Экипировка и техническое обслуживание ТО-2

Экипировка — это снабжение тепловоза топливом, маслом, водой, песком и обтирочными материалами. Экипировку тепловоза производят в соответствии с графиком, составленным в депо и утвержденным в отделении дороги. В местах экипировки должно быть предусмотрено максимальное совмещение всех операций. Как правило, тепловозы экипируют в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), совмещая экипировку с проведением технического обслуживания ТО-2. Для снабжения топливом и маслом тепловозов, работающих на отдаленных от депо участках, применяют автозаправщики.

Дизельное топливо заправляют в бак под давлением, предварительно отвернув пробку и ввернув в заливочную горловину (с любой стороны бака) переходный штуцер, в который вставляют пистолет топливного шланга. Перед заправкой необходимо слить отстой из топливного бака. По топли-вомерному стеклу ведут контроль за количеством заправляемого топлива (обычно до отметки 5500 л для тепловозов ЧМЭЗ и ЧМЭЗЭ и 4800 л для тепловоза ЧМЭЗТ). По окончании заправки снимают пистолет и переходный штуцер, вворачивают в заливочную горловину пробку до упора и надежно закрепляют ее.

Масло добавляют в запасной бак 25 (см. рис. 62) (вместимостью 100 л) под давлением через штуцер, снабженный обратным клапаном. Добавление масла (обычно до отметки 90 л) контролируют по маслоуказательно-му стеклу. Для заправки основного масляного бака используют сливную трубу 36 (на тепловозах ЧМЭЗ до № 1343 для заправки масла имеется специальная горловина в корпусе привода насосов на переднем торце дизеля). При заправке уровень масла должен быть доведен до верхней риски масло-указателя (щупа), так как после пуска дизеля масло начнет заполнять водо-масляный теплообменник, масляные фильтры и т. д., и уровень масла в баке понизится.

Водяную систему заполняют водой под давлением через шланг, присоединяемый к заправочному рукаву на тепловозе. При заправке вода заполняет трубопроводы основного и вспомогательного контуров. Предусмотрена также заправка водяной системы с помощью ручного водяного насоса. Сравнительно небольшое количество воды в систему можно добавить через заливочную горловину расширительного бака. Контролируют заправку системы водой по водомерному стеклу расширительного бака.

Заправку песка производят через люки песочных бункеров на крыше кузова тепловоза. Предварительно надо убедиться в том, что в горловинах люков имеются предохранительные сетки. Песок должен быть просушенным и просеянным. При необходимости бригада берет на тепловоз обтирочные концы, дистиллированную воду, компрессорное масло и смазки МВП и ЖРО.

Все операции по экипировке тепловоза производят при строгом соблюдении правил техники безопасности. В частности, категорически запрещается подниматься на крышу тепловоза, если он находится на электрифицированном участке.

В соответствии с Правилами технического обслуживания и текущих ремонтов тепловозов ЧМЭЗ техническое обслуживание ТО-2 выполняют слесаря комплексных бригад совместно с локомотивными бригадами. Кроме работ, осуществляемых локомотивными бригадами при приемке (сдаче) локомотива, а также в процессе его эксплуатации, при техническом обслуживании ТО-2 дополнительно выполняют следующее.

Проверяют ритмичность работы механизмов и агрегатов (при работающем дизеле), правильность показаний контрольно-измерительных приборов, действие системы пескоподачи, звуковых сигналов и стеклоочистителей, устойчивость работы регулятора дизеля (перевод главной рукоятки контроллера на нулевую позицию не должен приводить к неустойчивой частоте вращения коленчатого вала); сливают отстой из топливного бака и конденсат из воздушных резервуаров.

При работающем дизеле проверяют, нет ли постороннего шума в электрических машинах, контролируют напряжение вспомогательного генератора, поддерживаемое регулятором напряжения. Сразу после остановки дизеля проверяют на ощупь нагрев подшипников всех электрических машин.

При остановленном дизеле осматривают тяговый генератор, двухмашинный агрегат и тяговые электродвигатели. Производят ревизию электрических аппаратов и аккумуляторной батареи. Разрешается выпуск тепловозов из технического обслуживания ТО-2 не более чем с двумя отключенными аккумуляторами.

Ревизию коллекторов электрических машин производят со снятием крышек смотровых люков. Однако зимой во время снегопада (при нахождении тепловоза на открытых стойлах ПТОЛ), разрешается не снимать крышки нижних и боковых смотровых люков остовов тяговых электродвигателей (если нет соответствующих записей в журнале ТУ-152). В зимнее время сливают конденсат из шапок моторно-осевых подшипников.

При обслуживании экипажной части проверяют выход штоков тормозных цилиндров, состояние и регулировку тормозной рычажной передачи, действие ручного тормоза. Заменяют изношенные тормозные колодки. При необходимости добавляют смазку в моторно-осевые подшипники и кожухи тяговых редукторов.

Окончательный объем работ, выполняемый при техническом обслуживании ТО-2, устанавливается начальником депо исходя из местных условий, а также требований действующих инструкций по техническому обслуживанию локомотивов.

Если экипировка производится на канаве или предусмотрен заезд на канаву после экипировки, то локомотивная бригада должна прежде всего тщательно осмотреть экипаж и продуть сжатым воздухом тяговые электродвигатели. При этом убеждаются в отсутствии трещин в заливке головок болтов крепления главных и добавочных полюсов тяговых электродвигателей, проверяют состояние кожухов тяговых редукторов, крепление шапок моторно-осевых подшипников и уровень масла в них, нагрев подшипников (на ощупь) и т. д. При необходимости меняют изношенные тормозные колодки и регулируют выход штоков тормозных цилиндров.

Приемка и сдача тепловоза | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Уход за экипажной частью