Вал служит для привода клапанов, топливных насосов высокого давления и двух регуляторов дизеля (объединенного и предельного). Вал состоит из семи частей (шести одинаковых кулачковых секций и хвостовика), откованных из высококачественной стали.
Каждая секция (рис. 30, а) имеет кулачки 2 и 5 для привода впускных и выпускных клапанов, шейку 4 под опорный подшипник и фланцы 1 и 5, предназначенные для соединения секций. Фланец 5 имеет выступ 6 диаметром 52 мм, а фланец 1 — выемку такого же диаметра, что обеспечивает центровку секций при сборке. Соединение фланцев двух соседних секций осуществляется шестью болтами М16, из которых один призонный, т. е. плотно входящий в отверстия фланцев. Постановка призонных болтов необходима для точной сборки распределительного вала. Под гайки болтов устанавливают лепестковые шайбы с отгибом лепестков на цилиндрическую поверхность фланца.
Между кулачками 2 и 5 на цилиндрической поверхности диаметром 70 мм монтируется топливный кулачок, состоящий из двух частей 13 и 14, стянутых четырьмя болтами 15 (М12). Рабочие поверхности кулачков и опорных шеек цементируют, закаливают и шлифуют.
Хвостовик распределительного вала (рис. 30, б) для уменьшения массы выполнен пустотелым. Он имеет две шейки 7 и 10 под подшипники и два фланца 8 и 11. Концевая шейка 7 является дополнительной опорой распределительного вала. Шейка 10 предусмотрена под опорно-упорный подшипник, поэтому она ограничена с обеих сторон бортами 9. Все шейки вала имеют диаметр 75 мм.
К фланцу 8 прикреплена восемью болтами (из которых один призонный) шестерня привода распределительного вала (г = 54). При помощи фланца 11 хвостовик соединен с шестой секцией вала тремя шпильками М16 и тремя болтами 12 (М16), из которых один призонный.
Распределительный вал вращается в семи разъемных и одном втулочном подшипниках. Каждый разъемный подшипник состоит из комплекта вкладышей и разъемного корпуса, образованного перегородкой 5 в отсеке распределительного вала (см. рис. 19) и крышкой. Вкладыши / и 2 (рис. 31) изготовлены из стали, а внутренняя поверхность их покрыта слоем бронзы.
Верхний вкладыш 2 отличается от нижнего 1 наличием маслораспреде-лительной канавки б. По стыкам вкладыши имеют холодильники а и отверстия г для прохода масла.
Стальная крышка 12 прикреплена к перегородке отсека распределительного вала двумя болтами М16. Для фиксации вкладышей в корпусе подшипника на их наружной поверхности сделаны лыски в, через которые проходят крепежные болты. В центре крышки имеется сверление е с резьбой иод штуцер 10 для крепления масло-подводящей трубки 11.
Седьмой разъемный подшипник является опорно-упорным. Его вкладыши 3 и 4 шире на 10 мм и имеют борта д для ограничения осевого разбега вала (0,1—0,5 мм). Восьмой подшипник представляет собой стальную втулку 6 с внутренним бронзовым покрытием, запрессованную в стальной корпус 5. Втулка 6 дополнительно фиксируется винтом 7 (М5), ввернутым с торца в отверстие глубиной 10 мм, просверленное на стыке втулки и корпуса. Для подвода масла к восьмой шейке распределительного вала в корпусе 5 сделано отверстие и с резьбой под штуцер, совпадающее с наружной канавкой ж втулки 6. Из канавки ж по двум радиальным отверстиям з масло попадает в холодильни-
Рис. 31. Подшипники распределительного вала: 1,2 — нижний и верхний вкладыши опорного подшипника; 3,4 — верхний и нижний вкладыши опорно-упорного подшипника; 5 — корпус втулочного подшипника; б — втулка; 7 — винт; 8, 11 — маслоподводящие трубки; 9, 10 — штуцера; 12 — крышка подшипника; а -холодильник; б — маслораспределнтельная канавка; в — лыска; г, в, .?, и — отверстия для прохода масла; д — борт; ж — канавка ки а и поступает из них на смазывание втулочного подшипника распределительного вала. Корпус имеет квадратный фланец с четырьмя отверстиями под болты, крепящие его к верхней части корпуса привода распределительного вала.
Масло к подшипникам распределительного вала подводится от верхнего масляного коллектора по четырем трубкам, каждая из которых обеспечивает смазывание двух подшипников. Из трубки // через штуцер 10 и сверление е в крышке 12 масло попадает в канавку б верхнего вкладыша / и через холодильники а выходит на поверхность шейки распределительного вала. Через зазоры на смазку (0,1—0,2 мм) масло стекает в отсек распределительного вала и далее по двенадцати отверстиям в правом наклонном листе блока — в картер и масляный бак.
Привод распределительного вала | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Привод клапанов