Вращающий момент коленчатого вала многоцилиндрового дизеля постоянно меняется. Под влиянием неравномерного вращающего момента коленчатый вал деформируется: закручивается и раскручивается, т. е. совершает крутильные колебания. Усилие, передаваемое от поршня через шатун на кривошип коленчатого вала, следует рассматривать как возмущающую силу, вызывающую крутильные колебания. Частота действия возмущающей силы пропорциональна частоте вращения коленчатого вала.
Если частота действия возмущающей силы совпадет с частотой собственных колебаний коленчатого вала, то наступит резонанс (при этом амплитуда колебаний увеличится настолько, что произойдет разрушение вала). В диапазоне частот вращения коленчатого вала дизеля КбБЗЮОЯ О—835 об/мин коленчатому валу резонанс не угрожает. Однако при трех значениях частот вращения вала из данного диапазона частота действия возмущающей силы в целое число раз меньше частоты собственных колебаний коленчатого вала, т. е. начало действия возмущающей силы совпадает с началом периода крутильных колебаний вала. Под действием такой силы амплитуда крутильных колебаний коленчатого вала увеличивается, что может вызвать усталостные разрушения вала. Для гашения этих опасных крутильных колебаний служит антивибратор, смонтированный на переднем конце коленчатого вала.
Антивибратор (рис. 25) состоит из несущего диска 3 и четырех маятников 1, свободно подвешенных к диску при помощи пальцев 2. Несущий диск пятнадцатью болтами 10 (М22) прикреплен к переднему фланцу коленчатого вала 5. Маятник 1 выполнен из двух стальных боковин в толщиной 34 мм, соединенных между собой при помощи стержня а и проставки б, которые приварены к боковинам. Масса каждого маятника 17,6 кг.
В боковинах маятников и несущем диске сделаны отверстия диаметром 72 мм, в которые запрессованы стальные сменные втулки 7 и 8 внутренним диаметром 60 мм. Втулки 7 и 8 имеют борт, которым они при запрессовке упираются в выточки несущего диска и боковин. Втулки 7 запрессовывают в несущий диск поочередно с одной и другой стороны. Дополнительно они фиксируются стопорными кольцами, входящими в канавки, проточенные на поверхности втулок.
Через втулки 7и 8свободно проходят стальные пальцы 2, на которых подвешены маятники. Осевое перемещение пальцев ограничено крышками 9, входящими в выточки боковин и прикрепленными двенадцатью болтами М8. Диаметр пальцев меньше внутреннего диаметра втулок, причем четыре пальца имеют диаметр 53,75 мм, два — 52,6 мм и еще два — 57,25 мм.
Коленчатый вал дизеля КбБЗЮВЯ, как отмечалось выше, нуждается в защите от опасных крутильных колебаний при трех значениях частоты вращения вала. Поэтому из четырех маятников два настраивают на одинаковую частоту, для чего их подвешивают к несущему диску диаметрально противоположно на пальцах одинакового диаметра 53,75 мм. Втулки и пальцы антивибратора смазываются маслом, поступающим из нижнего масляного коллектора на смазывание шестерен привода насосов (см. рис. 62).
Если опасных крутильных колебаний нет, то маятники не колеблются, а вращаются вместе с несущим диском подобно маховику. При определенной частоте вращения коленчатого вала возникает возмущающая сила, вызывающая опасные крутильные колебания. Настроенный на эту частоту маятник (частота его собственных колебаний равна частоте действия возмущающей силы) начинает качаться и гасить колебания коленчатого вала.
Коленчатый вал | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Поршень, поршневой палец и поршневые кольца