Особености эксплуатации тепловоза в зимних условиях

Подготовка тепловоза к работе в зимних условиях обычно совмещается с осенне-комиссионным осмотром, при котором производятся тщательный осмотр всего оборудования и устранение обнаруженных неисправностей.

При подготовке тепловоза для работы в зимних условиях заменяют летние смазки на зимние; проверяют и при необходимости восстанавливают утепление топливного, масляного, водяного и воздушного трубопроводов; проверяют целостность соединительных "гармошек", по которым охлаждающий воздух поступает в тяговые электродвигатели. Заделывают все щели и неплотности в кабине машиниста и кузове тепловоза, приводят в исправное состояние двери и задвижные окна кабины, не допуская проникновения холодного воздуха; проверяют и при необходимости ремонтируют калориферы и электродвигатели МК и МВО.

При температуре наружного воздуха 5 °С навешивают утеплительные чехлы на боковые и верхние жалюзи холодильника. В дальнейшем в зависимости от температуры воздуха чехлы частично открывают для большей эффективности охлаждения воды и масла. Если температура наружного воздуха минус 15 °С и ниже, жалюзи должны быть полностью закрыты чехлами.

При низких температурах увеличиваются вязкость и обводнение топлива. Это ухудшает работу топливной аппаратуры. Поэтому при работе зимой топливоподогреватель должен быть включен постоянно. Отстой из топливного бака следует сливать не реже одного раза в сутки. Продувку главных резервуаров и маслосборников следует производить не менее 3 — 4 раз в смену. При каждой приемке тепловоза необходимо полностью открывать концевой кран для продувки напорной магистрали.

Плотность электролита в аккумуляторах зимой должна быть 1,22 1,23 г/см3, т. е. выше, чем летом, а уровень электролита по сравнению с летним — несколько меньше (на 30 мм выше верхней кромки электродов). В холодное время года рекомендуется осматривать аккумуляторную батарею чаще, не допуская замерзания электролита.

При длительных стоянках тепловоза в ожидании работы необходимо периодически запускать дизель, поддерживая температуру масла и воды в пределах 50—60 °С. Кроме того, при работающем дизеле вентиляторы охлаждения прогоняют внутри тяговых электродвигателей воздух, выбрасывая его в атмосферу, что препятствует попаданию в тяговые электродвигатели снега.

Контроль за работой узлов тепловоза в пути следования | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Приложения