Продолжение прилож. 1
Продолжение прилож. 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ОКРАШЕННЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ ТЕПЛОВОЗА
В зависимости от степени загрязнения окрашенных поверхностей применяют различные способы мойки и моющие составы. Наружную обмывку кузова проводят на стационарных передвижных моечных машинах, при ручной обмывке применяют водоструйные щетки.
Для мойки сильно загрязненных поверхностей рекомендуется применять мыльные растворы, приготовленные из наиболее распространенных сортов мыла — твердого хозяйственного или жидкого мазеобразного (зеленого). Мыло растворяют в теплой воде (40—60 ЬС) до концентрации не более 5 % и применяют в теплом состоянии. Время действия раствора иа окрашенную поверхность не должно превышать 15 мии. При растворе большей концентрации, а также при более продолжительном его воздействии на окрашенной поверхиост-и остается матовый иалет и происходит посвет-ление краски. Промытую мыльным раствором поверхность следует обмыть теплой водой.
Хороший результат дает применение в моечных составах растворителей или раз-мягчителей. Несложной и иедефицитной по составу является эмульсия, приготовленная из мыльного раствора концентрации 0,2—0,3 % с добавлением 1 % керосина. Приготовление эмульсии сводится к растворению мыла в воде, подогретой до температуры 70—90 °С,и добавлению керосина с последующим перемешиванием. Наибольший моющий эффект достигается при использовании эмульсии, подогретой до температуры 50—60 °С. Такая эмульсия безвредна для красочного слоя и при многократном применении ие портит окрашенные поверхности.
ЭНИИЖТ рекомендует для систематической мойки вагонов и локомотивов несколько рецептов водомасляных эмульсий (табл. 4). Указанные эмульсии безвредны, ие портят красочного слоя, а также сохраняют его блеск и цвет. В случае их применения необходима последующая промывка теплой водой, смешанной с 1 % эмульгатора — смачивателя ОП-1 или ОП-7, и сухая протирка кузова локомотива. Для мойки сильно загрязненных поверхностей тепловоза следует применять более эффективные моющие составы, приготовленные по рецептуре, рекомендуемой. ВНИИЖТом (табл. 5).
Для приготовления моющего состава в воду, подогретую до температуры 60— 70 °С, следует поочередно добавить в указанной пропорции соответствующие компоненты н тщательно размешать содержимое до полного растворения.
Мойку указанными составами можно осуществлять механизированным и ручным способами с последующей обильной обмывкой поверхностей теплой водой и протиркой до сухого состояния.
Для сохранения лакокрасочных покрытий и восстановления гляица и внешнего вида применяют полировочные пасты, которые представляют собой водяную эмульсию воска (карнаубского или торфяного), церезина, вазелинового и касторового масел. Полировочную пасту следует наносить на окрашенные поверхности после очередной обмывки ие реже одного раза в месяц. Наносить ее нужно иа высохшую поверхность тонким слоем при помощи марлевого тампона или чистых салфеток. Затем поверхность располировывают чистой сукоикой или фетром досуха и протирают до зеркального блеска мехом или бархоткой.
Обработку пастами можно вести на моечных установках сухими щетками или при помощи электрических и пневматических ручных полировочных машинок. Расход пасты ие должен превышать 3—5 г иа 1 м2 поверхности. Такая полировка сохраняет блеск лакокрасочного покрытия, а также облегчает мойку тепловоза.
Обработку тепловоза указанными выше моющими средствами рекомендуется проводить в следующие сроки:
при каждом текущем ремонте ТР-1—моющими средствами с последующей обработкой полировочной пастой;
при каждом втором техническом обслуживании ТО-3— одной из водомасляиых эмульсий или мыльным раствором с последующей обработкой полировочной пастой;
при каждом техническом обслуживании ТО-3— водомасляиыми эмульсиями (без полировочной пасты).
Сроки обработки кузовов в каждом отдельном случае могут устанавливаться в зависимости от местных условий и направления, иа котором эксплуатируются тепловозы, приписанные к депо.
Применение для мойки кузовов каустической соды, серной кислоты, отработанной кислоты аккумуляторных батарей, купоросного масла и др. не допускается, так как это неизбежно приводит к разрушению покрытия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАЩИТА ТЕПЛОВОЗА ОТ КОРРОЗИИ
Лакокрасочные, гальванические и декоративные покрытия. Значительные потери металла при эксплуатации тепловоза происходят за счет ржавления его на воздухе, т. е. за счет так называемой атмосферной коррозии. Иитенсивиость ее зависит главным образом от влажности воздуха н его загрязненности промышленными газами, частицами минеральных солей, каменноугольной и металлургической пылью. Основная защита металлоконструкции тепловоза заключается в нанесении лакокрасочных, гальванических и декоративных покрытий.
Роль лакокрасочного покрытия как средства защиты от коррозии сводится в основном к изоляции металла от воздействия внешней среды. Лакокрасочный слой, поврежденный вследствие воздействий атмосферной коррозии или других причин, следует восстанавливать. Наличие коррозии на окрашенных и неокрашенных поверхностях устанавливают по следующим характерным признакам:
на стальных и чугунных деталях темные точки и пятна, а также налет оранжево-бурого цвета;
на деталях из алюминиевых сплавов пятна нлн порошкообразный налет белого цвета, в дальнейшем появление раковин;
иа медных сплавах пятна или налет зеленого, иногда черного цвета;
на лакированных и окрашенных поверхностях вздутие пленки, а затем ее шелушение;
иа кадмированных деталях пятна и точки белого, серого и черного цветов нлн белый порошкообразный налет
На стойкость лакокрасочных покрытий большое влияние оказывает подготовка окрашиваемой поверхности, которая заключается в очистке от пыли, жиров, масел н удалении продуктов коррозии. Удаление жнров и масел с поверхности деталей производят специальными органическими растворителями: керосином, бензином, уайт-спиритом, скипидаром, синтетическими растворителями или химической обработкой в растворах.
