Локомотивная бригада периодически (в соответствии с графиком работ по техническому обслуживанию ТО-1) контролирует состояние вспомогательного оборудования тепловоза, обращая внимание на работу устройств автоматического управления вентиляторами и жалюзи, четкость открытия и закрытия боковых и верхних жалюзи шахты, состояние упругих муфт и натяжение ремней клиноре-менной передачи вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей и двухмашинного агрегата, проверяет, нет ли течи секций радиатора. Последние очищают от грязи и продувают сжатым воздухом. При ремонтах добавляют консистентную смазку в подшипники приводов вентиляторов и шлицевое соединение нижней карданной муфты.
При приемке тепловоза убеждаются в том, что вентиль 200 (поз. 4 на рис. 62) на трубе, соединяющей фильтр грубой очистки масла с золотниковой коробкой гидромеханического редуктора, открыт. В процессе эксплуатации контролируют работу редуктора по нагреву его корпуса (на ощупь). Если гидромуфта не включается или своевременно не выключается, то причинами могут быть: неисправность термореле РТЖ2 или регулятора давления воздуха компрессора; заклинивание золотника в коробке; пропуск масла или воздуха через уплотнительные кольца золотников; засорение сопел гидромуфты. Открытие люков на корпусе гидромеханического редуктора для очистки сопловых отверстий в колоколах гидромуфт разрешается производить только при неработающем дизеле. Контроль за вспомогательным оборудованием при работающем дизеле должен выполняться с соблюдением правил техники безопасности.
В соответствии с инструкцией по эксплуатации тормозов локомотивная бригада перед выездом из депо обязана: выпустить конденсат из главных и вспомогательных резервуаров, маслоотделителей и промежуточного холодильника компрессора; проверить уровень масла в картере компрессора (он должно быть между верхней и нижней рисками маслоуказателя) и при необходимости добавить масло К-19; проверить значения давления в главных резервуарах, при которых компрессор автоматически включается (должно быть 7,5±0,2 кгс/см2) и выключается (8,5±0,2 кгс/см2). Разница между этими значениями должна быть не менее 1 кгс/см2; при наружном осмотре убедиться в том, что дата проверки манометров не просрочена, ручки разобщительных кранов тормоза находятся в соответствующих положениях, компрессор после пуска работает нормально, проверить наличие пломб на предохранительных клапанах и разобщительном кране электропневматического клапана (ЭПК); проверить зарядное давление в тормозной магистрали, плотность уравнительного резервуара, тормозной и питательной сети, работу кранов машиниста и воздухораспределителя при ступени торможения, вспомогательный тормоз — на предельное давление в тормозных цилиндрах при полном торможении; осмотреть тормозную рычажную передачу, ее предохранительные устройства и проверить действие ручного тормоза, а также проходимость воздуха через концевые рукава магистрали путем не менее трехкратного открытия концевых кранов.
Плотность тормозной сети проверяют при нормальном зарядном давлении. Для такой проверки перекрывают кран двойной тяги или комбинированный и по манометру наблюдают за падением давления в магистрали, которое допускается не более 0,02 МПа (0,2 кгс/см ) в течение 1 мин или 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 2,5 мин. Плотность питательной сети проверяют после отключения компрессора по времени снижения давления в главных резервуарах с 0,7 до 0,65 МПа (с 7,0 до 6,5 кгс/см ) — должно быть не менее 7,5 мин.
При выдаче тепловоза из депо или пункта технического обслуживания выход штоков тормозных цилиндров при давлении в них0,38 — 0,4 МПа (3,8 — 4,0 кгс/см ) должен быть в пределах 75 —100 мм (максимально допустимый в эксплуатации 125 мм). Если выход штока не соответствует указанным значениям, то рычажную тормозную передачу регулируют с обеспечением выхода штока на нижнем пределе нормы.
При смене локомотивных бригад принимающая бригада должна проверить на тепловозе: состояние механической части тормозов, положение режимного переключателя воздухораспределителя, выход штоков тормозных цилиндров, визуальный осмотр которых возможен, наличие масла в картере компрессора, правильность регулирования крана машиниста на поддержание зарядного давления в тормозной магистрали при поездном положении его ручки, темп ликвидации сверхзарядного давления, правильность регулирования крана вспомогательного тормоза тепловоза на максимально допустимое давление при полном торможении, правильность соединения рукавов и открытия концевых кранов между локомотивом и первым вагоном и правильность подвешивания нерабочего рукава на подвеске.
Кроме того, принимающая локомотивная бригада обязана продуть главные резервуары, маслоотделители, проверить плотность тормозной сети и по сигналу осмотрщика вагонов произвести опробование автотормозов в поезде.
Уход за дизелем | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Уход за электрическим оборудованием тепловоза