Тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗЭ, как правило, обслуживаются прикрепленными локомотивными бригадами. Такой способ обслуживания позволяет более тщательно контролировать состояние и работу деталей и узлов локомотива.
Правильное обслуживание локомотива начинается с грамотной приемки его в депо или при смене локомотивных бригад. Во время приемки тепловоза локомотивная бригада обязана проверить техническое состояние локомотива с таким расчетом, чтобы прежде всего были обеспечены безопасность движения и выполнение плана маневровой работы, а также соблюдены правила техники безопасности и пожарной безопасности. За время смены локомотивная бригада выполняет очередной цикл технического обслуживания ТО-1, о чем делается соответствующая запись в журнале технического состояния тепловоза (форма ТУ-152).
Локомотивная бригада, сдающая тепловоз, должна гарантировать надежную работу всех его узлов в течение следующей смены. При сдаче тепловоза машинист обязан ознакомить принимающую бригаду с неисправностями, имевшими место за время его работы. Машинист, сдающий тепловоз, несет личную ответственность за сокрытие неисправностей, происшедших в его смену.
По условиям работы приемка (сдача) может производиться в различных местах (в депо, на станции, в пункте технического обслуживания и т. д.), но в любом случае при приемке должны строго соблюдаться правила техники безопасности. Распределение обязанностей между членами локомотивной бригады при приемке тепловоза зависит от местных условий, продолжительности стоянки и определяется должностными инструкциями, учитывающими, в частности, специфику обслуживания тепловоза одним машинистом.
Если локомотивная бригада состоит из двух человек, то, как правило, машинист принимает экипажную часть, проверяет состояние и работу электрических аппаратов и тормозов, а помощник машиниста осматривает дизель, электрические машины и вспомогательное оборудование, проверяет наличие топлива, масла, воды и песка, сигнальных принадлежностей, противопожарного инвентаря и инструмента.
На рис. 229 показан примерный рекомендуемый порядок осмотра тепловоза ЧМЭЗ. Осмотр экипажа машнист начинает с правой стороны тепловоза. Осматривает заднюю тележку, топливный бак, переднюю тележку, переднюю автосцепку и далее продолжает осмотр с левой стороны, заканчивая задней автосцепкой. Затем машинист, поднявшись по правой задней лестнице главной рамы тепловоза, осматривает аккумуляторную батарею и проходит в кабину для осмотра пульта и аппаратной камеры, проверки секвенции и т. д.
Помощник машиниста, выйдя из кабины через левую дверь и проходя по левой стороне тепловоза, проверяет наличие масла в запасном масляном баке и положение вентиля на перепускной трубе (вентиль должен быть закрыт), крепление двухмашинного агрегата на раме тепловоза и натяжение приводных ремней, состояние коллектора и щеток вспомогательного генератора, возбудителя и тягового генератора, уровень масла в подшипниковой камере входного корпуса турбонагнетателя, уровень масла в раме дизеля (такую проверку надо производить не ранее чем через 10 — 15 мин после остановки дизеля), убеждается в отсутствии течи из-под крышек смотровых люков в блоке цилиндров; проворачивает на 2 — 3 оборота рукоятки фильтров грубой очистки масла; проверяет состояние и крепление маслопрокачивающего насоса с электроприводом, состояние деталей привода гидромеханического редуктора и крепление редуктора на главной раме, состояние левых водяных секций холодильника (при открытых жалюзи), крепление компрессора на главной раме тепловоза и уровень масла в картере компрессора, уровень воды в расширительном баке.
Продолжая осмотр с правой стороны тепловоза, помощник проверяет состояние правых водяных секций холодильника, натяжение клиновых ремней привода вентилятора охлаждения тяговых элекродвигателей передней тележки, положение кранов на воздухопроводах управления приводами жалюзи и главного вентилятора; проворачивает на 2 — 3 оборота рукоятку фильтра грубой очистки топлива; проверяет свободность перемещения реек топливных насосов (с помощью рукоятки на валу управления рейками), состояние топливных насосов высокого давления, крепление крышек смотровых люков блока цилиндров, убеждаясь в отсутствии течи из-под них, готовность предельного регулятора к работе, уровень масла в подшипниковой камере воздушного корпуса турбонагнетателя, давление воздуха в резервуаре управления (по манометру), состояние коллектора и щеток тягового генератора (с правой стороны машины), натяжение клиновых ремней привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки. При осмотре оборудования, установленного в переднем кузове и машинном помещении тепловоза, проверяют также наличие пломб на всех термореле, предохранительных клапанах воздушной системы и общем ящике АЛСН, крепление дизеля к главной раме тепловоза, убеждаются в отсутствии течи в трубопроводах топливной, масляной и водяной систем.
При приемке тепловоза машинист обязан проверить показание часов скоростемера и при необходимости установить правильное время; проверить наличие пломб на крышке контактных устройств и индикаторе тормозного давления и наличие всех писцов с карандашами. Перед началом смены машинист заправляет скоростемер лентой, а по окончании смены снимает скоростемерную ленту и вместе с маршрутом и бланками предупреждений сдает ее дежурному по депо или расшифровщику.
При контроле устройств АЛСН машинист обязан убедиться в наличии штампа-справки об исправном действии установленных на локомотиве устройств АЛСН и проверить включение этих устройств, а также наличие и целостность пломб на разобщительном кране тормозной магистрали, рукоятке бдительности, локомотивном светофоре, электропневматическом клапане и общем ящике с усилителем и дешифратором. В аппаратной камере тепловоза должны быть опломбированы реле перехода РП1 и РП2 и выключатель реле заземления РЗ. Исправное действие тормозов машинист проверяет в соответствии с инструкцией по эксплуатации тормозов (см. § 105).
При проверке инвентаря помощник машиниста должен убедиться в наличии шести петард, двух сигнальных фонарей, двух красных и двух желтых флажков, 3 — 5 тормозных башмаков (их число определяется местной инструкцией), двух пар диэлектрических перчаток (при работе водно лицо — одной пары). На тепловозах должны находиться один пенный и два углекислотных огнетушителя. Каждый огнетушитель должен быть опломбирован и иметь бирку с указанием срока годности. Более подробно осмотр отдельных узлов, агрегатов и систем тепловоза рассмотрен в последующих параграфах этой главы.
Если после смены локомотивная бригада оставляет тепловоз в депо, то необходимо выключить рубильник аккумуляторной батареи, все автоматы и переключатели, запереть все люки, окна и двери, затормозить тепловоз ручным тормозом (при необходимости поставить тормозные башмаки под колесные пары), снять реверсивную рукоятку и вместе с ключами от тепловоза сдать ее дежурному по депо.
Вспомогательные цепи и цепи освещения | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Экипировка и техническое обслуживание ТО-2