Коленчатый вал

Шатунно-кривошипный механизм преобразует энергию газов, образовавшихся при сгорании топлива внутри цилиндра, в механическую энергию, отдаваемую потребителям. К механизму относятся коленчатый вал, поршни с кольцами, поршневые пальцы и шатуны с шатунными подшипниками.

Коленчатый вал (рис. 24) через шатуны воспринимает усилия от поршней, что приводит к его вращению. Вращающий момент от коленчатого вала передается якорю тягового генератора и вспомогательным агрегатам.

Вал, откованный из высококачественной стали, имеет семь коренных /—VII (диаметром 240 мм) и шесть шатунных 1—6 (диаметром 2)0 мм) шеек. Шатунные шейки вместе со щеками 25 и двумя соседними коренными шейками образуют кривошипы (колена), поперечные оси которых расположены в трех плоскостях под углом 120° между ними. Переход от коренных шеек к щекам сделан плавным (радиус 12 мм). Для уменьшения массы коренные и шатунные шейки выполнены пустотелыми. Полости шеек (кроме седьмой коренной) с обеих сторон закрыты крышками 21, стянутыми шпильками 22. Крышки устанавливают в расточках шеек и уплотняют алюминиевыми кольцами.

В коренных и шатунных шейках сделаны радиальные отверстия а и б диаметром 18 мм, а в щеках просверлены наклонные каналы в такого же диаметра для прохода масла от первой коренной шейки к первой шатунной, от второй коренной — ко второй шатунной и т. д. В седьмой коренной шейке вместо радиального отверстия сделано сверление диаметром 12 мм и глубиной 15 мм под приспособление для выемки нижнего вкладыша седьмого коренного подшипника.

Для лучшей балансировки коленчатый вал снабжен двенадцатью противовесами (контргрузами) 19. Каждый противовес массой 42 кг закреплен на щеке при помощи наклонных поверхностей и двух распорных болтов 20, головки которых связаны проволокой.

Седьмая коренная шейка имеет фасонный борт 17, в кольцевую проточку которого входит своим коническим заплечиком разъемная шестерня 16 привода распределительного вала (г = 74). Относительно коленчатого вала шестерня зафиксирована призматической шпонкой 18 и закреплена хомутом 14, состоящим из двух частей, стянутых двумя болтами 15. Своей конической поверхностью хомут прижимает шестерню 16 к борту коленчатого вала.

Вал заканчивается массивным цилиндрическим фланцем 8, в котором просверлены двенадцать отверстий под болты 13 для соединения с якорем тягового генератора, два отверстия с резьбой М20 под отжимные болты и одно отверстие под штифт 23. Фланец 8 проходит через отверстие в разъемном корпусе 10 привода распределительного вала. Для предотвращения вытекания масла из полости корпуса предусмотрено специальное уплотнение, состоящее из двух лабиринтов — подвижного и неподвижного. Подвижной лабиринт 11 представляет собой алюминиевое кольцо, которое вставляется в кольцевую проточку с внутренней стороны фланца § и крепится к нему шестнадцатью болтами 24. Неподвижный лабиринт 12 выполнен разъемным и крепится двенадцатью болтами 9 к наружному торцу корпуса привода распределительного вала. Масло, просочившееся через уплотнение, попадает в кольцевую канавку г на внутренней поверхности неподвижного лабиринта 12, в нижней части которого сделано сверление д, совпадающее с отверстием е в корпусе привода распределительного вала, и по трубке 26, прикрепленной к корпусу, стекает в раму дизеля.

На переднем конце коленчатого вала находится фланец 27 для креплет-ния антивибратора. К торцу вала крепят восемью болтами шестерню привода насосов и поводковый вал привода вспомогательных агрегатов.

Рабочие клапаны | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Антивибратор