Продукты коррозии удаляют химическим илн механическим способом. При механическом способе следует выбирать такой метод очнсткн поверхности, чтобы не нарушались ее чистота и размеры. Так, при удалении коррозии с деталей из черных металлов шлифовальными кругами и шкурками учитывают зернистость кругов или шкурок. Коррозию с поверхности деталей из алюминиевых сплавов удаляют стеклянной шкуркой с последующей зачисткой мелким порошком пемзы. Для деталей из меди н медных сплавов применяют мелкий порошок пемзы. Удаление коррозии химическим способом производят при помощи травильных растворов и промывки щелочами.
На очищенную н высушенную поверхность наносят равномерным тонким слоем грунтовку краскораспылителем илн кистью. Для выравнивания окрашенной поверхности и улучшения внешнего вида покрытия производят сначала местную шпатлевку отдельных углублений и раковин, а затем сплошную шпатлевку по всей поверхности. Эту операцию особо тщательно выполняют при наружной окраске кузова тепловоза. Шпатлевку наносят на хорошо высушенный грунт тонкими слоями толщиной не более 0,5 мм. Следует иметь в виду, что шпатлевание не повышает защитного свойства лакокрасочного покрытия, так как недостаточно эластичная шпатлевка при наличии толстого слоя (свыше 2 мм) растрескивается, чем нарушает прочность всего покрытия. Каждый наиесенныйЪюй шпатлевки должен быть хорошо просушен. После шлифовки высушенной шпатлевки и протирки поверхностей насухо наносят два слоя лакокрасочного покрытия: второй слой краски — на хорошо просушенный первый. Для окраски тепловоза применяют в основном пентафталевые эмалн ПФ-115 ГОСТ 6465— 76, обладающие хорошей стойкостью к атмосферным осадкам.
При восстановлении лакокрасочных покрытий следует обращать внимание на соответствие марки вновь наносимой краски марке краски, имеющейся на поверхности. Когда деталь илн узел по условиям работы подвержены механическому воздействию (тренне, удары, частые разборки), применяют гальванические покрытия (хромирование, цинкование, оксидирование или кадмнрование).
Обработка воды для охлаждения дизеля. Присутствие в воде для охлаждения дизеля вредных примесей является одной из причин коррознн, отложений накипи на блоке, в цилиндровых втулках дизеля, в трубопроводах н секциях холодильника. Надлежащее качество воды для охлаждающей системы двигателя повышает экономичность тепловоза, удлиняет срок службы деталей, сокращает объем ремонта, расход металла н рабочей силы.
Существенное значение для обеспечения надежной работы тепловоза имеет антикоррозионная обработка внутренних поверхностей трубопроводов (водяной, масляной, топливной, тормозной, песочной систем и системы автоматики), заключающаяся в обезжиривании, удалении ржавчины и окалнны путем травления и последующего нанесения защитных пленок.
Консервация тепловоза. При передвижении тепловоза в холодном состоянии, а также при перерывах в эксплуатации на срок свыше 15 сут создаются условия для быстрого развития коррозии, особенно внутренних поверхностей двигателя, гидропередачи, компрессора и других узлов вследствие воздействия на металл капельной илн парообразной влагн. В этих случаях необходимо покрывать незащищенный узлы и детали тепловоза антикоррозионными смазками. Срок консервации зависит от типов смазок и технологии их нанесения.
Процесс консервации тепловоза состоит из двух этапов: подготовки узлов и систем к консервации и покрытия консервационными смазками. Подготовка тепловоза к консервации заключается в очистке узлов от грязи, пыли, масла путем обдувки сжатым воздухом, протирки узлов, а также удаления воды, масла, топлива из систем тепловоза н пенообразующей смеси из резервуара пожаротушения.
Консервацию основных узлов тепловоза (дизеля, гидропередачи, компрессора и др.) производят в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей указанного оборудования. Отдельные части капота, через которые могут попадать атмосферные осадки в дизельное помещение, н те детали, которые могут быть повреждены, защищают плотной бумагой нлн материей (верхние и боковые жалюзи, выпускная труба дизеля, прожекторы, ручки дверей и др.). Блокировочные контакты электрических аппаратов, фланцы гидропередачи осевых редукторов н другие детали, не имеющие постоянного гальванического или лакокрасочного покрытия, подлежат покрытию консервационными смазками. Периодически (не реже одного раза в месяц) законсервированное оборудование осматривают. Выявленные следы коррозии удаляют и восстанавливают консервацию.
По истечении срока консервации тепловоза необходимо произвести перекон-сервацню. Помимо контрольных осмотров, следует выполнять следующие работы:
поворот коленчатого вала дизеля без прокачки масла и наружный осмотр всех агрегатов и приборов для выявления коррозии;
измерение сопротивления изоляции электрических машин;
перекатку тепловоза по пути для смены точек контакта роликов и беговых дорожек подшипников и предохранения их от коррозии. Перед вводом тепловоза в эксплуатацию необходимо произвести его расконсервацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Масса основных узлов тепловоза, кг
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ОСНОВНЫЕ СБОРОЧНЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАЗМЕРЫ И ЗАЗОРЫ В СОЕДИНЕНИЯХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ДИЗЕЛЯ
Продолжение прилож. 5
Окончание прил. 5