АЗ проходит под выключающий клапан 2, а по каналам А5 и Аб - под обратный клапан 12. Связанные между собой каналами Б1, Б2, В1 и А4 камеры б и В регулятора давления сообщаются в это время с атмосферой через канал В2, соединяя с ней и РК-
При повышении давления в ГР до 0,85 МПа (8,5 кгс/см2) воздух под выключающим клапаном 2 начинает действовать на него с усилием, равным по величине противоположно направленному усилию, на которое отрегулирована пружина 4, клапан 2 немного поднимается, и давление воздуха распространяется на всю нижнюю площадь клапана (срывную). При этом происходит резкий подъем выключающего клапана 2, и воздух по каналу Е поступает под включающий клапан 14, далее по каналу А4 - к Р/С и по каналам Б2 и Б1- в камеру Б.
Вследствие повышения давления под клапаном 14, пружина 10 которого отрегулирована на давление воздуха 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), клапан 14 поднимается и перекрывает канал В1, разобщая камеры Б и В. При этом камера Б разобщается и с атмосферой. Вместе с клапаном 14 поднимается и обратный клапан 12 (под действием пружины 13), пропуская воздух из ГР по каналам А6 и А4 к РК и по каналам Б2 и Б1- в камеру Б.
Рис. 166. Регулятор давления № ЗРД: 1-корпус; 2-выключающий клапан; 3, 15-гнезда, 4, 10, 13-пружины; 5, 9-стержни, 6- фильтр; 7-контргайка; 8-гайка; 11-седло, 12- обратный клапан; 14-включающий клапан; 16-привалочная плита, 17-прокладка; А, Б, В-камеры; А1-А6, Б1, Б2, В1, В2, Е, Е1, Е2- каналы; Ат-атмосферное отверстие
Одновременно под действием сверху суммарного усилия пружины и воздуха клапан 2 опускается на седло, перекрывая канал Е. Дальнейшее поступление воздуха из ГР к РК происходит только по каналам АЗ, А6, А4. Как только давление в ГР снизится до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), усилие воздуха снизу на клапан 14 становится равным усилию пружины 10, клапаны 14 и 12 опускаются в крайнее нижнее положение, при этом каналы А6 перекрываются, и поступление воздуха из ГР прекращается.
Одновременно открывается канал В1, сообщая между собой камеры Б и В, а камеру Б и РК - с атмосферой.
В этом положении регулятор находится до момента повышения давления в главных резервуарах до 0,85 МПа (8,5 кгс/см2), после чего цикл снова повторяется.
Для регулировки выключения компрессора при давлении 0,85 МПа (8,5 кгс/см2) в ГР необходимо вращать стержень 5 против часовой стрелки до посадки клапана 2 на седло, а включения компрессора при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) - вращать стержень 9 по часовой стрелке до включения компрессора. Во время вращения стержня 5 против часовой стрелки гайка, стопорящаяся в корпусе от проворачивания, движется вниз по стержню, сжимая пружину 4. Таким же образом происходит регулирование усилия пружины 10, только гайка 8 в этом случае движется вверх После регулировки стержни 5 и 9 закрепляют контргайками 7.
Предохранительный клапан № Э-216 (рис. 167) предназначен для автоматической защиты главных резервуаров от появления избыточного давления в них при неисправности регулятора давления. На тепловозе устанавливают два предохранительных клапана (оба на напорной магистрали до обратного клапана).
При заданном давлении воздуха, поступающего снизу, усилие его на клапан 2 уравновешивается усилием пружины 4 Как только усилие воздуха превысит силу нажатия пружины, клапан немного отойдет от своего седла. При этом воздух будет действовать уже на большую (срывную) поверхность клапана 2, произойдет полное открытие клапана и быстрый сброс избыточного давления через атмосферные отверстия стакана 5. После этого клапан снова займет исходное положение. Регулировку предохранительного Клапана производят поворотом регулировочной гайки 6 при снятом защитном колпачке 7. После регулировки клапан пломбируют через отверстия а в стакане и колпачке.
Рис 167 Предохрани тельный клапан № Э-216 1-корпус, 2-клапан, 3-центрирующая шай 6а, 4-пружина, 5-ста кан, 6-гайка, 7-колпа чок
Тифон предназначен для подачи звуковых сигналов большой громкости. На рис. 168 изображен тифон, устанавливаемый на тепловозах ТГМ6А с № 983. При поступлении сжатого воздуха в корпус 2 мембрана 4 отжимается от втулки 9 и пропускает воздух в рупор /. При этом давление воздуха под мембраной резко снижается, а мембрана снова прижимается к втулке. В результате частых колебательных движений мембраны и возникает звук.
Максимальный уровень звукового давления, создаваемый тифоном при давлении воздуха в питательной магистрали 0,75- 0,85 МПа (7,5-8,5 кгс/см2) и замеряемый на расстоянии 5 м от тифона, составляет 120-125 дБ. Минимальное давление воздуха, при котором прекращается звучание тифона, 0,25 МПа (2,5 кгс/см2) Регулировку уровня звукового давления тифона производят поворотом регулировочной гайки <?, прижимающей мембрану через крышку 5 и кольцо 6 (из морозостойкой резины) к корпусу тифона и втулке. После регулировки гайку 3 фиксируют болтом 7 и контргайкой.
Свисток (рис. 169) предназначен для подачи звуковых сигналов малой громкости. Уровень звукового давления, создаваемый свистком при давлении воздуха 0,75-0,85 МПа (7,5- 8,5 кгс/см2) в питательной магистрали и замеряемый на расстоянии 5 м от свистка, должен составлять не менее 105 дБ.
Вспомогательные пневматические системы | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Особенности эксплуатации и обслуживания тепловоза. Меры безопасности