Газораспределительный механизм управляет работой впускных и выпускных клапанов, т. е. процессами впуска в цилиндры чистого воздуха и выпуска из цилиндров отработавших газов. Механизм состоит из распределительного ьала и привода впускных и выпускных клапанов.
Привод осуществляется от коленчатого вала дизеля с помощью цилиндрических косозубых шестерен, изготовленных из качественной стали и размещенных в стальном разъемном корпусе. Так как рабочий цикл четырехтактного дизеля совершается за два оборота коленчатого вала, то распределительный вал должен вращаться в два раза медленнее коленчатого. Такое уменьшение частоты вращения распределительного вала обеспечивается за счет определенного соотношения чисел зубьев шестерен привода.
Ведущая шестерня 2 (рис. 29) привода (г= 74) укреплена на коленчатом валу / дизеля. Ведомая шестерня 9 (г = 54) прикреплена восемью болтами к фланцу хвостовика распределительного вала. Вращение от ведущей шестерни 2 к ведомой 9 передается через блок промежуточных шестерен, который состоит из большой шестерни 3 (г = 74) и малой шестерни 17 (г = 27). Большая промежуточная шестерня находится в зацеплении с ведущей, а малая — с ведомой.
Шестерня 3 насажена с натягом на ступицу шестерни 17. Правильность сборки шестерен обеспечивается с помощью штифта 4, а дополнительное крепление осуществляется одиннадцатью болтами 7(М16). В ступицу малой промежуточной шестерни 17 с двух сторон запрессованы до упора в борты стальные втулки 13 с бронзовым покрытием толщиной 1,5 мм и тонким слоем баббита.
Блок промежуточных шестерен вращается на пальце 5, запрессованном в поперечину 6, которая представляет собой стальную литую коробку. В боковых стенках поперечины имеются окна для прохода шестерен, а в торцовых стенках — расточки под палец. Поперечина фиксируется на заднем торце блока дизеля двумя штифтами 19 и крепится к нему четырьмя болтами 10 (М24), которые ввернуты в приваренные к блоку бонки 8.
Палец 5 имеет две шейки диаметром 67 мм под втулочные подшипники и две цилиндрические части диаметрами 60 и 70 мм для запрессовки в расточки поперечины. На торце пальца и приливе поперечины выполнены пазы под стопорную планку 16, которая прикреплена к поперечине двумя болтами 18 и дополнительно фиксирует палец.
В пальце сделаны несквозное осевое сверление а и четыре радиальных отверстия б для подвода масла к втулочным подшипникам 13. Возле отверстий на наружной поверхности шеек имеются лыски в, способствующие созданию масляного клина. В осевое сверление а запрессована втулка 14 с резьбой под пустотелый штуцер 15. Для смазывания деталей привода распределительного вала масло от нижнего масляного коллектора по трубке 12 подводится к штуцеру 15 и соплу / /.
Из штуцера масло по осевому а и радиальным б отверстиям поступает к втулочным подшипникам блока промежуточных шестерен.
Сопло 11 представляет собой трубку, к которой приварен фланец е с запрессованным в него штифтом д диаметром 4 мм. С одной стороны сопло заварено и имеет три радиальных отверстия г диаметром 1 мм для выхода масла. На другом конце сопла нарезана резьба MIO и просверлено радиальное отверстие ж диаметром 3 мм для подвода масла. Сопло устанавливают с внутренней стороны поперечины 6 до упора фланцем и фиксируют гайкой 20. На выступающую часть сопла надевают трубку 12 и навертывают колпачковую гайку 21. Через отверстия г в сопле масло разбрызгивается на зубья шестерен. Смазав детали, масло стекает в корпус привода распределительного вала и через втулку 4 (см. рис. 18) в седьмой поперечной перегородке рамы дизеля и сливное отверстие 11 попадает в масляный бак.
Шатун и шатунные подшипники | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Распределительный вал